Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Конкуренция и монополия: преимущества, недостатки, экономические последствия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы конкуренции и монополии 5
1.1. Сущность понятий «конкуренция» 5
1.2. Характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции 10
1.3. Сущность понятия «монополия» 16
2. Сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции 21
2.1. Анализ конкуренции на рынке сотовой связи в России 21
2.2. Выявление вероятности вступления в сговор операторов сотовой связи России 27
2.3 Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ 29
3. Последствия конкуренции и монополии в России 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.
Совокупность подходов к определению и изучению рыночной конкуренции в научной литературе условно разделяют на три группы: поведенческий, структурный и функциональный. Поведенческий подход определяет конкуренцию как борьбу товаропроизводителей за деньги покупателей путем удовлетворения их потребностей.
Принято считать, что в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит впервые систематизировал теоретические положения о конкуренции и сформулировал собственную концепцию, положив, таким образом, начало поведенческому подходу к изучению этого экономического явления. А. Смит определял конкуренцию как соперничество, повышающее цены при малом предложении и понижающее цены при его избытке. Стремление предпринимателей к увеличению собственных выгод заставляет их в условиях борьбы с другими товаропроизводителями более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, изыскивать новые способы их продуктивного использования. Такое их поведение соответствует и достижению интересов общества в целом, так как в результате рациональное использование ресурсов и снижение издержек производства приводит к увеличению общественного богатства и повышению уровня жизни.
Цель настоящей работы является рассмотрение конкуренции и монополии: преимущества, недостатки, экономические последствия. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
— изучить понятие рынка;
— рассмотреть виды конкуренции на современном этапе;
— дать характеристику развития рынка сотовой связи в России;
— выявить вероятность вступления в сговор операторов сотовой связи России
Объектом исследования является конкуренция.
Предметом исследования является экономическая ситуация в России.
Теоретической и методологической основой для данной работы послужили научные труды ученых-экономистов, учебники, учебные пособия отечественных авторов, периодическая литература по исследуемой проблеме.
Методы исследования монографический, экономико-статистический, метод сравнения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из трех глав, введения, основной, заключения, списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам исследования сделаем основные выводы:
Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Различают четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция.
В реальной жизни не существует чистой (совершенной) или только «чистой» монополии при несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия это две полярные рыночные ситуации.
Россия располагает рядом конкурентных преимуществ в международном масштабе, составляющих неиспользованный пока резерв экономического роста. К ним относятся богатейшие природные ресурсы, значительный интеллектуальный потенциал и др. Неэффективное и расточительное обращение с интеллектуальным потенциалом нации является одной из причин низкой экономической эффективности. Усиление роли государства в области более эффективного воспроизводства и использования человеческого потенциала предполагает решение ряда задач в социальной сфере.
В зависимости от степени формирования стратегии конкурентных преимуществ, на разных этапах развития рынка, операторами мобильной связи использовались следующие методы ведения конкурентного соперничества: На этапе выхода на рынок сотовой связи, компании стремились к увеличению числа абонентов, и для этого было необходимо разрастание охвата, выход на новые региональные рынки (расширение зоны покрытия). На этапе развития рынка происходит механическое наращивание абонентской базы, посредством ценовой конкуренции: применения программ лояльности и дифференциации системы тарифных планов. Привлечение абонентов происходит путём снижения стоимости за услуги связи и Интернета. Следующий этап предполагает рост рынка сотовой связи, и основными конкурентными преимуществами становятся сервисное обслуживание и качество предоставляемых услуг, деловая репутация и степень лояльности покупателей к торговой марке, а также инновационные технологии. На современном этапе рынок телекоммуникационных услуг уже насыщен, как самими услугами сотовой связи, так и количеством абонентов (по количеству SIM карт) превышающих в несколько раз численность страны [4, с. 189]. В настоящее время определяющее значение успешного развития компании оператора сотовой связи зависит от инновационной и информационной деятельности и дифференциации ассортимента дополнительных услуг.
Таким образом, при решении поставленных в начале работы задач была достигнута цель исследования, т.е были рассмотрены типы рыночных структур.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретические основы конкуренции и монополии
1.1. Сущность понятий «конкуренция»
Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.
Рыночная экономика – это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению товаров (услуг) и их обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, которые подчиняются диктату спроса и предложения. При этом государственное вмешательство во все сферы экономики сводится к минимуму. Именно так выделяет экономический аспект понятия «рынок» веберовская социология. Сам же М. Вебер считал развитие рыночной экономики основой роста индустриального капитализма, который является классической формой капитализма, наиболее рельефно проявившегося в XIX веке в Великобритании и США. В его работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) обосновывалась идея, что светская культура капиталистического общества берет свое начало в аскетизме протестантской реформации. Протестантизм противопоставлял автономию и независимость индивида зависимости от церкви и духовенства. Индивидуальная вера в Христа как спасителя человечества от греха является основным элементом протестантской доктрины. Только самоконтроль, кропотливый труд, служение общине способны привести к собственному спасению. Поэтому протестантизм обусловил значительную часть культурного содержания раннего капитализма – индивидуализм, достижительную мотивацию, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, легитимацию предпринимательского призвания, неприятие магии и суеверия, преданность организации и расчету в личной и общественной жизни [2, с. 247].
Следует подчеркнуть, что протестантизм стал элементом рационализации западного общества, что нашло отражение в теории рационального выбора. Суть ее состоит в том, что социальным деятелям свойственно стремление к достижению определенных целей. Однако, стремясь к цели, действуя рационально, индивиды осуществляют выбор из ряда альтернатив оптимальным образом, то есть максимизируют выгоды, а затраты сокращают до минимума.
Зарождение рыночных отношений берет свое начало с середины XVII столетия с распространения такого направления в философии как классический либерализм, который подвергал критике на политическом уровне господствующий в то время в Европе абсолютизм, а на экономическом уровне пропагандировал идею экономической свободы и рыночной координации (рыночного механизма).
Сформированные в XIX веке в трудах И. Бентама (1748– 1832 гг.), Дж. С. Милля (1806–1873 гг.), Г. Спенсера (1820–1903 гг.) принципы либерализма получили свое развитие в новом течении – неолиберализме – доктрине, сохраняющей верность в экономической области принципам свободной конкуренции, частного предпринимательства. Новые принципы либерализма в 20-ом столетии воплощены, прежде всего, в концепциях К. Р. Поппера (1902–1992 гг.), Ф. Хайека (1899–1992 гг.) и других ученых, для которых в теоретико-методологическом плане также характерны такие черты, как индивидуализм и рационализм.
В экономической области одним из первых теоретически принципы классического либерализма, в основе которых лежит экономическая свобода индивидов, сформулировал А. Смит (1723–1790 гг.): «Естественное состояние каждого человека – улучшить свое положение, если ему обеспечена возможность свободно и беспрепятственно проявлять себя, представляет собой столь лучшее начало, что одно оно не только способно без всякого содействия со стороны довести общество до богатства и процветания, но и преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность…» [4, с. 393].
Поэтому А. Смит выступал против различных ограничений со стороны государства, которые могут сковывать личную инициативу индивидов и препятствовать достижению им своих целей. И хотя, по мнению А. Смита, в основе экономической деятельности индивидов лежат эгоистические интересы: стремление к успеху, к преумножению капитала, однако они оправданы, если не наносят вреда конкурентам. Исходя из этого А. Смит предлагает отменить правительственную регламентацию деятельности предприятий промышленности и внутренней торговли, выступает за свободную торговлю землей, свободную миграцию рабочей силы [5, с. 43].
Экономическая теория А. Смита, которого считают основателем учения о новой системе хозяйства, нашла отражение в период зарождения капиталистических отношений, когда шел процесс накопления капиталов в процессе свободной рыночной конкуренции между товаропроизводителями. В это время в философии доминировала концепция «естественного права», согласно которой человек, как разумное существо, сам познает свои собственные интересы и для их осуществления имеет право на свободу. И согласно концепции «естественного права» в обязанности государства входит выполнение только трех функций: ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ; ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов; создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них никогда не сможет оплатить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу [6, с. 498].
В современных условиях чаще всего наблюдаются следующие виды вмешательства регулирования государства в экономику: нормативное (правовое) и финансовое [8, с. 63]. Нормативное государственное регулирование направлено на обеспечение эффективной и справедливой работы рынков. Часто регулирование связано также с социальными ценностями государства (например, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием и др.). Финансовое государственное регулирование предлагает различного рода субсидии (или налоги), как средство воздействия на цены определенных видов продукции или доходы определенных категорий граждан. При этом ценовые субсидии могут быть частичными (например, низкая плата за обучение в государственных вузах, частичная оплата медобслуживания), либо полными (бесплатная система здравоохранения, бесплатное общее и другие виды образования). Говоря о степени вмешательства государства в экономические процессы, в целом можно сказать, что государственное вмешательство в рыночной экономике уместно в двух случаях: когда данный рынок неэффективен или когда вмешательство государства может привести к более эффективному результату, чем свободный рынок. Таким образом, в современных условиях рыночных механизмов в «чистом» виде нет ни в одной стране капитализма, так как такого рода «чистые» механизмы ведут к острейшим диспропорциям и противоречиям в экономике, а, следовательно, к неразрешимым негативным последствиям в социальной сфере. Вмешательство государства в той или иной степени продолжает существовать во всех странах. Какими бы эффективными не были рыночные механизмы регулирования экономики, государство определяет национальную экономическую стратегию на основе социальных и политических целей. Каковы же основные принципы рыночной экономики? Таковыми можно выделить следующие: свобода производства и потребления; эффективность экономической деятельности, получения дохода (прибыли); регулирование деятельности хозяйствующих субъектов самим рынком. Основополагающим принципом рыночной экономики является стремление к свободной экономической активности (свобода диспозиции экономических субъектов), что выражается в свободе производства и потребления. Свобода производства означает: владение средствами производства; возможность создать предприятие; приобрести необходимые средства, привлечь по своему усмотрению рабочую силу и выпускать то, что желаешь производить. Свобода потребления означает свободу использования полученных доходов (прибыли). Свобода, как основной принцип функционирования рыночной экономики, представляет собой всеобъемлющее понятие.
Таким образом, для экономики на стадии раннего зарождения капитализма свойственно было невмешательство государства в экономическую деятельность.
В современных условиях чаще всего наблюдаются следующие виды вмешательства регулирования государства в экономику: нормативное (правовое) и финансовое. Нормативное государственное регулирование направлено на обеспечение эффективной и справедливой работы рынков. Часто регулирование связано также с социальными ценностями государства (например, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием и др.). Финансовое государственное регулирование предлагает различного рода субсидии (или налоги), как средство воздействия на цены определенных видов продукции или доходы определенных категорий граждан. При этом ценовые субсидии могут быть частичными (например, низкая плата за обучение в государственных вузах, частичная оплата медобслуживания), либо полными (бесплатная система здравоохранения, бесплатное общее и другие виды образования). Говоря о степени вмешательства государства в экономические процессы, в целом можно сказать, что государственное вмешательство в рыночной экономике уместно в двух случаях: когда данный рынок неэффективен или когда вмешательство государства может привести к более эффективному результату, чем свободный рынок.
Какими бы эффективными не были рыночные механизмы регулирования экономики, государство определяет национальную экономическую стратегию на основе социальных и политических целей. Каковы же основные принципы рыночной экономики? Таковыми можно выделить следующие: свобода производства и потребления; эффективность экономической деятельности, получения дохода (прибыли); регулирование деятельности хозяйствующих субъектов самим рынком. Основополагающим принципом рыночной экономики является стремление к свободной экономической активности (свобода диспозиции экономических субъектов), что выражается в свободе производства и потребления. Свобода производства означает: владение средствами производства; возможность создать предприятие; приобрести необходимые средства, привлечь по своему усмотрению рабочую силу и выпускать то, что желаешь производить. Свобода потребления означает свободу использования полученных доходов (прибыли). Свобода, как основной принцип функционирования рыночной экономики
Таким образом, в соответствии со своими предпочтениями, деятели выбирают действия, которые приносят наилучший результат. Стремление индивида к получению личной выгоды при капитализме проявляется в человеческом характере в наибольшей степени. «Капитализм, подчеркивал М. Вебер, может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм, безусловно, тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности»

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы