Курсовая с практикой на тему Конкуренция ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты конкуренции 5
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции 5
1.2 Особенности национальной конкуренции 8
1.3 Место и роль конкуренции в хозяйственной жизни страны 9
Глава 2 Анализ конкуренции в рыночной экономике России 14
2.1 Анализ конкурентных рынков 14
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой экономикой и в РФ 19
Глава 3 Направление совершенствования конкурентной среды в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция — источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы.
В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов. Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Целью работы является изучение конкуренции, ее экономической природы и роль в хозяйственной жизни страны.
Задачи:
— Рассмотреть теоретические аспекты конкуренции;
— Анализировать конкуренцию в рыночной экономике России;
— Исследовать направления совершенствования конкурентной среды в России.
Предметом работы являются процессы конкуренции в рыночной экономике России.
Объектом работы является конкуренция в рыночной экономике России.
Заключение:
Вышеизложенный материал призван актуализировать вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики, которая является результатом проявления успешной конкурентоспособности местной продукции (товаров и услуг) на внутреннем и внешнем рынках. Конкуренция как составная часть рыночного механизма саморегулирования не только может положительно отражаться на темпах развития общественного производства, подталкивая предпринимателей к росту качества продукции и снижению ее стоимости, но и имеет отрицательные последствия, когда в условиях открытой экономики могут полностью перестать функционировать целые отрасли и сферы деятельности, а доминирование импортной продукции на внутреннем рынке способно существенно подорвать суверенитет государства. В этой связи регулирование механизма конкуренции со стороны государства в направлении сохранения движущих сил для развития общественного производства и нивелирования отрицательных (разрушительных) ее последствий для национальной экономики в условиях наличия значительного объема импортной продукции на внутренних рынках является целесообразным направлением реализации внутренней экономической политики в России.
С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции. Теперь нам следует остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе. Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производств. Конкуренция является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активный инновационный процесс, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям — неравноправие побед и поражений, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция — определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
Актуальными перспективными мерами правительственной политики в этой области являются следующие направления:
1) Контроль и регулирование инвестиционных программ.
2) Введение целевых дотаций для предоставления определенных льгот некоторым категориям потребителей за счет средств бюджета.
3) Усовершенствование нормативной базы, которая будет более эффективно контролировать монополии с точки зрения финансовой составляющей.
4) Повышение эффективности осуществления государственных полномочий по принадлежащим государству акциям акционерных обществ, которые являются естественными монополиями.
5) Доведение ценового уровня на продукцию монополии до уровня реальных затрат.
Если в целом говорить о положении антимонопольного законодательства в РФ, то стоит отметить три основных момента: в первую очередь оно регулирует отношения на товарном рынке, не учитывая или не до конца учитывая степень важности других рынков (ценных бумаг, страховой, банковских услуг), связанных с использованием денежных средств физических и юридических лиц; более корректно составлена законодательная база для естественных монополий на разных уровнях федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции
Конкуренция – это вид соперничества между субъектами экономик за лучшие условия деятельности. Экономика базируется на производственном процессе, который состоит из создания, распределения, сбыта и конечного потребления. Субъекты могут функционировать на всех этапах под влиянием рыночного механизма [1, C. 36].
Но основная задача теоретической экономики заключается в том, чтобы максимально рационально использовать доступные ресурсы для удовлетворения потребностей общества. Каждый экономический агент стремится к улучшению своего положения. Покупатель хочет получить максимальную пользу при адекватных затратах. Производитель делает все, чтобы его прибыль росла. Государство заинтересовано в нормальном взаимодействии домашних хозяйств и реального сектора, а также в их развитии, так как это влияет на его доходы и функционирование.
Стоит отметить, что в экономике речь идет о деловой конкуренции. Она имеет следующие отличительные характеристики: Правила рынка едины для всех участников. Конкуренция проявляется как состязание. Она оказывает регулирующее влияние на экономику. Определяет особенности отраслевого рынка. Выделяют два вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Первая существует только в теории, так как в реальной жизни таких параметров достичь невозможно.
Для нее характерны большое число участников экономических отношений, доступность и прозрачность рыночной информации. Государственное регулирование осуществляется косвенно через финансовую систему. В реальности действует несовершенная конкуренция, где каждый участник стремится получить свою выгоду, тем самым пересекаясь с интересами других агентов.
Рыночная структура представляет собой комбинацию характерных признаков организации рынка. Каждый ее тип имеет отличительные особенности, которые влияют на формирование цен. Так же они определяют принципы взаимодействия субъектов и другие аспекты работы рынка. Степень конкуренции в них так же различается. Их ключевыми особенностями являются [2, c. 133]:
— Количество продавцов.
— Размер предприятий.
— Количество покупателей.
— Ассортимент благ.
— Барьеры входа и выхода.
— Прозрачность, полнота, а главное доступ к рыночной информации.
— Возможность влиять на уровень цен.
Самым важным аспектом является уровень конкурентной борьбы, т. е. возможность одного экономического агента повлиять на всю конъюнктуру рынка. Конкуренция тем выше, чем меньше такое влияние. Долгое время субъекты экономики конкурировали по цене, но в последнее время на первый план вышли неценовые факторы.
Сюда относят качество товара, его дизайн, сервис, психологические ожидания покупателей и другое. Теоретическая наука выделяет 4 основных типа рыночных структур, среди которых совершенная или чистая конкуренция, олигополия, чистая монополия и монополистическая конкуренция. Совершенная конкуренция, как было указано выше, характеризуется большим числом продавцов, которые не могут оказать существенного влияния на работу рынка. Иначе дело обстоит в монополистической конкуренции.
Здесь так же много продавцов, но каждый из них стремится монополизировать свою нишу. То есть, производители выпускают схожие, но не полностью идентичные товары или услуги, а покупатель выбирает благо под свой вопрос. Соперничество ведется неценовыми способами. Выход и вход на рынок достаточно легкие. Олигополия характеризуется небольшим числом продавцов, которые в силу естественных причин делят рынок примерно в равных долях и придерживаются схожего уровня цен. Обычно существует лидер, а остальные компании подтягиваются под его показатели. Вход на такой рынок требует больших капитальных затрат и организации высокотехнологического производства. Самой властной рыночной структурой является монополия. Здесь один продавец определяет объем выпуска и уровень цен.
Монополии проявляются в отраслях, где положительный эффект возможен только от масштаба.
Их власть ограничивается антимонопольным законодательством для того, чтобы сохранить доступность товаров и услуг для широкого круга населения. Отличительными особенностями монополии являются [3, c. 144]:
— Один продавец.
— Предприятие обычно крупное.
— Покупателей может быть множество или несколько.
— Товар уникален и не имеет заменителей.
— Полный контроль над ценой.
— Доступ на рынок полностью заблокирован.
— Барьеры входа практически непреодолимы.
— Конкурентная борьба отсутствует.
Олигополии складываются в высокотехнологичных отраслях, либо в производствах со сложным технологическим циклом. Это могут быть отрасли машиностроения, автомобиле-, судо-, авиастроения и другие. Вход на такой рынок затруднен. Несмотря на то, что картели запрещены, на рынке наступает такая ситуация, когда, не сговариваясь, олигополисты держат цены на очень низком уровне, поэтому вход на рынок будет разрушительным для новой фирмы. Если в олигополии изменяются цены, то конкуренты могут повторить этот процесс, либо игнорировать.
Массовое производство породило такое явление, как монополистическая конкуренция. Она характеризуется свободным входом и выходом на рынок. Вложения в бизнес необходимы, но не значительны, как в других рыночных структурах. Спрос на таком рынке эластичен, а контроль фирм сильно ограничен их количеством. Примером может послужить рынок косметических товаров, пищевая промышленность, фармацевтика и так далее. Различия продукции могут проявляться не только в качестве и ассортименте, но и в сервисе, дополнительных услугах [5, c. 66]. Для покупателя важными могут стать гарантия, удобство доставки, наличие технической поддержки, возможность использовать рассрочку. Здесь большое количество продавцов малого и среднего бизнеса. Покупателей на рынке тоже достаточно много. Контроль над рынком ограничен, а методы борьбы носят преимущественно неценовой характер.