Курсовая с практикой на тему Конфликты в семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ 5
1.1. Понятие семейных конфликтов и их классификация, типология конфликтных семей 5
1.2. Причины возникновения конфликтов в семье 9
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ 13
2.1. Описание выборки испытуемых и диагностических методик 13
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 15
2.3. Методы разрешения конфликтов в семье 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Введение:
Актуальность темы. Значимость семьи как для отдельной личности, так и для государства в целом во все времена являлась неоспоримым фактом. Семья является не только источником продолжения рода и жизнеобеспечения, но и важнейшим фактором социализации личности. Семейные отношения являются одной из важнейших сфер существования человека. Но почему одни семьи благополучно существуют на протяжении многих десятилетий, другие же, не успев вступить в брак, разводятся? Главная причина разводов – возникающие конфликты, которые супруги не могут решать конструктивным путем. Поскольку брак заключается между двумя разными людьми со своими жизненными принципами, стереотипами и убеждениями, конфликты в их совместной жизни неизбежны.
В настоящее время семейные конфликты получают все большее распространение. К сожалению, количество разводов за последнее десятилетие резко возрастает, а институт семьи утрачивает свою устойчивость и постоянство [1, c.18, 143]. Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что понимание и своевременный анализ причин возникновения семейных конфликтов, могут стать важным фактором развития и гармонизации супружеских и внутрисемейных отношений.
Объект исследования: взаимоотношения в семье.
Предмет исследования: наличие конфликтности в семье.
Цель исследования: выявление наличия конфликтности в семьях.
Основные задачи:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные исследования в области семейных конфликтов.
2. Раскрыть понятие семейные конфликты, их классификация и основные причины.
3. Подобрать методики для выявления наличия конфликтности в семьях и провести эмпирическое исследование.
4. Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента.
5. Подобрать методы разрешения конфликтных ситуаций в семье.
В работе нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
— эмпирические – тестирование, наблюдение, беседа.
Для эмпирической части эксперимента использовались методики:
1. Тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столиной, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко.
2. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской.
3. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанный А. П. Емельяновым.
Методологической базой нашего исследования стали научные труды Н. В. Гришиной, Н. Г. Юркевич, А. Я Анцупова, В. А. Сысенко, А. И. Шипилова, рассматривающих основные причины семейных конфликтов, формы и типы конфликтного поведения. В работах И. В. Дубровиной, Н. В. Якшевич, Н. Н. Обозова представлены исследования проблем молодых семей, готовность их к браку. А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова, Н. Ф. Федотова рассматривали супружество с точки зрения социальных ожиданий [13, 15, 19].
Выборка исследования представлена 3 молодыми семьями в возрасте от 22 до 30 лет, супружеский стаж, которых варьируется от 1,5 до 5 лет.
Структура курсовой работы: состоит из введения, 2 глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы. Объем работы без приложения составляет 28 страниц. Список литературы представлен 20 источниками.
Заключение:
Таким образом, в теоретической части исследования нами определено, что любые семейные конфликты возникают в результате неудовлетворения потребностей супругов. На сколько остро будет протекать семейный конфликт зависит от множества факторов, среди которых личностные особенности членов семьи, сложившийся между ними уровень взаимоотношений, а также от используемых методов и способов разрешения конфликта — конструктивных или деструктивных. Выбор конструктивных подходов к разрешению конфликтов будет способствовать упрочению семьи, гармонизации взаимоотношений, развитию семьи в целом. При деструктивном подходе неизбежны такие явления как измены, психо-невротические расстройства, и как следствие – развод.
Важнейшим условием разрешения конфликтной ситуации является заинтересованность в этом процессе всех членов семьи. Эффективным методом в этом процессе может стать привлечение третьих лиц, в том числе посещение психологических консультаций, что будет способствовать формированию психолого-педагогической компетентности супругов в области основ семейных взаимоотношений; воспитания и развития детей; способов стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния; организации семейного досуга с учетом традиций, ценностей и др. При соблюдении все вышеперечисленных условий конфликт сойдет на нет, а взаимоотношения приобретут устойчивый характер.
В практической части нашего исследования было выявлено, что общий уровень конфликтности в семьях является высоким или находится в пределах выше среднего, при этом способность к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций характеризуется как средняя или ниже среднего. Для испытуемых характерна негативная реакция в конфликте, проявляющаяся в пассивном или наоборот агрессивном отношении. Проведенное исследование позволило определить к какому типу относятся семьи. Так, 2 семьи можно отнести к неблагополучному типу, у них отмечается низкий уровень удовлетворенности браком. Для одной семье характерен переходный этап к неблагополучию. Наиболее конфликтными сферами семейных отношений испытуемых семей являются: вопросы, связанные с воспитание детей, проявление ревности супругов, ситуация нарушения ролевых ожиданий.
Полученные результаты проведенного нами эмпирического исследования указали на необходимость подбора актуальных методов и путей разрешения конфликтных ситуаций, которые позволят своевременно предотвращать конфликтные ситуации в семье, будут способствовать гармонизации супружеских отношений, что определяет практическую значимость данной работы.
Обобщая вышесказанное, согласно поставленным в начале исследования задачам нам удалось:
1. Теоретически проанализировать понятие семейных конфликтов, их классификацию и основные причины возникновения.
2. Определить методы и методики для исследования уровня конфликтности в семьях и основных причин возникающих конфликтов.
3. Выявить, по результатам проведенной диагностики наличие конфликтности в исследуемых семьях.
4. Подобрать наиболее эффективные методы разрешения конфликтов в семье.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, решены.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие семейных конфликтов и их классификация, типология конфликтных семей
Споры и разногласия являются неизменными спутниками каждой современной семьи, но характеризуются особыми проявлениями и способами выражения. Причиной любого конфликта является стремление одного человека удовлетворить свои интересы, при этом игнорируя потребности другого человека.
Традиционно семью принято считать малой социальной группой, основанной на брачном союзе двух супругов и родственных связях людей, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство (муж и жена, родители и дети, братья и сестры, бабушки и дедушки) [3, 20].
Для семьи характерно не только ведение совместного хозяйства, она обеспечивает целый ряд функций, от благополучия которых зависит гармония и мир в семье:
— воспитательная функция удовлетворяет потребность в воспитании и социализации детей не только как членов семьи, но и как членов общества, передача им психического, физического и социального здоровья;
— хозяйственно – бытовая, состоящая в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей с целью сохранения и укрепления здоровья – физического, психического и социального;
— функция эмоционального обмена, обеспечивает членам семьи важную потребность в эмоциях – любви, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержки, постепенно направляя их в общество и получая от него реакции;
— коммуникативная функция, направлена на удовлетворение потребности членов семьи в совместном досуге, взаимном духовном и культурном обогащении, что способствует личностному росту и духовному развитию семьи;
— функция первичного социального контроля направлена на соблюдение и выполнение всеми членами семьи установленных социальных норм и выстраивание своего поведения в соответствии с этими нормами.
— сексуально-эротическая функция направлена на удовлетворение сексуальных потребностей семьи и обеспечение продолжения семьи.
В результате невыполнения какой-либо функции или отдельного ее элемента возникают противоречия во взаимоотношениях между членами семьи, которые являются следствием конфликтов.
Рассмотрим понятие конфликта и его особенностей.
Под конфликтом принято понимать обострение различных столкновений (противоречий) нескольких людей в результате решения возникшей проблемы, имеющей личную или деловую значимостью для сторонников конфликта [3, 20]. Конфликт является социальным явлением, так как в нем заложена природа общественной жизни.
Семейную жизнь сложно представить без конфликтов, а потому конфликты являются естественно-происходящим процессом любого человеческого взаимодействия. Семейные конфликты на сегодняшний день являются одной из распространенных форм конфликтов. В психологии под семейным конфликтом следует понимать остро возникающее негативное психическое состояние членов семьи, вызываемое противоречивостью взглядов, потребностей, интересов [7, 15].
Выделяется несколько видов конфликтов, возникающих в семье [21, С. 142–199]: