Курсовая с практикой на тему Конфедерация: признаки, история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление ВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРКТЕРИСТИКА КОНФДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 5
1.1.Понятие и признаки конфедерации. 5
1.2 История формирования конфедеративных государств. 11
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЕДЕРАЦИИ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 24
Введение:
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что: в настоящее время отечественная теория государства
и права (ТГП) как наука, постепенно преодолевая методологический кризис,
который связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного
развития, может предложить более глубокое и обоснованное понимание формы
устройства в качестве одной из основных характеристик форм государства, дать
более сбалансированную классификацию указанных форм, наметить более
реалистичный прогноз их развития. Само собой разумеется, насколько это важно
сейчас для политической жизни Российской Федерации (РФ), когда идет поиск
наиболее эффективной формы организации территориального устройства государства.
В
последнее время проблема конфедеративного объединения государств широко
обсуждается научной общественностью, как в нашей стране, так и в странах
ближнего и дальнего зарубежья. И если, на первый взгляд, вопрос об изучении
конфедеративных образований, вызванный развитием интеграционных процессов в
современном мире, может вызвать некоторое недоумение, то при ближайшем
ознакомлении с историей возникновения и развития конфедераций, в сравнении с
существующим положением на территории бывшего Союза ССР и за рубежом интерес к
достаточно редкой форме объединения государств окажется совершенно
закономерным.
Необходимо
отметить, что, несмотря на актуальность и насущность данной проблемы,
сохраняется очень много неясного в юридической природе конфедеративных
образований. К сожалению, в литературе им уделено не столь большое внимание,
как, например, федеративной форме государственного устройства. В частности нет однозначного
определения понятия «конфедеративное объединение государств», отсутствует
единая позиция относительно их места в теории права и государства, в
недостаточной степени изучены наиболее характерные признаки, присущие этому
виду государственного объединения.
Необходимость
более четкого анализа современного состояния межгосударственных объединений,
выработки теоретических основ конфедеративных образований, а также потребность
разработки мер, необходимых для наиболее эффективного осуществления
интеграционных процессов с участием России, обусловили актуальность и выбор
темы исследования.
В
качестве объекта рассмотрения в курсовом исследовании был выбран один из видов
устройства, а именно конфедеральный. Основное внимание в нашей работе уделено
конфедеративному устройству и вопросам, связанным с ним. И это не случайно.
Сегодня конфедеративная система существует только в документах. Это также
наиболее сложная организация территориального устройства, которая требует
особого внимания для решения проблем, существующих в таких странах. В данном
исследовании мы постараемся рассмотреть вопросы не только с юридической и
теоретической стороны, но и провести некоторые исторические параллели и
аналогии, привести примеры и ответы на некоторые вопросы в прошлом нашей и
других стран.
Степень
научной разработанности: Тема разработана достаточно полно и широко
исследуется, в основном, в современной науке. Этой теме посвящены многие работы
ученых и юристов: М.Н. Марченко В.А., Чиркина Н.И. Матузова, А. Малько, Б.
Лазарева, В. Миронова, Ю.А. Матафонова, А.Д. Гулякова, В. Лиляк и другие,
раскрывающие актуальные проблемы конфедерации в своей научной сфере
деятельности.
Предметом
курсового исследования выступает конфедерация как форма устройства.
Объектом
исследования является совокупность общественных отношений, связанных с
конфедерацией как формой государства.
В
курсовом исследовании целью выступают признаки конфедеративной формы
государства, а также понятие и характеристики этой формы устройства.
Задачи.
Рассмотреть:
1)
какова конфедеративная форма территориального устройства
2)
понятие и признаки конфедерации;
3)
исторические аспекты относительно конфедерации;
4)
современные конфедеративные устройства.
При
выполнении работы использовались следующие методы: познание социальных
процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового,
конкретно-социологического, историко-правового подходов. Помимо этого, при
исследовании использовались формально-юридические, лингвистические и другие
методы исследования.
Вся
структура курсового исследования состоит из введения, основной части, заключения,
списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема исследования
конфедеративных объединений в последние десятилетия является предметом широких
дискуссий как среди российских, так и зарубежных правоведов. Не в последнюю
очередь актуальность данного вопроса связана с интеграционными процессами, происходящими
в современном мире. Именно под их влиянием многими учеными-юристами осознается
потребность в переосмыслении исторического опыта развития конфедераций.
В
целях выяснения сущности конфедеративного образования изрядный интерес
представляют классические примеры данного объединения, такие как: Швейцарская
конфедерация, Германский союз, Республика соединенных провинций в Нидерландах,
конфедерации Соединенных Штатов 1781-1787 гг. и 1861-1865 гг.
Помимо
вышеперечисленных, представляют научный интерес союзы Древнего мира, которые в
литературе рассматриваются как примеры первых конфедераций. Историческая
литература относит к классическим образцам первых конфедеративных образований
такие объединения государств, как Ахейский и Этолийский союзы, которые положили
начало изучению конфедераций. Однако следует отметить, что некоторые ученые,
например А. Ященко, придерживаются мнения, что вышеупомянутые союзы по своей
сущности в большей степени соответствуют федеративной форме государственного
устройства, нежели конфедеративному образованию.
Историко-правовой
анализ мировой истории создания и функционирования конфедераций дает
возможность сделать вывод о том, что эта форма является по большей части некой
ступенью в развитии государственного образования. Как правило, государства,
становившиеся членами конфедерации, боролись за независимость, но не могли сами
полностью обеспечить себе защиту от внешних угроз. В конечном счете, какой бы
длительный период времени ни функционировала конфедерация, рано или поздно
происходит либо полный распад конфедеративного образования, либо переход к
более устойчивому государственному образованию. При этом, как показывает
практика, немаловажными факторами, влияющими на перевоплощение конфедеративного
образования в более устойчивую форму государственного территориального
устройства, является, наравне с этническими факторами, интеграция экономических
основ ее участников в единое экономическое пространство.
Если
говорить об исторических конфедерациях, то основными причинами их создания
практически всегда были объединение оборонных сил, защита от внешних угроз.
Однако, помимо этого, в современных реалиях перед конфедеративными
образованиями стоит еще одна негласная цель — создание сильного политического
союза, выступающего на международной арене. При этом каждый из членов союза
по-прежнему является независимым государством и обладает международной
правосубъектностью.
В
современной науке ведется спор о том, является ли конфедерация отдельной формой
государственного устройства.
Проанализировав
в основном материал, который касается конкретных конфедераций, можно сделать
вывод, что конфедерация все же является формой государственного устройства,
хотя такая форма межгосударственных образований встречается крайне редко.
Причина тому — нестабильность конфедерации как государственного образования.
Конфедерации со временем либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. На примерах конфедераций можно выделить
несколько основных черт, присущих всем без исключения конфедерациям или
аналогичным государственным образованиям. Это договорная форма образования
конфедерации, право свободного выхода из конфедерации, отсутствие суверенитета
конфедерации, поскольку суверенитет принадлежит государствам, входящим в
конфедерацию. Кроме того, у конфедерации есть ограниченный перечень целей и
задач, которые стоят перед ней. Это могут быть различного рода вопросы: войны и
мира, внешней политики, экономики. Конфедерация не имеет единой
экономической, политической и правовой системы. Конфедерации не требуют единой
системы налогообложения. Военные формирования, как правило, подчиняются
одновременной и единой власти конфедерации и властей субъекта.
Конфедерация
— это инструмент интеграционных процессов между различными государствами.
Довольно интересна идея некоторых правоведов относительно организации в будущем
«Единой мировой конфедерации». Но имеется и несколько иной подход к развитию
конфедеративных отношений внутри всего мирового сообщества. В будущем, но не в
очень близком, будут сформированы четыре мировые конфедерации. Первая будет
создана вокруг США и их союзников. Вторая будет состоять из России и ее
союзников. Третья — из государств мусульманского мира (Палестина, Саудовская
Аравия, Афганистан и др.). Четвертую, как и в период «холодной» войны, составят
страны, не входившие ни в один из блоков, которые можно назвать блоком
«неприсоединившихся». Скорее всего, в этот блок войдут некоторые государства
Европы. Следовательно, можно с уверенностью
сказать, что конфедерация выступает лишь промежуточной формой объединения
государств, которые стремятся к взаимному сотрудничеству и интеграции.
Современные межгосударственные образования, близкие по структуре к
конфедерации, имеют все шансы на дальнейший рост и развитие, превратившись в
дальнейшем в более устойчивую форму федеративного государства.
Конфедерация
— это самая редкая форма устройства. Некоторые политологи даже склонны не
считать конфедерацию полноценным, реальным государством. Форма организации
центрального правительства при такой государственной структуре будет слабой:
центральный орган в конфедерации не имеет прямой юрисдикции над гражданами
государства и действует только через субъектов, решения так называемых
коллегиальных органов, администрации, не имеющие прямого действия. Такие
решения могут вступить в силу только после утверждения центральными властями
государств-членов конфедерации. Конфедерация не имеет единого высшего
законодательного органа, а также единого гражданства. Государства-члены
конфедерации вправе выйти из конфедерации по своему желанию, то есть
расторгнуть договор о конфедерации. По мнению Э. Хейвуда, концепция
конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она
охватывает любые формы взаимодействия между государствами, сохраняющие
независимость и суверенитет каждого государства.
Гибкость
конфедерации, предоставляющая государствам-учредителям широкий выбор форм и
методов достижения желаемых целей, является несомненным аргументом в пользу
эффективности и жизнеспособности данной формы объединения государств.
Кроме
того, конфедерация, как нельзя более кстати, органично вписывается в
существующие рамки мирового развития, выступая в качестве подходящей правовой
оболочки для интегрирующихся государств. Конфедерация может смягчить и
происходящие процессы дезинтеграции, предоставляя государствам столь желанный
суверенитет и одновременно сохраняя определенную целостность.
В
последнее время высказываются предложения конфедеративного устройства России;
впрочем, достоинства такой перспективы весьма сомнительны. Зато более
перспективен конфедеративный подход в отношениях между Россией и Белоруссией.
Таким
образом, проблема конфедерация оказывается актуальной и перспективной для
дальнейшего изучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРКТЕРИСТИКА КОНФДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1.Понятие и
признаки конфедерации Конфедерация представляет собой форму государственного
устройства, при которой государства, которые образуют конфедерацию, в полном
объеме сохраняют свою независимость, имеют свои собственные органы
государственной власти и управления[1]. При этом они формируют
специальные совместные органы для координации действий в определенных целях
(военные, внешнеполитические и т.п.).
Конфедерация выступает в
качестве формы союза государств, полностью сохраняющих свой суверенитет. Такого
государственного устройства в настоящее время нет нигде, хотя делаются
определенные попытки создания конфедераций, к примеру, между Россией и Белоруссией,
а также в Западной Европе[2]. На разных этапах истории
формировались конфедерации, но после недолгого существования они распадались
или приобрели федеративную форму государственного устройства. Фактически,
сочетая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации,
она теряет баланс, необходимый для ее сохранения, под влиянием ряда причин. Вот
пример Швейцарской Конфедерации, которая была образована на основе союзного
договора, согласно которому кантоны Швейцарии сохранили свою независимость, а
также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету,
гражданство, заключали торговые соглашения с иностранными государствами,
определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права
селиться в другом кантоне, если между кантональными властями не было соглашения
по этому вопросу. Союзной державе было дано решение в основном политических и
военных вопросов. Швейцарский парламент — сейм, был задуман не как
представительный орган, а как собрание представителей кантональных
правительств. Делегаты Сейма подчинялись исключительно данным им указаниям и
принимали только предварительные решения. Союзное правительство —
Исполнительный совет был лишен своих полномочий и независимой финансовой базы.
Все эти вопросы решали кантоны. В 1829 году, на фоне углубляющегося
экономического кризиса в Швейцарии, движение начало формировать новый союз [1] Касаткина, Н.А. Научные подходы к
определению понятия «конфедерация» // Проблемы деятельности хозяйствующих
субъектов современной России: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 20. —
СПб.. — 2014. — С. 104-107. [2] Султанбеков, К.Ч. К вопросу о
классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. — 2019.
— № 2 (104). — С. 129-131.