Филология английского языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Концепт «успех» в американской лингвокультуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Концепт «успех» как предмет лингвокультурологического исследования 4
1.1 Концепт как категория лингвокультурологии 4
1.2 Место концепта «успех» в системе концептов. Универсальные лингвистические характеристики концепта «успех» 10
1.3 Философское и культурно-историческое содержание концепта «успех» в лингвокультуре США 12
Глава 2. Способы репрезентации концепта «успех» в лингвокультуре США 16
2.1 Понятийная составляющая концепта «успех» 16
2.2 Образная составляющая концепта «успех» 25
Заключение 34
Список использованной литературы 36

  

Введение:

 

Феномен успеха всегда был и остается важным фактором измерения результата деятельности человека. Достижение успеха представляет собой существенную цель и стремление. Именно успешность человека является мерилом результативности человеческой жизни. Как правило, под успешностью понимают денежный достаток, имущество, карьеру – то, что можно «измерить» и «пощупать», т.е. получить некоторые материальные подтверждения такого высокого результата.
Говоря о США, следует отметить, что американское отношение к успеху лучше всего характеризуется феноменом Американской мечты – возможности достичь всего, прилагая все свои усилия к успеху. Такое восприятие успеха в США также обусловлено и историческими причинами развития страны: люди уехали от старой жизни на новый континент, и залогом их успеха были собственные усилия и таланты.
Актуальность темы настоящего исследования обуславливается тем, что американская культура имеет значительное влияние на глобальный мир посредством развития и популярности массовой культуры. Через массовую культуру США транслирует свое понятие успеха и свою трактовку успешности человека. Следовательно, определенный научный интерес представляет и лингвистический взгляд на данную проблему, призванный продемонстрировать восприятие успеха американцами, т.к. язык – отражение культуры.
Объектом исследования является концепт «успех», предметом – концепт «успех» в американской лингвокультуре.
Цель исследования — выявить особенности репрезентации концепта «успех» в американской лингвокультуре.
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Проанализировать феномен концепта в лингвокультурологии;
2. Рассмотреть место концепта «успех» в системе концептов;
3. Выявить философское и культурно-историческое содержание концепта «Успех» в лингвокультуре США;
4. Рассмотреть понятийную составляющую концепта «успех»;
5. Рассмотреть образную составляющую концепта «успех».
Материалом настоящего исследования являются словари американского английского языка и тексты делового дискурса, содержащие примеры репрезентации концепта «успех».
Теоретической базой исследования послужили работы Л. Елмслева [10], В.Н. Телии [25], Ю.С. Степанова [23], Д.Н. Лихачева [17], А.П. Бабушкина [4], В.Г. Воркачева [7] и др.  
Методы исследования представлены методом сплошной выборки для отбора материала для практического исследования, а также методами анализа и синтеза для изучения исследовательской литературы по изучаемой проблематике.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для изучения данной проблематики на практических занятиях по лингвострановедению, культурологии.
Структура работы соответствует заявленному плану. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что с точки зрения лингвистических исследований концепт может рассматриваться как совокупность лексем, значения которых представляют собой содержание национального языкового сознания. В более узком смысле этого слова концепт представляет собой семантическое образование, которое характеризуется наличием определенной лингвокультурной специфики, которая обозначает носителей определенной культуры. 
Кроме того, концепт воспринимается как ограниченная совокупность семантических образований, которые являются ключевыми для целей понимания национального менталитета каждого отдельного народа и культуры. По сути, концепт представляет собой такую единицу коллективного сознания, которая имеет свое особенное языковое выражение и характеризуется этнокультурной спецификой.
Мы установили, что универсальной лингвистической характеристикой рассматриваемого концепта является его многокомпонентность и многослойность. В американской лингвокультуре концепт «успех» был сформирован на основании исторических и религиозных особенностей носителей этой культуры. 
По сути, особенности исторического развития США и зародили такое специфичное понимание успеха у американцев. Мы установили, что идея успеха как результата собственных усилий находит свое отражение в понятийной и образной структуре концепта «успех» в американской лингвокультуре. Лексические единицы, отражающие такую специфику, и представляют собой значительный пласт как понятийного аппарата, так и образной составляющей концепта «успех». Речь идет именно о смыслах, которые напрямую связаны с человеком, его ресурсами, талантами и личностными качествами. 
В целом, необходимо отметить, что концепт «успех» в американской лингвокультуре находит свое широкое и масштабное воплощение. Речь идет о продуктах массовой культуры, таких как фильмы и сериалы. Более того, сам по себе американский успех персонифицирован известными представителями современных технологических производств – Биллом Гейтсом, Стивом Джобсом, Марком Цукербергом, Илоном Маском и т.д. Биографии этих людей представляют собой квинтэссенцию концепта «успех».

 

Фрагмент текста работы:

 


1. Концепт «успех» как предмет лингвокультурологического исследования
1.1 Концепт как категория лингвокультурологии

В современной лингвистике можно видеть тенденцию изучения языка как существенного продуктивного способа интерпретации культуры и цивилизации человечества. Это обусловлено тем, что язык представляет собой ключ к системе человеческого мышления, к самой сути психики. Тем самым он представляет собой важную характеристику нации. С точки зрения Л. Ельмслева, язык «может открыть дорогу, как к пониманию стиля личности, так и к событиям жизни прошедших поколений» [10]. 
Анализ работ российских ученых за последние 10-15 лет дает нам возможность выявить в современной отечественной лингвистике всё более четко выраженную тенденцию, направленную на интенсивное формирование нового направления – культурологической лингвистики или лингвокультурологии [28]. В задачи этого научного направления непосредственно входит описание и анализ характера взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и национального менталитета [25]. С точки зрения Э. Бенвениста, лингвокультурология была сформулирована «на основе триады – язык, культура, человеческая личность» и представляет лингвокультуру как «линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса» [6]. При этом, следует отметить, что в основе этого направления и его категориального аппарата положены категории языковой личности и концепта. Стоит отметить, однако, что их гносеологическое становление еще не завершено [1]. 
Далее необходимо проанализировать сущность понятия «концепт», поскольку оно представляет собой стержень понятийного аппарата культурологической лингвистики как научного направления [28]. Фундаментальное, многоаспектное изучение понятия «концепт» предполагает обязательное анализ самых разнообразных уровней языка при помощи применения многообразных исследовательских методик [13]. Особенно важным остается лексико-фразеологический уровень языка, поскольку на нем непосредственно отражаются в знаковой форме определенные факты материальной и духовной культуры человека. Более того, именно на этом уровне находят свое представление и ценностные ориентации того или иного социума, а также и система его моральных, этических и эстетических предпочтений, которые в полной мере служат для иллюстрации особенностей системы менталитета конкретного лингвокультурного сообщества [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы