Курсовая с практикой на тему Концепт «смех» в идиостиле Ф. М. Достоевского.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНЦЕПТОВ 6
1.1. Идиостиль как объект лингвистического изучения 6
1.2. Функциональность концепта в идиостиле писателя 14
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА «СМЕХ» В ИДИОСТИЛЕ Ф. ДОСТОЕВСКОГО 20
2.1. Формы реализации концепта «смех» в идиостиле Ф. Достоевского 20
2.2. Функции концепта «Смех» в текстах произведений Ф. Достоевского 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность исследования. Проблема литературного образа сохраняет свою актуальность на всех этапах развития литературоведения, вне зависимости от господствующей идейно-эстетической парадигмы. Это обусловлено тем, что литературный образ формирует особое проблемное поле, связанное не только с героем литературного произведения, но и с принципами, приемами, средствами образного раскрытия личности. Поэтому литературному образу часто отводится роль некоего центра, вокруг которого происходит объединение всех содержательных и формальных элементов художественного произведения.
Ф. М. Достоевский является одним из классиков русской литературы. С момента начала творческой активности писателя его творчество остается объектом активного обсуждения. Достоевсковедение представляет собой широкий массив разнообразных исследований, начиная с диссертационных работ и завершая статьями в газетах и журналах. Это не удивительно: тематика изучения произведений Ф. Достоевского охватывает широкий круг проблем и вопросов.
Однако обзор источников позволил констатировать, что в современном литературоведении отсутствуют специализированные исследования, посвященные проблеме смеха в произведениях Ф. Достоевского. Необходимость решения данной проблемы, являющейся ключевой и позволяющей осуществить последовательное рассмотрение динамики мировосприятия писателя, проследить за становлением и развитием его художественного мира, особенностей идиостиля, обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: творческое наследие Ф. Достоевского.
Предмет исследования: механизмы реализации концепта «смех» в творчестве Ф. Достоевского.
Цель исследования: охарактеризовать закономерности реализации концепта «смех» в творчестве Ф. Достоевского.
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть современные литературоведческие подходы к анализу понятия «идиостиль»;
2. Охарактеризовать функциональность и представить типологию художественных концептов;
3. Выделить жанрово-стилистические доминанты формирования концепта «смех» в творчестве Ф. Достоевского;
4. Исследовать черты новаторства и традиции в реализации концепта «смех» в творчестве Ф. Достоевского.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: метод семантического анализа, контекстуальный анализ, контент-анализ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются достижения филологической науки в области теории и поэтики литературы, труды М.Бахтина, С.Бочарова, А.Бушмина, А.Есина, Д.Лихачёва, Ю.Лотмана, Г.Поспелова, Б.Томашевского, В.Хализева, Л.Чернец и др.
Теоретическая значимость исследования. Предложенная к рассмотрению работа представляет собой попытку рассмотрения особенностей формирования системы художественных образов в творчестве Ф. Достоевского. Жанровая и образная доминанты произведений автора рассматриваются как неразрывное целое, поскольку, во-первых, литературное произведение реализуется только в форме, соотносимой с определенным жанром, во-вторых, именно жанр оказывает определяющее влияние на формирование системы образов художественного произведения, их поэтикальную природу.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его материалов в дальнейших работах, посвященных заявленной проблематике, при составлении и преподавании курсов русской литературы девятнадцатого века в высших и средних учебных заведениях.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Разнообразие современных подходов к анализу идиостиля как особой художественной системы направлено, в основном, на создание возможных способов моделирования идиостиля автора и установление его системы смыслов.
Проанализировав множество исследований, касающихся проблемы идиостиля, мы приходим к выводу о том, что многие лингвисты совмещают понятия идиостиль и стилистические предпочтения писателя в одно целое. Из этого можно сделать вывод, что термин «идиостиль» интересен исследователям лишь одной стороной, которая интерпретируется ими как «стиль этого автора». Мы считаем, что идиостиль является системой текстопорождающих характеристик, образующих смысловое поле, типичное для этого автора
Подчеркнем необходимость разведения для Достоевского комического и смеха. Они решают разные задачи, располагаются в разных областях эстетики и поэтики. Смех является средством коммуникации, характерологии, аксиологии, психологии. Комическое часто организует сюжет, проникает в саму ткань повествования, определяя его многомерность, снимая однозначность выводов. В совокупности все категории комизма Достоевского рождают незавершенный, противоречивый, динамичный, полифоничный мир его романов.
Смех Достоевского – явление сложное, очень трудно определить его границы, потому что смех в творчестве писателя зачастую рождается на скрещении разноплановых, часто противоборствующих явлений; нередко смех героев Достоевского не несет в себе ничего комического, не производит юмористического эффекта. Смех звучит со страниц едва ли ни каждого произведения Достоевского, хотя, безусловно, не в каждом тексте это явлено открыто.
Смех нивелирует величие идеи, коварство, могущество, зло, поэтому он страшнее для многих, чем ненависть, осуждение или презрение со стороны окружающих. Люди не обнаруживают страха, не подчиняются злу, а лишь смеются, чем обезоруживают злодея. Даже в одиночестве всеобщего презрения есть осознание собственной исключительности; во всеобщем же осмеянии есть нечто унижающее, приравнивающее ко всем остальным. В этом смысле смех обладает у Достоевского уравнительной силой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНЦЕПТОВ
1.1. Идиостиль как объект лингвистического изучения
Говоря о современных проблемах идиостиля в лингвистике, обратимся к мнению ученых касательно теории идиостиля. Нами выявлено, что разнообразие направлений, в рамках которых ведется его изучение, не позволяет выделить единое понимание термина. В связи с этим одну из проблем можно обозначить как отсутствие четкого и конкретного определения понятия «идиостиль».
Разнообразие современных подходов к анализу идиостиля как особой художественной системы направлено, в основном, на создание возможных способов моделирования идиостиля автора и установление его системы смыслов.
Проанализировав множество исследований, касающихся проблемы идиостиля, мы приходим к выводу о том, что многие лингвисты совмещают понятия идиостиль и стилистические предпочтения писателя в одно целое. Из этого можно сделать вывод, что термин «идиостиль» интересен исследователям лишь одной стороной, которая интерпретируется ими как «стиль этого автора». Мы считаем, что идиостиль является системой текстопорождающих характеристик, образующих смысловое поле, типичное для этого автора [13].
Одним из самых распространенных определений, встречающимся во многих работах последних лет по проблеме идиостиля, является определение С.Т. Золяна, который понимает идиостиль как «систему содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определённого автора, которая делает уникальным воплощённый в этих произведениях авторский способ языкового выражения» [8]. Современный этап описания идиостиля представлен множеством работ, выполненных в рамках когнитивной лингвистики, в которой идиостиль прежде всего связан с понятием концепта. Концепт в данном случае