Языкознание Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Концепт «природа» в творчестве К.Г.Паустовского.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА 5
1.1.Художественный текст как текст особого типа 5
1.2.Особенности творчества Константина Паустовского 11
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ТВОРЧЕСТВЕ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО 18
2.1. История и типология пейзажного жанра в литературе 18
2.2.Образы природы в творчестве К.С. Паустовского 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

Последние несколько десятилетий отмечены ростом интереса к художественному феномену ХХ века в отечественном литературоведении. В ХХI веке происходит переоценка ценностей и значительно повышается интерес к народным истокам, ценность национальных богатств и литературных сокровищ.
Еще с 50-х годов XIX века в русской литературе активно развивается жанр рассказов-очерков, основанных на подлинном материале. Ярким примером могут служить «Записки охотника» И. С. Тургенева, ставшие буквальным откровением для городских жителей, приоткрывшие для них неведомый им таинственный, манящий своей детской естественностью мир деревни и русской природы.
ХХ век продолжает эту традицию. Русские прозаики воспевают мир среднерусской природы, и одним из самых ярких представителей этого жанра можно с уверенностью назвать Константина Паустовского. Он с удивительным лиризмом и поэтичностью воспевал красоту российских заповедных уголков.
Творчество Паустовского, как и творчество каждого большого мастера, прошло свой особый эволюционный путь. От ранних романтических рассказов с описаниями экзотической природы Паустовский приходит к воспеванию своих родных полей. Степей и лесов.
Одно из основных отличий художественного текста от любого другого состоит в том, что в нем действительность представлена в виде образа. Деление текстов на художественные и нехудожественные основывается на том, что у человека существуют две разные системы мышления: логическое и образное.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире особенно остро стоит вопрос взаимоотношения человека и природы, который Константин Паустовский поднимает почти в каждом своем произведении.
Цель исследования — раскрыть функционирование концепта «природа» в творчестве Константина Паустовского.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть художественный текст, как текст особого типа.
2.Выявить своеобразие жанра пейзажа.
3. Проследить развитие литературного пейзажа
4.Раскрыть особенности творчества Константина Паустовского.
5.Рассмотреть понятие концепта.
6.Проследить функционирование концепта «природа» в творчестве Константина Паустовского.
Объект исследования — проза Константина Паустовского.
Предмет исследования — функционирование концепта «природа» в прозе Константина Паустовского.
Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В мировой литературе одна из вечных тем — это тема природы. В русской литературе эта тема приобретает особенно важное значение, потому что народное творчество на Руси всегда было связано с природой. Отношение человека и природы — одна из самых актуальных проблем многих исторических эпох, в том числе и современности.
Природный мир — это та естественная среда существования человека, в окружении которой и во взаимодействии с которой происходило его самоутверждение.
В своей работе мы подробно проследили за тем, что в художественном произведении картины природы появляются неслучайно и всегда несут значительную смысловую нагрузку. Обычно описания природы выступают либо в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся действий, либо как форма отражения внутреннего мира автора или персонажа.
Константин Паустовский — один из ярких писателей, посвятивших свое творчество природе. Его книги «Кара-Бугаз», «Летние дни», «Повесть о лесах», «Черное море» вошли в золотой фонд русской литературы. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы.
По твердому убеждению Паустовского нельзя быть писателем и плохо знать природу. «Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на лесных полянах и болотах, где восходит Сириус, чем отличаются листья берез от листьев осин…» [12, c. 124].
Паустовский обретает одну из самых надежных опор своего творчества в общности человека с природой.
В эстетике Паустовского природа выступает как активный фактор формирования гармоничного человека, его позитивных социальных, интеллектуальных и моральных качеств.
Концепт «природа» у Паустовского очень емок и многопланов. Пейзаж выступает в его произведениях в самых разных функциях, тесно связанных со всеми аспектами произведения — с его сюжетно-композиционным развитием, образом лирического героя, персонажами и др.
Высочайшее мастерство Паустовского-пейзажиста является могучим средством эстетического воздействия на читателя. Автор в своих рассказах о природе приводит в активное действие глубинный мир дум человека, его настроений и переживаний.
Литературный пейзаж предстаёт как пёстрый многофункциональный феномен, впечатляющий своей полифоничностью.
Отношение к природе — один из главных критериев оценки человека для Паустовского, который среди первых в литературе (наряду с М. М. Пришвиным) советского периода ввел в нее тему экологии. Писатель считал, что талантливость и творческая сила русского народа во многом происходят именно от красоты окружающей его природы, от богатства эстетических впечатлений, которые тот получает от нее.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

1.1.Художественный текст как текст особого типа

Текст является предметом интереса ученых различных областей: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. К. С. Шиляев утверждает, что в современном мире происходит «текстоцентризм» всего гуманитарного знания в целом. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» [1, c. 67].
Впервые заговорил об анализе фрагмента речи длиною более одного предложения З. Харрис в 1952 году. В конце 60-х годов в США и Европе уже появляются первые исследования текста, направленные на выявление его структуры и составление типологии.
В период с 1972 по 1989 г. выходит несколько основополагающих работ, посвященных анализу текста. Среди них важное место занимает труд ван Дейка «Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse». В этой работе ученый рассматривает взаимодействие текста и контекста, а также, затрагивает терминологическую проблему соотношения понятий «текст» и «дискурс». Так, ван Дейк указывает на невозможность исследования текста вне коммуникаций и социальных аспектов его существования.
Сегодня мы имеем довольно большой круг исследований, посвященных изучению текста и механизмов его образования. Признаками и характеристиками текста занимались И. Р. Гальперин, Н.Н. Николина, Л. А. Новиков; лексике и грамматике как отдельным структурным элементам текста посвящали свои труды Н. С. Болотнова, А.Е. Супрун, З. Я. Тураева, О. И. Москальская и Е. А. Реферовская. Проблемы образа автора и читателя затрагивали Н.С. Валгина, а взаимоотношения текста и инертекста интересовали О. А. Бурукину, Н.А. Кузьмину, В. Е. Чернявскую. Продолжали исследования ван Дейка в области различия текста и дискурса М.Л. Макаров, Ю. Е. Прохоров, G. Brown, D. Schiffrin, R. Wodak, G. Yule.
Учеными создаются модели восприятия и создания текста, а также неоднократно предпринимаются попытки систематизации подходов к его исследованию (Л. Г. Бабенко, Ю. Н. Земская, А. А. Кибрик, Е. А. Селиванова, Н. В. Панченко и др.).
Исследователи выделяют различные направления исследования текста, но большинство отмечает, что в настоящее время доминирующим является функциональное направление. В его рамках выделяется когнитивный подход к анализу текста.
В науке о тексте продолжают осваиваться понятия когнитивной лингвистики, такие как «концепт», «концептуальное пространство», «концептуальная метафора», «картина мира» [5, c. 41], и др. Благодаря применению этих понятий когнитивная теория текста охватывает сразу семантику, синтактику и прагматику текста. К. С. Шиляев приводит в данном случае высказывание Н. С. Болотновой о том, что «целостность в исследовании текста прослеживается при условии комплексного рассмотрения его структуры, семантики и прагматики в коммуникативно-деятельностном аспекте с учетом своеобразия языковой личности, стоящей за текстом» [3, c. 226-227].
Что же такое текст? Существует уже ставшее классическим определение И. Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку»[6, c. 18].
К.С. Шиляев рассматривает текст не только как готовое произведение речи, но и как динамическую единицу в плане текстопорождения, текстообразования и текстопонимания. Е.С. Скобликова в своей книге «Современный русский язык» дает следующее определение текста: «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики»[15, c.165]. Текст формируется в определенных коммуникативных условиях, которые и определяют его вид. Можно дать следующую классификацию текстов:
• письменный текст
• устный текст
• диалог
• монолог
• жанровые тексты
• стилистические тексты
• функционально-семантические тексты
Многие исследователи, говоря об уровневой структуре текста, как правило, выделяют два основных уровня:
1. Поверхностный (лексико-грамматический и вербальный)
2. Глубинный (понятийный, концептуальный, смысловой)
Исследователь З. Я. Тураева отмечает, что оба эти уровня в тексте очень тесно связаны, и их разграничение условно.
Само происхождение термина «текст» (от латинского textus – ткань, сплетение) говорит о том, что каждый текст – это объединение по смыслу ряда знаковых единиц, обладающих определенными признаками:
• структурно-содержательная цельность
• смысловое единство
• наличие основной темы и мысли
• авторство
• точная адресность
• принадлежность к определенному стилю речи (в зависимости от цели произнесения текста и ситуации, в которой он создается) [18, c. 99].
Все типы текстов различаются жесткостью требований к логической жесткости в них и языковому оформлению. Это напрямую зависит от стиля, жанра и объема текста. Максимальным единством, лаконичностью и точностью формулировок обладают произведения малых жанров. Более сложной, расчлененной и многоуровневой структурой обладают художественные произведения, а также научные работы. Подчиненные единому замыслу, они имеют несколько отдельных линий и тем, выделенных в тома, части, разделы, главы и параграфы. Части научных трудов связаны между собой логически, в то время как в художественной литературе такая мотивировка может быть менее отчетливой по причине многообразия сюжетных и композиционных возможностей, а также личностных особенностей самого автора.
Наибольшая творческая свобода наблюдается в художественных текстах, но и они имеют ограничения, «связанные родом литературы, жанром, влиянием художественных традиций, эстетическими вкусами эпохи» [6, c. 88].
Для связи предложений в тексте существуют особые приемы и средства, самыми важными из которых можно назвать единство темы и логику в последовательности построения, что является проявлением смысловой структурной организованности текста.
Среди других факторов, обеспечивающих связь предложений в тексте можно назвать смысловой повтор, который осуществляется по-разному:
• буквальный повтор — повторение слова, являющегося связью с предыдущим предложением
• местоимение 3 лица, заменяющее слово-связку
• синоним слова-связки
• лексема, связанная словообразовательно с одной из лексем предыдущего предложения
В текстах часты чередования этих средств.
Одним из важнейших признаков текста является также стилистическое единство. Оно проявляется в особенностях лексики, фразеологии, фонетики, синтаксических конструкциях. Стили различаются «как возможностью или невозможностью употребления тех или иных элементов и конструкций, так и их частотными соотношениями» [4, c. 34].
Ю.М. Лотман пишет: «знаковая природа художественного текста двойственна: с одной стороны, текст прикидывается самой реальностью, прикидывается имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира. С другой, он постоянно напоминает, что он — чье-то создание и нечто значит» [10, c. 117].
Пространство текста Лотман анализирует как модель мира, созданного автором. Этот мир имеет свою политику, свою культуру, религию. Лотман выделяет точечное, линеарное, плоскостное и объемное пространство художественного произведения. В качестве примера линеарного пространства исследователь приводит образ дороги либо запрет на движение в том направлении, где пространство ограничено, что значит «сойти с пути».
Есть огромное количество художественных текстов, раскрывающих тему пути и дороги, наверное, эта тема может быть названа как одна из любимых тем авторов.
Художественный текст – это текст, опирающийся на образное отражение мира. Он существует для комплексной передачи информации разного вида:
•интеллектуальной
•эмоциональной
•эстетической
Очень важным свойством художественного текста является его эмоциональной воздействие на читателя. Это позволяет определить цель создания текста, которая, собственно, и заключается в воздействии.
Сообщение простых фактов — это всего лишь средство воздействия на читателя. Функция воздействия в художественном тексте не является самодостаточной, она ориентирована на формирование отношения — как эмоционального, так и рассудочного — к каким-то явлениям, фактам, событиям. В большинстве случаев автор ставит перед собой задачу не просто заставить читателя плакать или смеяться, а плакать или смеяться по определенному поводу.
Одно из основных отличий художественного текста от любого другого состоит в том, что в нем действительность представлена в виде образа. Деление текстов на художественные и нехудожественные основывается на том, что у человека существуют две разные системы мышления: логическое и образное. Если научные, документальные и другие нехудожественные тексты опираются на систему логического мышления, на логическое отражение мира, то тексты художественные апеллируют к образному мышлению, к способности человека познавать мир образно, поэтому для более полного понятия художественного текста следует рассмотреть понятие «художественный образ».
Художественные тексты отличаются своим структурным разнообразием. В нем могут чередоваться эпизоды, относящиеся к разным сюжетным линиям, могут смешиваться или смещаться хронологические или логические планы. Прочитанное ранее может переосмысливаться после получения новой информации. Автор может сознательно утаивать часть информации до определенного момента, создавать некоторую двусмысленность. Все это делается для создания у читателя нужного настроения, впечатления, помогает автору подготовить читателя к восприятию дальнейших событий.
Ю.М. Лотман, рассматривая структуру художественного текста, делает следующее наблюдение: «Сложность структуры находится в прямо пропорциональной зависимости от сложности передаваемой информации» [10, c. 121].
Язык художественного текста в своей сущности является определенной художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой принадлежит «содержанию» — несет информацию.
Вышесказанное позволяет выделить некоторые специфические особенности художественного текста. К ним относятся: образность, эмоциональное воздействие на читателя, интеллектуальная, эмоциональная, эстетическая информация, разнообразие композиции, национально-культурная и временная обусловленность, наличие лирического героя, присутствие образа автора.
Художественный текст принадлежит к одному из самых трудных для изучения объектов. Он обладает наиболее богатой внутренней структурой, которая практически не подлежит классифицированию и упорядочению. Мы убедились в этом, пытаясь раскрыть лишь только одно понятие «концепта», находящееся в сфере художественного текста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы