Курсовая с практикой на тему Концепт понятия счастья в произведениях Шарлоты Бронте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА СЧАСТЬЯ 5
1.1. Сущность понятия концепта 5
1.2. Структура и типы концептов 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ КОНЦЕПТА ПОНЯТИЯ СЧАСТЬЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ 18
2.1. Характеристика концепта понятия счастья 18
2.2. Анализ концепта понятия счастья в произведениях Шарлотты Бронте 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Исследование роли концептуализации в человеческом познании является одной из ключевых задач современной когнитивной лингвистики. Этот процесс является составной частью когнитивной науки (наряду с категоризацией и фреймовой репрезентацией знания), в центре которой находится человеческое мышление, познание, опыт. Рассматривается вопрос функционирования языка не как особой знаковой системы, а как особой когнитивной способности человека к специфической речевой деятельности. XXI век становится периодом стремительного роста исследований различных аспектов познавательной деятельности, что и обусловливает значительный интерес языковедов. На передний план выступает изучение тех ментальных категорий, которые не поддаются непосредственному наблюдению: исходные предположения, ожидания, намерения, знания, убеждения, представления, мысли, выводы и тому подобное.
Язык как неотъемлемая составляющая национального сознания является средством выражения основных черт ментальности. Каждая нация имеет свое мировосприятие и воплощает его в особой, неповторимой проекции, то есть имеет свой способ концептуализации. Это касается, в частности, концепта лексемы «счастье».
Актуальность данного исследования обусловлена антропоцентрическим характером объекта анализа концепта «счастье», его приоритетным местом в системе аксиологических ориентиров представителей любой лингвокультуры, в том числе и русской.
Объектом исследования является концепт понятия «счастья».
Предметом исследования является концепт понятия «счастья» как средство образной концептуализации действительности в произведениях Шарлотты Бронте.
Целью исследования определено выявление специфики понятия «счастья» в произведениях Шарлотты Бронте.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Определить сущность понятия «концепт».
2. Описать структуру и типы концептов.
3. Провести анализ особенностей концепта понятия «счастья» в произведениях Шарлотты Бронте.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– систематизация;
– классификация;
– описательный метод.
Материалом для исследования послужили следующие произведения Шарлотты Бронте:
‒ роман «Джейн Эйр»;
‒ поэтические произведения: «Gilbert», «Mementos», «The Teacher’s Monologue», «The Wife’s Will».
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; а также использовать в качестве лекционного материала для студентов-филологов.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На основе проведенного анализа литературы модем сделать вывод, что концепт понимается нами в качестве оперативно содержательной единицы памяти. Его структура представлена компонентами ‒ концептуальными признаками объективной и субъективной действительности, отображающиеся в языке. Данные признаки дифференцированно отражены в содержании концепта и различаются по степени абстрактности.
В рамках данной работы вслед за З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, которые являются представителями воронежской научной школы, понимаем концепт как мыслительное явление, как глобальную мыслительную единицу, «квант структурированного знания».
Анализ работ таких лингвистов, как А.А. Залевская, М.А. Арбиб, С.Д. Попова, И.А. Стернин, Н.Н. Болдырев и др. позволил предложить следующую типологизации концептов: 1) типы концептов относительно признака стандартизации бывают: универсальными (инвариантными); индивидуальными; групповыми (гендерными, возрастными, социальными); и общенациональными; 2) относительно признака номинативности концепты бывают: номинативными; неноминативными (лакунарными); 3) относительно степени своей устойчивости концепты бывают: устойчивыми; неустойчивыми; 4) относительности регулярности актуализации концепты бывают: актуальными; неактуальными; 5) относительно своей структуры концепты бывают: простыми (одноуровневыми), состоящими лишь из базового слоя; сложными (многоуровневыми), состоящими из нескольких когнитивных слоев с разными уровнями абстракции; сегментными, являющимися базовым слоем, окруженным несколькими сегментами, равноправными по степени абстрактности; калейдоскопическими; композитивными; 6) относительно смысла и степени абстракции концепты бывают следующих типов: конкретно-чувственный образ; представление (умственная картина); схема; понятие; прототип; предложение; фрейм; сценарий (скрипт); гипонимия; инсайт; гештальт.
Согласно С.Г. Воркачеву, в данной работе в рамках концепта понятия счастья в произведениях Ш. Бронте были выделены следующие компоненты: 1) «понятийная составляющая (признаковая и дефиниционная структура)» ‒ ядро концепта счастья; 2) «значимостная составляющая», представленная синонимами, антонимами лексемы «happiness» и ассоциативными характеристиками данного концепта, иначе говоря, периферия концепта счастья.
Как правило, концепты являются лексикализированными, названными в соответствием имени понятия. Исходя из изложенного выше считаем целесообразным рассматривать концепт исходя из структуры, предложенной учеными, что предполагает определение ядра концепта, как правило, представленного его именем, и рассмотрение периферии концепта, представленной единицами вторичной номинации; лексемами, расширяющими значение лексических единиц-репрезентантов. К таким концептам и относится концепт «Счастье».
Концепт «счастье» выступает как индивидуальное знание, отражает личностную интерпретацию социокультурного опыта и актуализируется как динамический набор аксиологических ассоциаций.
Понятийным содержанием концепта «счастье» положительная оценка субъектом собственной судьбы и, как следствие, – положительное эмоциональное состояние переживания субъектом этой оценки; образные ассоциации овеществляющих это переживание на основании уподобления более конкретным объектам.
Анализ концепта «счастья» в произведениях Ш. Бронте показал, что структура данного концепта в произведениях Шарлотты Бронте представлена ядром (название концепта), периферией (синонимы, антонимы), дальней периферией (глаголы, существительные, прилагательные).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА СЧАСТЬЯ
1.1. Сущность понятия концепта
Сегодня в лингвистике очень актуальной становится антропоцентрическая парадигма изучения различных аспектов языка. Как отмечает В.А. Маслова, язык служит для «передачи мысли, которую он «упаковывает» в языковую структуру» [24, с. 4]. Языковая коммуникация очень важна для человека, а суть ее раскрывается через совокупность таких элементов, как знания о мире, социальный контекст, принципы речевого общения, фоновые знания и пр. Многие учение (М.М. Болдырев, А.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанова, И.А. Стернин, В. Телия, В.И. Карасик и др.) интересуются вопросом хранения наших знаний о мире, об их структурировании в процессе коммуникации [24, с. 4].
Е.С. Кубрякова дает определение когнитивной лингвистики, согласно которому она понимается в качестве лингвистического направления, которое занимается изучением языка, являющегося когнитивным механизмом, когнитивным инструментом – системой знаков, участвующих в репрезентации (кодировании) и в трансформации информации (определение Дж. Керна). По мнению Д. Армстронга, в механизмах языка существенны не только мыслительные структуры сами по себе, но и материальное воплощение этих структур в виде знаков со своими «телами» [18, с. 53].
Лексико-семантический аспект изучения языковых явлений заложил фундамент когнитивных подходов, объясняющих языковые явления через концептуальные структуры мышления человека, его когнитивные операции. В когнитивных исследованиях находим отражение когнитивного подхода к языку, согласно которому языковые явления рассматриваются в связи с такими когнитивными процессами, как восприятие, память, воображение, мышление [19, с. 99].
В вязи со сказанным в рамках современной лингвистики когнитивные исследование приобретают все большую популярность. При этом предметом таких исследований являются процессы восприятия, категоризации и классификации. В области когнитивной лингвистики выделяется также когнитивная семантика, рассматривающая специфику концептуализации и категоризации знаний. Иначе говоря, когнитивная семантика направлена на изучение того, как человек воспринимает окружающий мир и как это сказывается на значении языковых выражений. При этом отметим, что концептуализация является осмыслением определенных представлений о мире в виде концептов, которые в языке закрепляется в значениях определенных слов [17, с. 93]. По мнению А.Е. Селивановой, в когнитивной лингвистике концептуализация ‒ это одно из основных понятий, поскольку фиксация того или иного концепта в языке создает фундамент для формирования семантического пространства языка [33, с. 258].
Учитывая изложенное выше, можем сказать, что когнитивная лингвистика оперирует таким ключевыми понятиями, как: знания, концептуализация, ментальная репрезентация, категоризация, вербализация, ментальность, концепт, картина мира, концептосфера, национальное культурное пространство и др. [24, с. 14].
В рамках этого исследования интерес у нас вызывает понятие «концепт», на сегодняшний день характеризующееся неоднозначностью и противоречивостью. Так, по мнению А.В. Лаврова, концепт является основным семантических понятием когнитивной лингвистики [20, с. 57]. Согласно точке зрения А.Н. Приходько, в лингвокультурологии концепт представляет собой основную единицу концептологии [30, с. 46].
А.В. Хальштайн в своем диссертационном исследовании рассматривает различные варианты интерпертации понятия концепт [40, с. 179].
И.Х. Дворецкий отмечает, что в лингвистику понятие концепта было заимствовано из философии и логики. Основу трактовки термина «концепт» составляет семантика такого латинского слова, как conceptus. Данное слово обладает следующими значениями:
1) «собирать, впитывать в себя»;
2) «представлять»;
3) «написать, сформулировать»;
4) «формировать»;
5) «походить, появляться, возникать» [11, с. 222-224].
Стоит отметить, что в русской лингвистической науке термин «концепт» ввел религиозный философ С.А. Аскольдов (настоящая фамилия – Алексеев) в 1928 году. В современной лингвистике теория А.С. Аскольдова рассматривается как начало развития психолингвистического подхода, согласно которому концепт понимается как мыслительное образование, замещающее большое количество предметов одного и того же рода в процессе мышления [2, с. 269]. Наряду с этим А.С. Аскольков считает целесообразным различение таких концептов, как познавательный (являющийся совокупностью «сложных мыслительных конкретностей») и художественный (являющийся сочетанием «понятий, представлений, ощущений, эмоций, волевых проявлений») [2, с. 275].
Согласно точке зрения Д.С. Лихачева, существование концепта связано не с самим словом, а с каждым отдельным значением слова [22, с. 8]. Концепт в трактовке Д.С. Лихачева представляется в качестве: некоторых значений, «заменителей», скрытых в тексте; «потенции» значений, позволяющие облегчить общение между людьми, и обладающие тесной связью с опытом человека: национальным, культурным, профессиональным, возрастным и пр. [22, с. 3-9].
С.Г. Воркачев определяет концепт в качестве вербализованного культурно окрашенного смысла, который в плане выражения представлен целым рядом своих языковых реализаций, участвующих в образовании соответствующей лексико-семантической парадигмы [7, с. 48].