Курсовая с практикой на тему Концепция управления человеческими ресурсами.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 5
1.1 Методология как основание концепции управления человеческими ресурсами 5
1.2 Роль бихевиористской школы управления в развитии теории и практики управления человеческими ресурсами 9
2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 Особенности формирования человеческих ресурсов в агропромышленном комплексе Нижегородской области 12
2.2 Направления совершенствования классических концепций управления человеческими ресурсами на примере АПК Нижегородской области 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
В настоящей работе будут рассматриваться концепции управления человеческими ресурсами на современном этапе развития экономики.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в отличие от термина «управление персоналом», термин «управление человеческими ресурсами» означает восприятие персонала как ресурс, одного из факторов достижения результатов организации. Он подразумевает также создание и обеспечение функционирования в организации формальной системы, позволяющей эффективно и экономно использовать человеческий потенциал для достижения корпоративных целей. Сюда включаются такие виды деятельности, как привлечение, развитие и удержание эффективной рабочей силы. Таким образом, управление человеческими ресурсами – совокупность видов деятельности, направленных на привлечение, развитие и удержание эффективной рабочей силы в организации.
Термин «человеческие ресурсы» неадекватен сути объект-субъекта управления и формирует технократический подход к людям в организации.
Концепция управления человеком в организации, «связанная с управлением трудом других людей в производстве, восходит к началу человеческой истории». Данная концепция периодически подвергается пересмотру, эволюционируя от концепции использования трудовых ресурсов к управлению персоналом, управлению человеческими ресурсами, управлению человеческим капиталом. Проявление в концепции методологии позволит установить приемы (способы, средства) достижения организационных целей в качестве оснований системы идей и принципов управления людьми. Целесообразность развертывания методологии в концепцию обусловлена также необходимостью решения проблем в сфере HRM в связи с нестабильностью отношений человека и организации в условиях высокой скорости перемен в современном обществе. Указанное и определяет актуальность работы.
Цель работы – рассмотреть концепции управления человеческими ресурсами на современном этапе развития экономики.
Задачи исследования:
— рассмотреть методологию как основание концепции управления человеческими ресурсами;
— выявить роль бихевиористской школы управления в развитии теории и практики управления человеческими ресурсами;
— выявить особенности формирования человеческих ресурсов в агропромышленном комплексе Нижегородской области;
— предложить и обосновать направления совершенствования классических концепций управления человеческими ресурсами на примере АПК Нижегородской области.
Объект исследования – человеческие ресурсы.
Предмет исследования – концептуальные основы управления человеческими ресурсами.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению основных направлений изучения концепции управления человеческими ресурсами. Во второй главе работы нами рассматриваются направления реализации концепции управления человеческими ресурсами на примере агропромышленного комплекса Нижегородской области.
В исследовании были использованы материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам управления человеческими ресурсами.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Выявление соотношения методологии и концепции управления человеческими ресурсами позволило сформулировать следующие выводы. Универсальный уровень методологии, основанный на применении философских методов познания, позволяет ее развертывать в концепцию HRM. Методологические основания выступают достаточными исходными условиями, определяющими основные способы и требования для разработки системы идей и принципов управления людьми в организации. Инструментальность, определенность, обоснованность и конструируемость являются основаниями концепта управления человеком. Вместе с тем выявленные требования не являются абсолютными, их следует периодически подвергать пересмотру, в первую очередь, с учетом дополнения эмпирического подтверждения, как прямого, так и косвенного. Требует разработки и содержательный аспект методологических оснований концепции HRM.
2) Школа поведенческих наук сформировалась в конце 50-х годов на основе достижений школы человеческих отношений. Ее особенностью была концентрация внимания на улучшении человеческих ресурсов, которые, в свою очередь, повышают эффективность организации. Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг являются яркими представителями бихевиористского направления, они выделили основные аспекты человеческих ресурсов: мотивация, отношения между управляющим и подчиненным, коммуникация и организационная структура в целом.
3) Проведенный нами анализ показателей функционирования АПК Нижегородской области свидетельствует о наличии факторов, снижающих качество управления человеческими ресурсами, обусловливающих дефицит кадров АПК региона. На сегодняшний день, производственные и управленческие процессы в АПК становятся всё более наукоёмкими, инновационными, что определяет необходимость модернизации классических концепций управления человеческими ресурсами. Необходимость комплексного анализа человеческих ресурсов региона, с учетом динамической и статической составляющей, определяет применение потокового подхода. Потоковый подход открывает дополнительные возможности для глубокого анализа функционирования отдельных элементов и объектов, входящих в систему, в рамках оперативного и стратегического планирования. Механизм управления человеческими ресурсами, основанный на применении потокового подхода, обеспечит эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях многоукладной экономики. В результате будет создана адаптированная, структурированная система, состоящая из взаимосвязанных управляемых элементов, совместно функционирующих с сопутствующими потоками информации, финансов, знаний.
4) Наличие интегрированной системы управления человеческими ресурсами в виде алгоритмизированной модели, создаст основу для разработки и внедрения единых автоматизированных систем управления и формирования трудовых ресурсов АПК Нижегородской области, а также сквозных информационных систем на уровне отдельного предприятия и региона в целом. Совершенствование и разработка новых механизмов управления человеческими ресурсами агропромышленного комплекса Нижегородской области позволит: повысить рентабельность труда за счет оптимизации социально-трудового потока агропромышленного регионально-отраслевого комплекса; минимизировать затраты предприятий на формирование и развитие трудовых ресурсов; повысить организационную эффективность социально-трудового потока через целевое регулирование потока человеческих ресурсов региона.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Методология как основание концепции управления человеческими ресурсами
Традиционно методология как «учение о методах» определяется как исследование способов организации и конструирования деятельности человека — теоретической и практической — с целью достижения необходимого результата. Сущность данного логоса определяет концепт метода, представляющего «сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач» [4, c. 25].
Уровневая классификация методологии основана на классификации методов познания, в структуре которой выделяется всеобщий (универсальный), общий (на уровне общеметодологических закономерностей и гносеологических принципов в познании) и узкий (отражающий представления о специальных – частнонаучных и дисциплинарных — методах исследования, релевантных определенной системе специально-научных законов и теорий, применимой в пределах отдельной науки) смыслы [8, c. 158].
Применение философских методов и принципов мышления во всех сферах познания (в частности, диалектического метода, метода индукции, рационализма и т.п.) определило всеобщий (универсальный) смысл методологии и соответствующую возможность развертывания методологии в концепцию. В толковании концепции (от лат. conceptio — понимание, схватывание, единый замысел, ведущая мысль) мы исходим из ее второго значения, определенного С.С. Неретиной и А.П. Огурцовым в Новой философской энциклопедии, авторитетном академическом издании Института философии РАН. Концепция есть результат «схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций», реализованный «в многообразии концептов» [12, с. 178].
С учетом изложенного, методология рассматривается в качестве основания для углубления и трансформации концепции как определенной системы идей и принципов/подходов, объективированной в практике.
Концепция HRM заключает в себе ведущую идею, определяющую практическую деятельность менеджмента по руководству человеком в организации. Сущностным ядром концепции HRM является отношение организации к человеку — как к личности, ресурсу или капиталу. В ней отражаются представления о человеке как ценности «вообще» и источнике «конкурентного преимущества в частности» [16, c. 110], проявляются как рациональные, экономически обоснованные способы управления человеком, так и человеческие факторы, подчеркивающие «значение коммуникации, обучения и развития, мотивации, культуры, ценностей и вовлеченности» [19, c. 654]. Кроме того, концепция HRM с необходимостью учитывает влияние на организацию факторов со стороны внешней и внутренней среды.
Методологические основания концепции HRM последовательно реализуются в инструментальности, определенности, обоснованности и конструируемости [21, c. 5].
Концепция HRM служит инструментом изменения организационной реальности, решения проблем управления человеком в организации. Концепция когерентна организационным потребностям в повышении конкурентоспособности и эффективности менеджмента. Значение концепции как инструмента оценивается по ее пригодности и полезности для организации, а не по декларативному присутствию. Как подчеркивал основоположник инструментализма Д. Дьюи, ценность концепций, «как ценность любых инструментов, заключена не в них самих, а в их способности и работе, выявляемой в последствиях их применения» [10, с. 97]. Концепция управления человеком не является неизменной, завершенной и статичной системой. В случае утраты эффективности полезного воздействия, она, подобно замене орудий каменного века на высокотехнологичные инструменты, также подлежит пересмотру.
Определенность создает необходимость ясного, однозначного формулирования идей и принципов, отражающих реальные отношения между управляющими и управляемыми элементами в системе менеджмента человеческих ресурсов. В частности, внедрение принципа меритократии идей требует прояснения ее сути как системы принятия управленческих решений. «Суть меритократии в том, — поясняет Р. Далио, — чтобы собрать умных, независимо мыслящих людей, позволить им открыто высказывать разные точки зрения, чтобы сформулировать наилучшее коллективное решение и разрешить возникшие разногласия, основываясь на компетентности участников» [2, с. 255].