Курсовая с практикой на тему Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова и ее место в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова 5
1.1. Сущность понятия «развивающее обучение» 5
1.2. Характеристика концепции развивающего обучения
Л.В. Занкова 14
Глава 2. Использование системы Л.В. Занкова в современной школе 21
2.1. Анализ УМК по системе Л.В. Занкова в начальной школе 21
2.2. Результаты исследования системы Л.В. Занкова в современной школе 31
Заключение 36
Список литературы 38
Введение:
От того, какие требования предъявляет общество к образованию, зависит и образование в целом. В последние годы требования меняются, потому что мир перешел в новую информационную культуру и предъявляет очень жесткие требования к выпускникам. Для российского образования возникла проблема, как подготовить ребенка к будущей жизни. Ему нужно быстро адаптироваться к окружающей среде и решать задачи, чтобы реализовать свой потенциал. Принимая духовные ценности общества, он должен принимать духовное наследие человечества. Направленные изменения в обществе, а также изменение образования привели к всплеску новых образовательных идей и технологий. Подобные проекты осуществлялись при помощи системы развивающегося обучения, разработанной Л.В. Занковым.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что она подразумевает поиск новых видов обучения, где будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.
Цель исследования – изучит концепцию развивающего обучения Л.В. Занкова и определить ее место в современной школе.
Объект исследования: развивающее обучение.
Предмет исследования: место концепции развивающего обучения Л.В. Занкова в современной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «развивающее обучение»;
2. Охарактеризовать концепцию развивающего обучения Л. В. Занкова;
3. Провести анализ УМК по системе Л.В. Занкова в начальной школе;
4. Привести результаты исследования системы Л.В. Занкова в современной школе.
Методы исследования: анализ педагогической и научно-методической литературы, описание, анализ, дедукция, индукция, сравнение.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Идея развивающего обучения активно разрабатывается в современных исследованиях ученых в различных областях теоретических знаний. Психологи, педагоги и дидакты продолжают изучать вопросы о том, какие качества человека следует развивать, какие методы для этого имеются. Развивающее обучение не должно ограничиваться только психическим развитием учащихся и формированием способов мыслительной деятельности. Развивающее образование — это образование, обеспечивающее нравственное, умственное, эстетическое, духовное и физическое совершенствование обучающихся и формирующее потребность, способность и готовность к самосовершенствованию.
На основе положений Л. С. Выготского Л. В. Занков выдвинул теорию познания и психического развития. Общее развитие Л. В. Занков рассматривает как целостное движение психики, как появление новообразований в психике ребенка, не заданных непосредственно обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Каждое новообразование возникает в результате взаимодействия разума, воли, чувств ребенка, его нравственных представлений. В частности, Л. В. Занков утверждал, что знание само по себе не обеспечивает развития, хотя и является его предпосылкой. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент — когнитивные структуры.
Л. В. Заньков выделил основные закономерности развивающего обучения и разработал соответствующие дидактические принципы, т. е. заложил научно-теоретические основы, на основе которых была разработана методика развивающего обучения в начальной школе.
На наш взгляд, Л.В. Занков имеет множество преимуществ и недостатков. Учебники, разработанные для обучения по системе Занкова, не имеют разделов с повторением пройденного материала. Этот материал включен в следующий новый абзац. На уроках используются раскраски. Они помогают заинтересовать детей и развить их воображение. В учебники включены материалы для детей с разными типами мышления. В рабочих тетрадях по русскому языку есть задания для учащихся на самоконтроль и самоанализ. Система Занкова основана на самостоятельности ученика, его творческом осмыслении материала.
Помимо всех достоинств, у системы есть важный и очевидный недостаток, на который обращают внимание даже последователи Л.В. Занков. Поскольку методика ученого охватывает исключительно начальную школу, детям, несколько лет воспитывавшимся на ее принципах, очень трудно адаптироваться к старшей школе, которая все же ставит во главе несколько иные цели. Также важно отметить, что высокий уровень сложности и темпа подходит не всем ученикам. Для обучения по такой системе необходима специальная подготовка ребенка к школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова
1.1. Сущность понятия «развивающее обучение»
Развитием личности занимались видные советские психологи: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Заньков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Они показывают, что развитие происходит под непосредственным влиянием обучения. Образование и развитие тесно связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом: развитие происходит в процессе обучения и воспитания, они направляют развитие, но не ограничиваются образованием и воспитанием.
Научное обоснование теории развивающеего обучения можно найти в работах Л.С. Выготский.
В начале 1930-х годов Л.С. Выготский придерживался идеи воспитания, предшествующего развитию и ориентирующего на развитие ребенка как первостепенную цель. Согласно его гипотезе, знание является не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащегося. Выготский первым изучил случаи, когда учащийся, не в состоянии самостоятельно решить ту или иную тестовую задачу, справляется с ней в сотрудничестве со взрослыми или одноклассниками.
Ученый пришел к выводу, что в данном случае речь идет о навыке, который только формируется, а именно в определенных реальных отношениях между людьми, в сотрудничестве со взрослыми или сверстниками. Он указывал, что при оценке уровня развития ребенка необходимо учитывать не только то, что ребенок уже может сделать самостоятельно (текущий уровень развития), но и то, что он может сделать с некоторой помощью взрослого.
Невозможно построить навык с помощью заданий, относящихся к зоне актуального развития, так как этот навык уже сформирован. Здесь можно говорить только о перевоспитании. Развитие в собственном смысле происходит только в зоне ближайшего развития, где та или иная способность еще развивается. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что ребенок может подражать только тому, что находится в пределах его собственных интеллектуальных возможностей.