Курсовая с практикой на тему Комплексный подход в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 4
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 4
1.2 Взаимосвязь мелкой и речевой
моторики. 9
1.3 Особенности развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 18
2.1 Методы и организация
экспериментального изучения состояния мелкой моторики детей старшего
дошкольного возраста с ОНР. 18
2.2 Анализ результатов
констатирующего эксперимента. 19
2.3. Методические рекомендации по
развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
Введение:
Актуальность исследования. Моторное развитие предполагает
становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах
или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от
раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального
использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы
воспитательной работы.
Недостаточное моторное развитие ребенка-дошкольника приводит
к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня
образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса
развития моторики у детей дошкольного возраста, в частности мелкой моторики.
Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением
дошкольников, имеют множество практического материала, который способствует не
только достижению целей развития функций мелкой моторики, но и общему
оздоровлению ребенка. При этом, коррекционная работа, которая начинается
вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.
Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с
нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую
эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно
заметить, что в процессе развития функций мелкой моторики детей особое внимание
уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать
наиболее оптимальную и результативную методику.
Проблема развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста изучалось такими педагогами
исследователями как А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н, Поддьяков, Н.Н. Манасеина.
Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л.А. Венгер и его
ученики и последователи.
Цель
исследования заключается в изучении особенностей
развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи
исследования:
1. Дать
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Определить взаимосвязь мелкой и речевой моторики.
3. Изучить особенности развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Организовать экспериментальное изучение состояния мелкой
моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР произносительной стороны.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
6. Составить методические рекомендации по развитию мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объектом исследования выступает теоретические основы
коррекции мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предметом исследования является состояние мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: анализ
теоретических источников, педагогический эксперимент, количественный и
качественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Заключение:
Изучение
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что мелкая
моторика представляет собой совокупность скоординированных движений пальцев и
кистей рук, сопровождающееся зрительной системой и ориентацией в пространстве.
При этом мелкая моторика
рук взаимосвязана с различными познавательными процессами, среди которых
восприятие, внимание, мышление и воображение ребенка. Развитие мелкой моторики
оказывает влияние на развитие речи, координации движений, способствует развитию
наблюдательности, зрительной и двигательной памяти детей.
Важность развития навыков
мелкой моторики заключается в том, что дальнейшая жизнь ребенка требует
применения точных, координированных и автоматизированных движений кистей и
пальцев, необходимых для одевания, рисования и письма, а также для выполнения
разных бытовых и учебных задач. Кинетические импульсы рук оказывают влияние на
совершенствование речи. А развитые и усовершенствованные движения пальцев рук
помогает более эффективно формировать у ребенка речь.
Данные исследование было
направлено на изучение уровня развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР. С этой целью были использованы такие показатели
развития мелкой моторики как координация, гибкость и автоматизированность, а
также соответствующие им показатели – высокий, средний и низкий уровни.
Констатирующий этап
опытной практической работы показал, что уровень развития мелкой моторики у
большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно высок. Недостатки,
которые обнаружились в развитии мелкой моторики детей, относятся, прежде всего,
к нарушениям координации, синхронизации, гибкости и автоматизированности
движений пальцами и кисти рук.
Проведение исследования
было разбито на несколько этапов. В результате проведения констатирующего этапа
опытной практической работы было определено, что детям старшего дошкольного
возраста с ОНР характерен низкий уровень развития мелкой моторики (в среднем
50-60%), и только небольшая часть старших дошкольников имеет средний уровень
(30-40%) проверяемых способностей. Проявление таких проблем отражалось в том,
что движения пальцев и кистей рук у дошкольников были нескоординированными,
несинхронными, не имели гибкости и точности, а также не характеризовались
автоматизированностью.
В связи с
тем, что большинство детей имеют не высокие показатели развития мелкой
моторики, были разработаны методические рекомендации по развитию мелкой
моторики дошкольников с ОНР, направленные на преодоление данной проблемы.
Поставленные задачи при этом решаются на специальных занятиях по ознакомлению с
окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных
видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование,
моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей.
Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед
восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия,
способствующие усвоению сенсорных эталонов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Нарушение речи
представляет собой отклонение в речи индивида от той нормы, которая принята в
данной языковой среде. Такие отклонения определяется расстройством нормальной
функционирования механизмов, отвечающих за развитие речевой деятельности
человека. Вопросами недоразвития речи, а также выделением разных ее нарушений
занимались множество исследователей. Среди них можно назвать работы Н.С.
Жуковой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Л.С. Волковой и др.
Опираясь на исследования
указанных авторов, можно сказать, что общее недоразвитие речи является формой
речевой аномалии, при которой происходит нарушение формирования всех
компонентов речевой системы, но интеллект и слух ребенка сохранены. У детей с
общим недоразвитием речи (далее ОНР) нарушаются фонетическая, лексическая,
грамматическая стороны речи, при этом, такое нарушения могут проявляться и в
смысловой, и в произносительной стороне.
Обозначим общие признаки
недоразвития речи:
— достаточно позднее
начало речи, обычно к 3-4 годам;
— низкий уровень
словарного запаса и яркая выраженность аграмматизмов (смешение падежных форм,
отсутствие согласования в словах, пропуск предлогов);
— нарушенное
звукопроизношение, ритмико-слоговая структура слова;
— трудности связной речи
при построении высказываний в форме простых и сложных предложений [24].
Следует отметить, что для
появления стойкой речевой и психологической патологии у детей имеется много
причин. Особое место занимают причины, которые связаны с периодом
внутриутробного развития, родовые или те, которые оказали влияние в первый год
жизни детей. Исследователи данной проблемы предлагают выделять следующие
причины речевой патологии:
— наследственные причины,
которые включают в себя умственную отсталость, психическое заболевание, резкое
нарушение обмена веществ, либо же гормональное расстройство родителя;
— причины, вызванные
осложнениями в процессе беременности, среди которых можно назвать вирусные
заболевания, несовместимость крови матери и ребенка, угрозы выкидыша, разной
степени ушибы живота, наличие продолжительного стресса у матери, или ее вредные
привычки;
— особенность процесса
родов, различные осложнения со стороны акушерского вмешательства, приводящие к
травме мозга или асфиксии плода;
— послеродовой фактор в
первые годы жизни ребенка, например, перенесение ребенком менингита или
менингоэнцефалита, дизентирии, пневмонии и других заболеваний, ослабляющих
детский организм;
— причины из среды
обитания ребенка, которые могут быть представлены длительной психотравмирующей
ситуацией, серьезными психическими травмами, двуязычием в семье, либо
социально-бытовой запущенностью, неправильным воспитанием и т.п. [9].
При
этом, указанные факторы не могут выступать как определяющие в возникновении
патологии развития ребенка. Следует заметить, что перинатальные
факторы считаются более травматичными, чем постнатальные, поскольку действуют
на менее сформированные клетки мозга. Зачастую в практике можно встретить
комбинирование нескольких признаков, которые вызывают не только речевое, но и
психолого-педагогическое отклонение в развитии ребенка.
Классическая литература предлагает выделять три уровня, которые
характеризуют речевой статус ребенка с ОНР, начиная от отсутствия
общеупотребительной речи до наличия развернутой фразовой речи с элементами
лексико-грамматического и фонетического недоразвития [2]. В дополнение к этому, Т.Б.
Филичева характеризует 4 уровень ОНР.
Всем детям с ОНР
характерно, что появление первых слов происходит позднее, чем у детей с нормой,
зачастую это случается к 3-4 годам, а иногда и к 5 году жизни ребенка.
Рассмотрим подробнее
характерные особенности каждого уровня речевого статуса детей с ОНР.
Так, дети, имеющие первый
уровень, определяются несформированной фразовой речью. Такие дети при общении
используют лепетные слова или однословные предложения, дополняемые мимикой и
жестами, смысл которых вне конкретной ситуации будет непонятен. При этом
словарный запас детей этого уровня является резко ограниченным, состоящим в
основном из отдельных звуковых комплексов, звукоподражаний и некоторых
обиходных слов [7].
Отмечается, что дети 1
уровня ОНР имеют трудности в импрессивной речи, которые проявляются в
непонимании значений многих слов и грамматических категорий. Характерным
является грубые нарушения слоговой структуру слова, так как дети зачастую
воспроизводят только звукокомплексы, которые состоят из одного или двух слогов.
Вместе с этим, дети с ОНР
1 уровня имеют нечеткую артикуляцию, а произношение звуков неустойчивое, многие
из них остаются недоступными для произношения. Что касается фонематических
процессов у таких детей, то они имеют зачаточный характер, так как
фонематических слух грубо нарушен, и ребенок не понимает и не может выполнить
задачу фонематического анализа слова [12].
Речь детей с ОНР второго
уровня, вместе с лепетом и жестами имеет проявления простых предложений,
которые состоят из 2-3 слов. Но их высказывания бедны и однотипные по своему
содержанию, зачастую это названия, выражающие предметы и действия. Для детей
этого уровня характерно значительное отставание количественного и качественного
состава словаря от возрастной нормы, они не знают значения многих слов, заменяя
их похожими по смыслу.
У детей с ОНР 2 уровня
недостаточно сформирован грамматический строй речи, поэтому таким детям
свойственно неправильное употребление падежных форм, трудности при согласовании
частей речи, неправильное употребление единственного и множественного числа, а
также предлогов и т.д.
Помимо этого, детям на
этом уровне достаточно сложно дается произношение слов, которые имеют простую
или сложную слоговую структуру и стечение согласных. Что касается звукопроизношения,
то в нем так же наблюдаются множественные искажения, замены и смешение звуков,
а фонематическое восприятие неточное [13].
Детям с ОНР 3 уровня
характерно использование развернутой фразовой речи, однако зачастую это простые
предложения, поскольку составлять сложные ребенку не по силам. Понимание речи
детьми с ОНР 3 уровня является приближенным к норме, а трудности возникают при
понимании и усвоении сложных грамматических форм или логических связей.
Следует заметить, что
детям с ОНР 3 уровня свойственно значительное увеличение объема словарного
запаса. Однако множество ошибок встречается в применении предлогов,
согласовании частей речи и употреблении падежных окончаний и ударений [18].
Что
касается детей с ОНР 4 уровня, то у них проявляются специфические трудности при
звукопроизношении и повторении слов, которые имеют сложный слоговый состав.
Таким детям так же свойственен низкий уровень фонематического восприятия и
проявление ошибок при словообразовании и словоизменении.
Однако детям на 4 уровне ОНР свойственен достаточно разнообразный
словарь, притом, что дети не всегда могут точно знать и понимать значение редко
используемых слов, синонимов и антонимов, а также пословиц и поговорок.