Курсовая с практикой на тему Комплексный подход к организации онкологической помощи в Республике Дагестан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ органитзации онкологической помощи 5
1.1. Необходимость в органитзации онкологической помощи 5
1.2. Организация и проведение профилактических осмотров 9
Глава 2. Анализ организации онкологической помощи в Республике Дагестан 17
2.1. Анализ ресурсного обеспечения онкологических больных в Республике Дагестан 17
2.2. Системный анализ ресурсного обеспечения онкологических больных в Республике Дагестан 23
Глава 3. Реформирование организации онкологической помощи в Республике Дагестан 33
Заключение 37
Список литературы 42
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях общественного развития перед национальными системами здравоохранения встают новые задачи, выполнение которых требует осуществления соответствующих реформ и построения таких национальных моделей систем здравоохранения, обеспечивающих эффективное выполнение возложенных на них функций, и соответствовали ожиданиям граждан (Москаленко В. Ф., 2015, 2008; Вялков А.И., 2015; Щепин О.П., 2015, 2007; Слабый Г.А., 2016, 2008; Пономаренко В.М., 2017, 2018; Лехан В.М. , 2017, 2008; Figueras J., 2014, 2008; Smith PC, 2017, 2008). Новая парадигма здоровья системы «Здоровье — благосостояние — социальное благополучие», которая принята Европейской министерской конференцией по системе здравоохранения в 2008 г. в Таллинне, способствовала подъему вопросов здравоохранения в ранг наиболее приоритетных, улучшению понимания влияния систем здравоохранения на состояние здоровья людей, экономическое и социальное развитие.
Всемирная организация здравоохранения, анализируя свою политику по достижению здоровья, установила приоритетность категории качества в политике по охране здоровья всех стран. В глобальной стратегии Европейского регионального бюро ВОЗ «Здоровье 21 — здоровья для всех в двадцать первый веке» сформулирована задача по разработке и внедрению во всех странах национальных механизмов для обеспечения непрерывного мониторинга и совершенствования качества медико-санитарной помощи. По заключению Люблянского хартии (1996) — любая реформа в здравоохранении должна быть направлена на непрерывное улучшение качества медицинской помощи по четко разработанной стратегией.
Поэтому разработка эффективной, адаптированной к национальным особенностям системы управления КМП в стационарном секторе, прежде всего для высоко специализированных и высокотехнологичных видов стационарной помощи, к которым относится и оказания помощи онкологическим больным, является чрезвычайно актуальной проблемой.
Объект исследования – онкологическая пмощь.
Предмет исследования — организация онкологической помощи в Республике Дагестан.
Цель исследования – изучить комплексным подходом к организации онкологической помощи в Республике Дагестан.
Задачи:
— Необходимость в органитзации онкологической помощи.
— Организация и проведение профилактических осмотров .
— Анализ ресурсного обеспечения онкологических больных в Республике Дагестан.
— Системный анализ ресурсного обеспечения онкологических больных в Республике Дагестан.
— Реформирование организации онкологической помощи в Республике Дагестан.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
В работе решено актуальную научную проблему по повышению качества стационарной медицинской помощи онкологическим больным в России путем усовершенствования механизмов управления качеством с использованием структурно — процессного подхода. Установлены закономерности и особенности организации радикального хирургического лечения онкологических больных и основные факторы, влияющие на качество их медицинского обслуживания. Разработана и апробирована концептуальная модель непрерывного улучшения качества медицинской помощи. Доказано, что повышение результативности системы здравоохранения можно достичь сочетанием преобразований процессов и структуры на различных уровнях медицинской помощи (медицинское учреждение — территориальная система здравоохранения).
1. Анализ международного и отечественного опыта показал, что необходимость внедрения новых подходов к управлению качеством медицинского обслуживания населения в России, определяемая как негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, его низкой удовлетворенностью качеством медицинской помощи на фоне дефицита и нерационального использования ресурсов, так и ограниченностью существующих в стране механизмов обеспечения и оценки качества по комплексному решению проблемы, в том числе при проведении структурных преобразований в стационарном секторе.
2. Установлен в массиве данных областных канцер-регистров (41614 случаев) преобладание в структуре технологий радикального противоопухолевого лечения хирургических вмешательств как монометод (47,5 ± 0,3% случаев) и их комбинаций с лучевой терапией (21,6 ± 0,2 %). Большинство курсов лучевой (70,7 ± 0,3%) и химиотерапии (68,6 ± 0,2%) производится в отдаленном послеоперационном периоде.
3. Определено, что место выполнения радикальных хирургических вмешательств четко не регламентировано нормативно-правовыми актами; в реальных условиях сложились два варианта региональной организации стационарной помощи — подавляющее централизация (более 90%) объема помощи на уровне специализированных онкологических учреждений и смешанная форма, когда помощь оказывается в различных типах ЛПУ, в том числе — (более 30%) в высокоспециализированных отделениях (урологических, проктологических и т.д.) многопрофильных больниц третичного и вторичного уровня. Около 2/3 вмешательств (63,6-76,7%) по большинству локализаций проводятся в специализированных онкологических учреждениях, остальные (30,9-18,2%) — в высокоспециализированных отделениях многопрофильных больниц, что, в основном, соответствует структуре размещения коечного фонда для онкологических больных; только 5% хирургических вмешательств выполняются в непрофильных стационарах общей лечебной сети.
4. Установлено на репрезентативной избиратели (366 законченных случаев радикального хирургического лечения больных ЗН ведущих локализаций), что объем и состав диагностических исследований, хирургического лечения и их комбинаций с другими видами противоопухолевой терапии (лучевой и / или химиотерапии) по основному заболеванию более чем 94 % случаев является адекватным и достоверно не различается по типам ЛПУ. Выявлено, что комплексность лечения больных с учетом сопутствующей патологии (66,9% пациентов) и осложнений (13,7%) в большей степени обеспечивается в стационарах многопрофильных больниц, благодаря наличию в них соответствующих ресурсов: адекватность диагностических и лечебных мероприятий по поводу сопутствующих заболеваний составляет 90,6-94,4% в многопрофильных больницах против 75-82,2% (p <0,01) в специализированных онкологических учреждениях; 3,8% больных с осложнениями из специализированных онкологических учреждений переводят для дальнейшего лечения в больницы обще лечебной сети.
5. Установлено, что различные участники лечебно-диагностического процесса (пациенты, медицинский персонал, организаторы здравоохранения) обнаруживают разный уровень удовлетворенности КМП в целом и ее аспектами: полностью довольны были 68,5% пациентов (средний балл по четырехбалльной шкале — 3 59 ± 0,08), 24,2% практикующих врачей (3,05 ± 0,06), 15,0% руководителей учреждений (2,70 ± 0,16). Среди основных причин недовольства — недостаточное оснащение стационара необходимым оборудованием и обеспечение медикаментами, ограничения для предоставления комплексной помощи в специализированных онкологических учреждениях по поводу сопутствующих заболеваний и осложнений, недостаточный уровень информирования пациентов о заболевании, эффективность операции и рекомендации после выписки в многопрофильных больницах.
6. Разработан и предложена модель управления КМП, которая базируется на современной концепции непрерывного улучшения качества. Принципиальной особенностью данной модели являются: сосредоточенность на обосновании оптимальных управленческих решений относительно путей преодоления проблем и достижения целей, связанных с качеством; структурно-процессный подход к внесению изменений в систему качества медицинской помощи (в процесс медицинской помощи, в структуру или в процесс и связанную с ним структуру); последовательное вовлечение различных уровней системы здравоохранения — от совершенствования процессов оказания медицинской помощи на уровне отдельного лечебного учреждения к оптимизации структуры медицинского обслуживания на территориальном или государственном уровне.
7. Установлено, что усовершенствование процессов оказания медицинской помощи в рамках программы управления качеством на уровне отдельного лечебного учреждения позволяет частично увеличить доступность хирургической помощи путем увеличения количества радикальных вмешательств (с 63,6 ± 1,5% до 76,9 ± 1,6% ; p <0,001) и повышение обоснованности профильной госпитализации, улучшить конечные показатели деятельности (число операций, связанных с осложнениями, уменьшилось с 25,2 ± 1,3% до 17,3 ± 1,4%; p <0,001), однако свидетельствует об ограниченности возможностей для существенного повышения качества.
8. По данным сравнительного анализа выявлено, что тип ЛПУ, где проводится радикальное хирургическое лечение, существенно не влияет на результативность лечения онкологических больных. Независимо от места проведения РХЛ, существенное влияние (p <0,05) уменьшение выживаемости онкологических больных имеют локализация опухолей (коэффициент корреляции r = 0,13), стадия заболевания (r = 0,29) и возраст больных (r = 0, 13) на уровень качества жизни — социальные факторы (r = 0,180,32), течение послеоперационного периода и продолжительность госпитализации (r = 0,200,31) на удовлетворенность больных — степень улучшения состояния здоровья на момент выписки из стационара (r = 0,26) и неупорядоченное привлечения средств пациентов на проведение диагностических исследований и лечебных манипуляций (r = -0,18).
9. Исследованием определено, что привлечение к процессу оказания помощи онкологическим больным госпитальных ресурсов ЛПУ различной подчиненности, иерархического уровня и специализации может способствовать существенному повышению качества, в частности доступности медицинской помощи (уменьшения дефицита коек с 53,3 ± 1,6% при централизованном варианте к 34,4 ± 1,2% при смешанном; p <0,001), при условиях: наличии в соответствии подготовленного персонала, достаточного объема проведения вмешательств, возможности при необходимости получить комбинированная / комплексное противоопухолевое лечение в ближайшем пред- или послеоперационном периоде (около 18% случаев, преимущественно при новообразованиях молочной железы), возможности получения больными квалифицированной помощи со стороны специалистов разного профиля в связи с осложнением хирургического лечения или обострением сопутствующих заболеваний (16%, преимущественно для пациентов старшего возраста с сопутствующей патологией). Такие подходы поддерживает большинство практикующих врачей (77,3 ± 2,9%) всех типов ЛПУ.
10. На примере медицинского обслуживания онкологических больных, нуждающихся радикального хирургического лечения, путем проведения организационного эксперимента на базе отдельного учреждения и квазиэксперимента на территориальном уровне с использованием сравнительного анализа доказано действенность предложенной модели непрерывного улучшения качества медицинской помощи на основе структурно-процессного подхода.
11. Разработан и предложен комплекс мероприятий по применению структурно-процессного подхода к управлению качеством медицинской помощи на основе концепции непрерывного улучшения качества, внедрение которого при осуществлении преобразований в системе здравоохранения или ее отдельных службах позволит обеспечить эффективное решение насущных проблем качества медицинского обслуживания и таким образом повысить общую результативность системы — ее влияние на показатели здоровья населения. Объектом такого подхода на уровне медицинского учреждения должно быть прежде всего совершенствование процессов оказания медицинской помощи, на территориальном уровне — оптимизация структуры медицинского обслуживания, обеспечит целевую направленность, сопряженность и определенную последовательность преобразований — медицинское учреждение территориального система здравоохранения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ органитзации онкологической помощи
1.1. Необходимость в органитзации онкологической помощи
В нашей стране создана стройная система онкологической службы, обеспечивающей как последовательность в лечении, так и единство профилактических и лечебных мероприятий [22]:
1) управление онкологической службы при Министерстве здравоохранения России;
2) научно-исследовательские онкологические институты,
3) онкологические диспансеры;
4) онкологические кабинеты или районные поликлинические онкологические отделения.
В настоящее время выработаны единые принципы противораковых мероприятий, основанных на следующих основных положениях[18]:
1) противораковое борьба является общегосударственным мероприятием и осуществляется под руководством Министерства здравоохранения России и его органов на местах,
2) лечение онкологических больных и профилактические осмотры населения, общедоступные бесплатные и осуществляются по заранее разработанному плану с привлечением всех лечебных учреждений страны и общественных организаций (дома санитарного просвещения, общества Красного Креста и др.),
3) систематическая подготовка врачебных кадров и среднего медицинского персонала, повышение квалификации врачей-онкологов,
4) систематическое проведение противораковой пропаганды и санитарно-просветительской работы всеми доступными средствами (пресса, радио, телевидение, публичные лекции, беседы и др.).
Организационно онкологическая служба подчинена Министерству здравоохранения России. В системе Министерства здравоохранения России являются научно-исследовательские институты онкологии, осуществляющих научно-методическое руководство онкологическими учреждениями, разрабатывают и внедряют современные методы диагностики онкологических заболеваний и лечения онкологических больных, организации онкологической помощи населению. Методическое руководство онкологической службой в России осуществляет Институт онкологии АМН России[9].
Большое значение в организации противораковой борьбы играют кафедры и курсы онкологии медицинских вузов России. Они проводят работу по первичной подготовке кадров врачей по онкологии, повышению квалификации врачей, а также проводят научные исследования по различным вопросам теоретической и практической онкологии. Медицинскую помощь онкологическим больным и диспансеризацию больных осуществляют онкологические учреждения — онкологические диспансеры, а также диагностические и диспансерные функции осуществляют обзорные кабинеты, онкологические отделения общих больничных учреждений и онкологические кабинеты.
Онкологические заболевания являются одной из главных проблем современности. Онкология выходит за узкие рамки практической медицины и решает перспективные биологические и обще — государственные проблемы. После радикального лечения больных с начальными стадиями рака 5-летняя выживаемость приближается к 80%. В этом отношении большую роль играют достижения биологии, медицины и медицинской техники. Однако, следует отметить, что возможности диагностики ранних стадий рака практикующими врачами используются не полностью. Врачи общелечебной сети довольно часто ошибаются в своих действиях по отношению к онкологическим больным.
Практика показывает, что среди них очень часто оказывается низкая онкологическая настороженность.
Одна из основных проблем этого понятия — знания организации онкологической службы в России (сеть учреждений, которые проводят диспансеризацию населения, онкологические и профилактические осмотры, скрининговые обследования с целью выявления больных с предраковыми заболеваниями и злокачественными опухолями на ранних стадиях их развития), знание современных методов диагностики.
Умение формировать среди населения групп повышенного риска, работать с документами, которые заводятся на онкологического больного, правильно выставлять стадию процесса и распределять больных клинические группы является основной задачей врачей обще — лечебной сети и эти знания должны получить студенты на кафедре онкологии.
Установление диагноза опухоли возлагает на врача большую моральную и юридическую ответственность. Установление диагноза рака больному при другом заболевании иногда наносит непоправимую психическую травму. Но хуже следствием псевдо диагноза является применение неадекватного лечения. Неправильный диагноз приводит не только к применению неравнодушной для организма лучевой или химиотерапии, а также к инвалидизации больных.
Своевременная диагностика важна для всякого заболевания, но особое значение приобретает она в онкологии, так как лечение многих опухолей на ранних стадиях благоприятное. Лечение опухолей в поздних стадиях менее эффективно.
Онкологические заболевания требуют комбинированного или комплексного лечения, которое состоит из хирургического, лучевого и медикаментозного лечения. Поэтому понятно, что онкологические больные должны лечиться только в онкологических учреждениях.
Спокойная и благоприятная атмосфера в больнице внушает больному надежду и веру в выздоровление. Как в поликлинике, так и в стационаре (в различных диагностических и терапевтических кабинетах) медицинский персонал должен избегать употребления таких слов, как рак, саркома, бластома, метастазы. Записи в истории болезни следует вести при отсутствии больного. Знакомство больного с историей болезни или записями в амбулаторной карте категорически запрещается. Вся документация на больного направляется к онкологу по почте или непосредственно в руки онкологической медицинской сестре поликлиники. Раньше не было принято информировать больного об истинной природе его заболевания. Но часто очень сложно объяснить больному необходимость выполнения оперативного вмешательства, назначение лучевой или химиотерапии без открытия правды или частичной правды о сущности заболевания. Серьезный настрой и оптимистическое отношение к своей болезни помогает больному мобилизовать свою волю для борьбы с ней. Однако полное информирование больных раком является неоправданным. Врач должен помнить, что всякие справки о состоянии здоровья больного могут быть даны только при свидании с близкими родственниками больного. Средний медицинский персонал должен быть проинформирован о том, в каких пределах можно разговаривать с больным о его заболевании. На вопрос больного о результатах операции или каких-либо исследований медицинская сестра должна рекомендовать ему обратиться к врачу, но во всех случаях стараться поднять настроение больному и заверить его о возможности выздоровления[11].
В перевязочной для больных всегда существует угроза физической боли как при перевязках, так и при различных манипуляциях. Поэтому все болевые перевязки, особенно, требующие замены тампонов и дренажей, должны проводиться с предварительным введением больным обезболивающих средств. Это бережет психику больного и снимает напряжение и страх перед очередной перевязкой. Глубокие пункции необходимо проводить после предварительной анестезии тканей. Важным психотерапевтическим методом является также беседа врача с больным. Теплое человеческое слово может оказаться весьма эффективным в плане сохранения его психики.
Работа в операционной является важным показателем правильного отношения к больному в данном лечебном учреждении. Доставлять больного в операционную необходимо после премедикации и в тот момент, когда для этого все уже приготовлено. Больной не должен видеть окровавленное белье и перевязочный материал. При появлении больного в операционной все разговоры должны быть прекращены, фиксация к операционному столу проводится после предупреждения больного и без применения силы. Все присутствующие в операционной должны соблюдать тишину и уважения к месту, где ежедневно решается судьба здоровья и жизни людей.
Во время операции необходимо также беречь и психику хирурга, оперирующего. Нельзя отвлекать его внимание и мешать работе разнообразными вопросами. Со стороны хирурга во время операции недопустимы проявления нервозности, раздражения, нетерпения, резкие движения, повышение голоса и грубость. Услышанное больным неосторожно сказанное и непродуманное слово врача может стать для больного источником ятрогенного заболевания. Это необходимо особенно помнить при операциях под местной анестезией, так больной слышит все сказано.
1.2. Организация и проведение профилактических осмотров
В составе поликлиник (поликлинических отделений) городских и центральных районных больниц в соответствии с действующими штатными нормативами организуют онкологический кабинет. Возглавляет его врач-онколог, который подчиняется главному врачу онкологического диспансера (городского, областного, республиканского) и отвечает за организацию онкологической помощи населению прикрепленного района. Онкологический кабинет работает по плану, согласованному с онкологическим диспансером и утвержденным руководителем учреждения, в составе которого организован кабинет. В районах сельской местности, где численность населения не позволяет выделить должность ликаряонколога, могут быть организованы межрайонные онкологические отделения с обеспечением их необходимым медицинским оборудованием.
Основными задачами онкологического кабинета являются[19]:
1) учет онкологических больных и их диспансеризация, патронаж на дому;
2) амбулаторное обследование и лечение больных опухолевые заболевания;
3) проведение консультаций для врачей поликлиники по диагностике злокачественных новообразований;
4) организация профилактических мероприятий в районе деятельности поликлиники;
5) изучение заболеваемости раком;
6) проведение санитарно-просветительской работы.
Онкологический кабинет осуществляет связь с учреждениями общей лечебной сети через врачей, которые работают в этих же лечебных учреждениях и отвечают за работу по онкологии на территории деятельности онкологического кабинета.
Все больные злокачественными новообразованиями и лица с предопухолевыми заболеваниями в течение всей своей жизни должны находиться на диспансерном учете и направляться на специализированное лечение только в онкологические учреждения.
Смотровой кабинет поликлиники предназначен для профилактических гинекологических осмотров женщин, которые обращаются в поликлинику по поводу различных заболеваний. Это позволяет выявлять предопухолевое заболевания и опухоли на ранних стадиях.
В смотровых кабинетах работают специально подготовленные акушерки. Еже ном обследованию в смотровом кабинете подлежат все женщины старше 18 лет во время первого в текущем году обращения на амбулаторный прием к врачу любой специальности.
В смотровом кабинете осматривают[7]:
1) кожу, нижнюю губу, наружные половые органы;
2) проводят пальпацию молочных желез и лимфатических узлов
3) выполняют бимануальное влагалищное исследование, а у женщин старше 30 лет — дополнительно пальцевое исследование прямой кишки;
4) осматривают шейку матки в зеркалах, берут мазки, делают отпечатки на предметном стекле и отправляют микропрепарат в цитологическую лабораторию.
Женщин, у которых при обследовании выявлено или заподозрены заболевания женских половых органов, акушерка направляет на консультацию к гинекологу, лиц с патологией других органов и тканей — к онкологу или хирургу.
Онкологический кабинет организуют в составе поликлиник (поликлинических отделений) городских и центральных районных больниц в соответствии с действующими штатными нормативами. Возглавляет его врач-онколог, подчиняющийся главному врачу онкологического диспансера (городского, областного, республиканского) и отвечает за организацию онкологической помощи населению прикрепленного района.
В ряде случаев для эффективного использования сил и средств онкологической службы путем объединения отдельных онкологических кабинетов городских поликлиник могут быть созданы районные онкологические отделения. При этом на заведующего онкологическим отделением возлагаются функции районного онколога. Онкологический кабинет работает по плану, согласованному с онкологическим диспансером и утвержденным руководителем учреждения, в составе которого организован кабинет.
Норма нагрузки врача-онколога на 1:00 работы в поликлинике составляет 5 больных[27].
Должность врача-онколога амбулаторного приема устанавливают из расчета 0.2 должности на 10.000 человек прикрепленного городского населения (в городах с населением более 25.000 человек) и 0.15 должности на 10.000 человек прикрепленного городского населения (в городах с населением менее 25.000 человек) и сельского населения[9].
В районах сельской местности, где численность населения не позволяет выделить должность врача-онколога, могут быть организованы межрайонные онкологические отделения с обеспечением их необходимым медицинским оборудованием.
Основными задачами онкологического кабинета являются[13]:
1) учет онкологических больных и их диспансеризация, патронаж на дому;
2) амбулаторное обследование и лечение больных опухолевых и предопухолевых заболеваний;
3) проведение консультаций для врачей поликлиники по выявлению ранних форм рака;
4) организации профилактических мероприятий в районе деятельности поликлиники;
5) изучение заболеваемости раком;
6) проведение санитарно-просветительской работы.
Онкологический кабинет осуществляет связь с учреждениями общей лечебной сети через врачей, работающих в этих же лечебных учреждениях и отвечающие за работу по онкологии на территории деятельности онкологического кабинета.
Все больные злокачественными новообразованиями и лица с предопухолевыми заболеваниями на протяжении всей своей жизни должны находиться на диспансерном учете и направляться на специализированное лечение только в онкологические учреждения.
Смотровой кабинет поликлиники предназначен для профилактических гинекологических осмотров женщин, обращающихся в поликлинику по поводу различных заболеваний. Это позволяет выявлять предопухолевое заболевания и опухоли на ранних стадиях.
Смотровые кабинеты входят в состав отделений профилактики, а при отсутствии последних является самостоятельным структурным подразделением поликлиники.
В смотровых кабинетах работают специально подготовленные акушерки. Ежегодного обследования в смотровом кабинете подлежат все женщины старше 18 лет во время первого в текущем году обращения на амбулаторный прием к врачу любой специальности.
В смотровом кабинете осматривают[21]:
1) кожу, нижнюю губу, наружные половые органы;
2) проводят пальпацию молочных желез и лимфатических узлов
3) выполняют бимануальное влагалищное исследование, а у женщин старше 30 лет — дополнительно пальцевое исследование прямой кишки;
4) осматривают шейку матки в зеркалах, берут мазки, делают отпечатки на предметном стекле и микропрепарат отправляют в цитологическую лабораторию.
Женщин, у которых при обследовании выявлено или подозрение заболевания женских половых органов, акушерка направляет на консультацию к гинекологу, лиц с патологией других органов и тканей — к онкологу или к хирургу.
В кабинете должен работать фельдшер, специально подготовленный по онкологии, урологии и проктологии. Руководит и осуществляет контроль за деятельностью кабинета и уровнем профессиональной подготовки фельдшера, заведующего отделением профилактики, а при его отсутствии — главный врач поликлиники.
Общее методическое руководство работой кабинета осуществляет районный онколог и районный онкологический диспансер.
Кабинет содержится в комнате с достаточным освещением, снаряжается соответствующим оборудованием и инструментарием.
Задача кабинета: профилактический осмотр мужчин (с их согласия), впервые в течение года обратились в лечебно-профилактического учреждения, независимо от возраста и болезни, с целью раннего выявления предопухолевых заболеваний и новообразований.
Профилактический осмотр предусматривает[16]:
— целенаправленное опрос о деятельности желудочно-кишечного тракта, функции мочеполовой системы, осмотр кожи и видимых слизистых оболочек, половых органов, пальпацию периферических лимфатических узлов, яичек, пальцевое исследование прямой кишки и предстательной железы у мужчин старше 30 лет, а при наличии жалоб — независимо от возраста;
— направление лиц с выявленной патологией к соответствующим специалистам и установления обратной связи с ними;
— санитарно-просветительскую и разъяснительную работа среди мужчин, посещающих поликлинику;
— учет и регистрацию проведенных профилактических осмотров, и их результаты в соответствующей медицинской документации.
Проведение профилактических онкологических осмотров здорового населения направлено на выявление ранних форм рака и строго обязательно для всех медицинских учреждений общелечебной и онкологической сети.
В настоящее время существуют следующие виды профилактических осмотров[5]:
1) комплексные осмотры, проводимые чаще всего на крупных промышленных предприятиях и в коллективных хозяйствах;
2) целевые, во время которых осматривают определенную группу населения;
3) индивидуальные профилактические осмотры, когда осмотр с целью выявления рака и предопухолевых заболеваний проводится врачом в поликлинике или больнице, куда больной обращается по поводу того или иного заболевания.
Последние обзоры имеют особенно важное значение, поскольку охватывают так называемое неорганизованное население. Профилактические осмотры проводят врачи общей лечебной сети. Онкологические учреждения организуют эти обзоры, проводят подготовительную работу с врачами, контролируют качество осмотров и их результаты, а главное — проводят лечение выявленных больных.
Во всех областях при поликлиниках в амбулаториях открыты смотровые кабинеты, где работают опытные специально подготовленные акушерки. Они проводят бимануальное исследование и обзор с помощью зеркал всех женщин, обратившихся в поликлинику по любому поводу, а при выявлении патологии направляют женщину к гинекологу, что ставит окончательный диагноз.
Проводят профилактические осмотры не реже одного раза в год. Осмотру подлежат, прежде всего, все женщины старше 18 лет, мужчины старше 30 лет, а также лица с выявленными хроническими заболеваниями. Контроль и руководство онкологическими профилактическими осмотрами возлагается на главных врачей онкологических диспансеров. В порядке онкологической настороженности должны проводиться онкологические профилактические осмотры всех больных, обращающихся к врачам в поликлиниках, амбулаториях и стационарах. Все организовано населения должно подлежать онкологическом профилактическому осмотру два раза в год. Для профилактических осмотров «неорганизованного» населения (неработающих в учреждениях) и сельских жителей используется индивидуальное или так называемое параллельное обследование во время амбулаторного приема, осуществляемое в смотровом кабинете, организация осмотров с участием фельдшеров и акушерок (так называемый двухэтапный обзор), организация специальных подворных обходов, при которых лица, подлежащих осмотру, приглашаются на прием в медицинское учреждение.
Онкологические профилактические осмотры проводятся по заранее составленному плану, в котором указывается список предприятий, обследуются, список лиц, подлежащих осмотру, сроки осмотров, где и в каких учреждениях должны быть проведены обзоры, обеспечения врачебными кабинетами, рентгенодиагностического установками и другой диагностической аппаратурой. При этом необходимо, по возможности, широко использовать флюорографию, маммографию, цитологическую диагностику, эндоскопические методы исследования, в том числе ректороманоскопию, цервикоскопия, а также пальцевое исследование прямой кишки.
Проведение профилактических осмотров среди населения позволяет выявить злокачественные новообразования в 0,08-0,1% всех осмотренных, главным образом на ранних стадиях, а в 0,7-0,9% — предраковые заболевания.
В настоящее время разработаны новые формы осмотров. Они позволяют отобрать для углубленного клинико-лабораторного исследования ограниченный контингент населения, среди которого вероятность возникновения опухолей наиболее высокая (формирование групп повышенного риска).