Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Коммуникативные умения молодых и взрослых учителей общеобразовательных школ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1.
Коммуникативная компетентность в профессиональной   деятельности  7
1.1.   Представление о
компетентности в профессии. 7
1.2.   Роль коммуникативной
компетентности в становлении профессионализма  13
1.3.   Значимость коммуникативной
компетенции в работе учителей. 19
Глава 2.
Особенности коммуникативной компетенции у учителей с разным стажем  26
2.1.
Описание выборки. 26
2.2. Методы
исследования коммуникативной компетенции. 27
2.3. Анализ
результатов. 30
Заключение. 35
Список
литературы.. 36

  

Введение:

 

Актуальность проблемы
исследования.  Динамичность происходящих
социокультурных и экономических изменений свидетельствует о том, что стали предъявляться
все большие требования к образованию педагогов. Вполне естественно, что
огромная роль уделяется коммуникативной компетентности педагогов.

При этом, приходится признать, что
предъявляемый качественный уровень реализуется только в высших учебных
заведениях — именно там закладываются основы обучения, а впоследствии и
реализации их на практике.

Следует признать, что все больше в
современном российском обществе наблюдается возрастающее противоречие между
социальными запросами общества и уровнем подготовки кадров в современных высших
учебных заведениях. Проанализировав роль коммуникативной компетентности, нужно
рассматривать в качестве структурного компонента, который говорит о специфике
коммуникативного компонента. Педагогу необходимо иметь большие навыки в
сфере общения, причем общения как в позитивном ключе — при формировании
впоследствии необходимых знаний у учащихся, так и в негативном — при
конфликтных ситуациях. Иными словами, приходится говорить о противоречиях между
запросами общества и реальной степенью обученности педагогов в области
коммуникативной компетентности.

Исследования коммуникативной
компетентности сосредоточено в следующих направлениях:

— коммуникация
как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к
субъекту (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.);

— психолого-педагогическая
сущность коммуникативного взаимодействия (Н. Гез, Ю. Н. Емельянова, Л. Ю.
Шабалина и др.);

— коммуникативная
деятельность как детерминанта высшего профессионального образования, как фактор
формирования познавательной активности, субъектности, способности к
профессиональной самореализации и конкурентоспособности (Л. В. Анпилогова, Н.
Н. Васильева, А. А. Стуканов, В. В. Тарасов, Р. Д: Хорошавина и др.);

— сущностное
понимание социальной компетентности (Г. Э. Белицкая, Н. И. Белоцерковец, Л: Н.
Боголюбов, А. П. Ветошкин, С. 3. Гончаров, И. А. Зимняя, А. Б. Куклин, Е. В.
Коблянская, В. Н. Куницына, В. Г. Ромек, Л. Роуз-Крэснер, В. В. Цветков и др.);

— деятельность
и профессиональная подготовка учителя (Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Ю. К.
Васильев, Ф: Н. Гоноболин, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин,
М. И. Махмутов, Н. В. Никандров, В. А. Онищук, Е. К. Осипова, А. А. Орлов, В.
Г. Подзолков, Г. С. Сухобская, Н. А. Шайденко и др.).

Тем не менее, большинство
исследователей посвятило в своих работах внимание профессиональной компетенции,
оставляя в стороне не менее важные аспекты влияния коммуникативной компетенции,
а также возможности ее формирования. Изучение проблемы формирования
компетентности молодого педагога позволило обозначить ряд противоречий:

— между
социальным заказом на компетентную личность и недостаточным развитием этих
качеств у молодых педагогов.

— между
необходимостью развития коммуникативной компетентностью и низкой степенью
реализации этого качества в педагогической практике

Выдвинутые противоречия обусловили
тему данного исследования — формирование коммуникативной компетентности у
молодых педагогов.

Объект исследования: компетентность
молодого педагога

Предмет исследования: специфика
коммуникативной компетентности молодого педагога и педагога, имеющего опыт
работы в школе.

Цель исследования: рассмотреть
специфику коммуникативной компетенции у двух типов педагогов – молодых учителей
и учителей, которые имеют большой опыт работы. В соответствии с поставленной
целью необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть сущность
коммуникативной компетентности,

2. Выявить основные аспекты
формирования компетентности молодого педагога

3. Охарактеризовать направления развития
компетентности молодого педагога,

4. Проанализировать компетентность
молодого педагога в сравнении с опытным педагогом,

5. Проанализировать полученные
результаты

Методологическую основу исследования
составили принципы отечественной психологии:

1. принцип единства сознания и деятельности (С. Л.
Рубинштейн); культурно-историческая теория происхождения высших психических
функций (Л. С. Выготский);

2. принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и
необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и
факторов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);

3. принцип системности изучения личности и деятельности (Б.
Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов);

4. деятельностный подход к изучению личности (А. Н.
Леонтьев);

5. теоретические исследования феномена депривации (Й.
Лангмейер, З. Матейчек, Р. Шпиц, Дж. Боулби и др.).

Методы исследования. Для проверки
гипотезы и решения задач, поставленных в исследовании, использовались
теоретические методы – анализ психологической, педагогической и социологической
литературы по изучаемым проблемам. В рамках исследования применялись следующие
методы:

— теоретические:
анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез
полученной информации, сравнение, реферирование и цитирование литературных
источников;

— эмпирические:
Наблюдение, опрос, тестирование по методикам.

— ранжирование, нахождение среднего
арифметического

База исследования:

Теоретическая значимость
исследования и элементы новизны. В данной работе систематизированы данные об
особенностях коммуникативной компетенции молодого педагога.

Впервые предпринята попытка
рассмотреть особенности коммуникативной компетентности еще на момент
формирования педагогической деятельности.

Практическая значимость
исследования. Полученные в работе данные могут быть использованы в процессе
профессионального обучения обучении, и практической деятельности.

Структура работы: Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении
рассматривается актуальность данной темы, ставятся задачи и цели исследования.
Первая, теоретическая глава посвящена теоретическим вопросам данного
исследования. В ней рассматривается сущность коммуникативной компетентности
молодого педагога.

Практическая часть исследования
подразумевает рассмотрение методов формирования коммуникативной компетентности
молодого педагога. Заключение содержит в себе выводы по данной работе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникативная
компетентность выступает фактором, влияющим на успешность человека в любой
сфере жизнедеятельности. Динамика изменения личности, развитие ее
коммуникативной компетентности происходит в субъект-субъектном взаимодействии.

К проявлениям
коммуникативной некомпетентности можно отнести: отсутствие эмоциональной
включенности, низкую самооценку, неоптимальную дистанцию, негибкое поведение и
дефицит быстрого реагирования на смену ситуаций общения. Индикатором
коммуникативной некомпетентности выступает несоблюдение коммуникативных норм
(коммуникация на принципе интолерантности).

Эмпирическое
исследование по выявлению особенностей коммуникативной компетенции у молодых
специалистов в сравнении с опытными специалистами.

— Анализируя
полученные результаты, мы отмечаем, что уровень сформированности основных
компонентов коммуникативной компетенции (потребностно-мотивационного,
содержательного, технологического, оценочно- рефлексивного) у студентов
экспериментальной группы у опытных специалистов выше.

— Сравнительный
анализ эмпирического исследования показывает, что молодые специалисты находятся
на репродуктивном уровне сформированности коммуникативной компетенции.

Система занятий, направленных на формирование коммуникативной
компетенции, приводит к усилению следующих показателей: внутренние
(субъективные) — прошлый опыт, уровень мотивации, система отношений с другими
людьми, которая проявляется в коммуникативной деятельности, способы
коммуникативной деятельности, познавательные возможности, коммуникативные
способности, наличие ком­муникативных качеств (общительность, замкнутость и т.
п.)

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Коммуникативная компетентность в профессиональной
деятельности 1.1. Представление о компетентности в профессии Изменения, происходящие в современном
мире, характеризуются преемственностью и неравномерностью и часто влияют на
профессиональную деятельность человека. Это определяет разделение людей на тех,
кто очень устойчив к изменениям, но не имеет тенденции к адаптации, тех, кто не
способен адаптироваться и не может противостоять изменениям, тех, кто способен
адаптироваться и меняться, но их скорость адаптации процессов недостаточно, и
те, кто способен быстро адаптироваться к изменениям, могут быстро и
самостоятельно учиться. Данная ситуация требует формирования профессионального
сопротивления изменениям и способности к адаптации на основе формирования
профессиональной мобильности специалистов.

В образовании сегодня огромную роль
играет личность учителя, который прививает основы толерантности, активности и
развития личности. Формирование профессиональной успешности сегодня становится
основой для развития профессионализма сотрудников в младшем школьном
учреждении. Процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека и
реализуется как основа для становления профессиональной компетенции. Тем не
менее, обучение не следует рассматривать как принудительное, так как потеряется
вся сущность саморазвития и профессионального становления.

Анализ психолого-педагогических
исследований Н. Кузьминой, В. Кричевского, В. Розумович говорит о том, что
наиболее успешным профессиональное становление учителя будет при выполнении
следующих условий:

1. Учитель должен иметь одинаковое со всеми
материально-техническое обеспечение

2. Учитель должен иметь хорошие социально-бытовые
условия,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы