Курсовая с практикой на тему Коммуникативные умения молодых и взрослых учителей общеобразовательных школ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности 7
1.1. Представление о
компетентности в профессии. 7
1.2. Роль коммуникативной
компетентности в становлении профессионализма 13
1.3. Значимость коммуникативной
компетенции в работе учителей. 19
Глава 2.
Особенности коммуникативной компетенции у учителей с разным стажем 26
2.1.
Описание выборки. 26
2.2. Методы
исследования коммуникативной компетенции. 27
2.3. Анализ
результатов. 30
Заключение. 35
Список
литературы.. 36
Введение:
Актуальность проблемы
исследования. Динамичность происходящих
социокультурных и экономических изменений свидетельствует о том, что стали предъявляться
все большие требования к образованию педагогов. Вполне естественно, что
огромная роль уделяется коммуникативной компетентности педагогов.
При этом, приходится признать, что
предъявляемый качественный уровень реализуется только в высших учебных
заведениях — именно там закладываются основы обучения, а впоследствии и
реализации их на практике.
Следует признать, что все больше в
современном российском обществе наблюдается возрастающее противоречие между
социальными запросами общества и уровнем подготовки кадров в современных высших
учебных заведениях. Проанализировав роль коммуникативной компетентности, нужно
рассматривать в качестве структурного компонента, который говорит о специфике
коммуникативного компонента. Педагогу необходимо иметь большие навыки в
сфере общения, причем общения как в позитивном ключе — при формировании
впоследствии необходимых знаний у учащихся, так и в негативном — при
конфликтных ситуациях. Иными словами, приходится говорить о противоречиях между
запросами общества и реальной степенью обученности педагогов в области
коммуникативной компетентности.
Исследования коммуникативной
компетентности сосредоточено в следующих направлениях:
— коммуникация
как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к
субъекту (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.);
— психолого-педагогическая
сущность коммуникативного взаимодействия (Н. Гез, Ю. Н. Емельянова, Л. Ю.
Шабалина и др.);
— коммуникативная
деятельность как детерминанта высшего профессионального образования, как фактор
формирования познавательной активности, субъектности, способности к
профессиональной самореализации и конкурентоспособности (Л. В. Анпилогова, Н.
Н. Васильева, А. А. Стуканов, В. В. Тарасов, Р. Д: Хорошавина и др.);
— сущностное
понимание социальной компетентности (Г. Э. Белицкая, Н. И. Белоцерковец, Л: Н.
Боголюбов, А. П. Ветошкин, С. 3. Гончаров, И. А. Зимняя, А. Б. Куклин, Е. В.
Коблянская, В. Н. Куницына, В. Г. Ромек, Л. Роуз-Крэснер, В. В. Цветков и др.);
— деятельность
и профессиональная подготовка учителя (Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Ю. К.
Васильев, Ф: Н. Гоноболин, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин,
М. И. Махмутов, Н. В. Никандров, В. А. Онищук, Е. К. Осипова, А. А. Орлов, В.
Г. Подзолков, Г. С. Сухобская, Н. А. Шайденко и др.).
Тем не менее, большинство
исследователей посвятило в своих работах внимание профессиональной компетенции,
оставляя в стороне не менее важные аспекты влияния коммуникативной компетенции,
а также возможности ее формирования. Изучение проблемы формирования
компетентности молодого педагога позволило обозначить ряд противоречий:
— между
социальным заказом на компетентную личность и недостаточным развитием этих
качеств у молодых педагогов.
— между
необходимостью развития коммуникативной компетентностью и низкой степенью
реализации этого качества в педагогической практике
Выдвинутые противоречия обусловили
тему данного исследования — формирование коммуникативной компетентности у
молодых педагогов.
Объект исследования: компетентность
молодого педагога
Предмет исследования: специфика
коммуникативной компетентности молодого педагога и педагога, имеющего опыт
работы в школе.
Цель исследования: рассмотреть
специфику коммуникативной компетенции у двух типов педагогов – молодых учителей
и учителей, которые имеют большой опыт работы. В соответствии с поставленной
целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность
коммуникативной компетентности,
2. Выявить основные аспекты
формирования компетентности молодого педагога
3. Охарактеризовать направления развития
компетентности молодого педагога,
4. Проанализировать компетентность
молодого педагога в сравнении с опытным педагогом,
5. Проанализировать полученные
результаты
Методологическую основу исследования
составили принципы отечественной психологии:
1. принцип единства сознания и деятельности (С. Л.
Рубинштейн); культурно-историческая теория происхождения высших психических
функций (Л. С. Выготский);
2. принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и
необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и
факторов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев);
3. принцип системности изучения личности и деятельности (Б.
Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов);
4. деятельностный подход к изучению личности (А. Н.
Леонтьев);
5. теоретические исследования феномена депривации (Й.
Лангмейер, З. Матейчек, Р. Шпиц, Дж. Боулби и др.).
Методы исследования. Для проверки
гипотезы и решения задач, поставленных в исследовании, использовались
теоретические методы – анализ психологической, педагогической и социологической
литературы по изучаемым проблемам. В рамках исследования применялись следующие
методы:
— теоретические:
анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез
полученной информации, сравнение, реферирование и цитирование литературных
источников;
— эмпирические:
Наблюдение, опрос, тестирование по методикам.
— ранжирование, нахождение среднего
арифметического
База исследования:
Теоретическая значимость
исследования и элементы новизны. В данной работе систематизированы данные об
особенностях коммуникативной компетенции молодого педагога.
Впервые предпринята попытка
рассмотреть особенности коммуникативной компетентности еще на момент
формирования педагогической деятельности.
Практическая значимость
исследования. Полученные в работе данные могут быть использованы в процессе
профессионального обучения обучении, и практической деятельности.
Структура работы: Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении
рассматривается актуальность данной темы, ставятся задачи и цели исследования.
Первая, теоретическая глава посвящена теоретическим вопросам данного
исследования. В ней рассматривается сущность коммуникативной компетентности
молодого педагога.
Практическая часть исследования
подразумевает рассмотрение методов формирования коммуникативной компетентности
молодого педагога. Заключение содержит в себе выводы по данной работе.
Заключение:
Коммуникативная
компетентность выступает фактором, влияющим на успешность человека в любой
сфере жизнедеятельности. Динамика изменения личности, развитие ее
коммуникативной компетентности происходит в субъект-субъектном взаимодействии.
К проявлениям
коммуникативной некомпетентности можно отнести: отсутствие эмоциональной
включенности, низкую самооценку, неоптимальную дистанцию, негибкое поведение и
дефицит быстрого реагирования на смену ситуаций общения. Индикатором
коммуникативной некомпетентности выступает несоблюдение коммуникативных норм
(коммуникация на принципе интолерантности).
Эмпирическое
исследование по выявлению особенностей коммуникативной компетенции у молодых
специалистов в сравнении с опытными специалистами.
— Анализируя
полученные результаты, мы отмечаем, что уровень сформированности основных
компонентов коммуникативной компетенции (потребностно-мотивационного,
содержательного, технологического, оценочно- рефлексивного) у студентов
экспериментальной группы у опытных специалистов выше.
— Сравнительный
анализ эмпирического исследования показывает, что молодые специалисты находятся
на репродуктивном уровне сформированности коммуникативной компетенции.
Система занятий, направленных на формирование коммуникативной
компетенции, приводит к усилению следующих показателей: внутренние
(субъективные) — прошлый опыт, уровень мотивации, система отношений с другими
людьми, которая проявляется в коммуникативной деятельности, способы
коммуникативной деятельности, познавательные возможности, коммуникативные
способности, наличие коммуникативных качеств (общительность, замкнутость и т.
п.)
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Коммуникативная компетентность в профессиональной
деятельности 1.1. Представление о компетентности в профессии Изменения, происходящие в современном
мире, характеризуются преемственностью и неравномерностью и часто влияют на
профессиональную деятельность человека. Это определяет разделение людей на тех,
кто очень устойчив к изменениям, но не имеет тенденции к адаптации, тех, кто не
способен адаптироваться и не может противостоять изменениям, тех, кто способен
адаптироваться и меняться, но их скорость адаптации процессов недостаточно, и
те, кто способен быстро адаптироваться к изменениям, могут быстро и
самостоятельно учиться. Данная ситуация требует формирования профессионального
сопротивления изменениям и способности к адаптации на основе формирования
профессиональной мобильности специалистов.
В образовании сегодня огромную роль
играет личность учителя, который прививает основы толерантности, активности и
развития личности. Формирование профессиональной успешности сегодня становится
основой для развития профессионализма сотрудников в младшем школьном
учреждении. Процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека и
реализуется как основа для становления профессиональной компетенции. Тем не
менее, обучение не следует рассматривать как принудительное, так как потеряется
вся сущность саморазвития и профессионального становления.
Анализ психолого-педагогических
исследований Н. Кузьминой, В. Кричевского, В. Розумович говорит о том, что
наиболее успешным профессиональное становление учителя будет при выполнении
следующих условий:
1. Учитель должен иметь одинаковое со всеми
материально-техническое обеспечение
2. Учитель должен иметь хорошие социально-бытовые
условия,