Методика обучения (русский язык) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коммуникативные качества речи в выступлениях публичных деятелей и обучение им на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Коммуникативные аспекты речи и их роль в выступлениях публичных деятелей 5

Глава II. Развитие коммуникативных качеств речи учащихся среднеобразовательной школы 11

Заключение 16

Список использованной литературы 18

  

Введение:

 

Актуальность работы. С точки зрения лингвистики, критерии оценки качества и эффективности коммуникативных актов остаются одним из самых актуальных вопросов в современном русском языке, поскольку высокий уровень владения языком не может быть достигнут без анализа языковых характеристик на основе четких и постоянных критериев.

Среди различных методов лингвистической оценки (и, в частности, эффективности) наиболее распространённым является метод анализа степени соответствия коммуникативных условий и коммуникативных задач языка и коммуникативных партнеров, т.е. с точки зрения коммуникативной целесообразности. Именно таким образом можно оценить речь с точки зрения ее коммуникативного качества (терминология Б.Н. Головина, введенная им в 1976 году в книге «Основы языка и культуры») . По мнению этого ученого: «коммуникативное качество языка  это его реальные свойства с точки зрения содержания или формы». Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства языка. Б.М. Головин переосмысливает и систематизирует каждую из ранее известных сильных сторон языка, прослеживая его зависимость от неязыковых структур во всех отношениях.

Таким образом, коммуникативный контекст и его компоненты тесно связаны с коммуникативным качеством речи. Коммуникативные качества языка охватывают все аспекты речи, а их соотношение и степень выраженности зависят от жанра и стиля высказывания, а также от личностных характеристик коммуниканта.

Что касается дидактического обозрения данного вопроса, стоит указать на то, что Государственный стандарт указывает на необходимость «формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у школьников» . Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Эти свойства обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры ученика, что и обуславливает актуальность данной работы.

Итак, целью исследования является выделить коммуникативные качества речи в выступлениях публичных деятелей и составить соответствующий комплекс упражнений для обучения им учащихся среднеобразовательной школы. Соответственно цели, возможно выделить следующие задачи работы:

1. Изучение теоретических трудов по теме, их анализ;

2. Проанализировать ряд основных коммуникативных качеств речи;

3. Отметить употребление данных качеств в языковой культуре известных деятелей;

4. Составить ряд упражнений, направленных на развитие коммуникативных качеств речи современного школьника.

Объектом данной работы является русская речь. Предметом – средства развития коммуникативных свойств речи учащихся среднеобразовательной школы.

Основными методами работы в контексте исследования являются следующие: анализ научной литературы в ключе обозреваемой темы, описательный метод, сравнительный метод, метод классификации, дидактическое моделирование.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие мировой культуры определило основные коммуникативные качества ораторского искусства. Эти качества, конечно, постоянно меняются и развиваются, поэтому понятие «хорошей речи» не вполне соответствует разным временам, классам и представителям мировоззрений. Соответственно данному факту, в процессе работы мы определили, что каждый учащийся должен выражать свои мысли так, чтобы они были понятными для него самого, то есть сопровождались точностью, ясностью и простотой. Если речь не ясна, то коммуникативная цель не достигнута.

Чтобы быть точным, слова следует использовать именно в том значении, в котором они даны. Самое главное требование к хорошей речи  это логика. Ученики должны быть осторожны, чтобы их речь не нарушала правил логики.

Речь  это взаимосвязанное целое, и каждое слово в ней и любая структура должны быть целенаправленными и стилистически уместными. Один и тот же стиль уместен не для каждого коммуникативного положения, не для каждого места, но в каждой категории слов, да и в жизни, всегда нужно помнить о том, что уместно. Уместность предполагает понимание стиля литературного языка.

Ясность речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы или канцеляризмы, то словарный запас такого учащегося беден. Требование правильности относится не только к лексике  оно также касается грамматики, словообразования, произношения и письма  орфографии и пунктуации. Соблюдение норм является ключевым условием лингвистической культуры. Любое отклонение от литературных норм мешает непосредственному и точному восприятию содержания письменных и устных высказываний.

Каждая речь имеет определенное содержание. Содержание речи зависит от многих условий, которые требуют различных форм подачи материала. Чтобы овладеть богатством речи, необходимо изучить язык  литературные и устные формы, стили, лексику, формулировки, конструкции и грамматику.

Выразительность речи важна благодаря ясности, четкому произношению, правильной интонации и продуманным паузам. Следует обратить внимание на ритм речи, силу голоса, убедительность тона, а также на особенности речи: позу, жесты, мимику.

Развитые коммуникативные качества речи невозможны без соответствующих знаний, навыков и умений. Все это  результат труда. Поэтому важно предъявлять требования не только к речи других, но и к своей собственной речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Коммуникативные аспекты речи и их роль в выступлениях публичных деятелей

В процессе общения  в языковом взаимодействии  человек всегда оценивается коммуникативным партнёром по тому, как он говорит. Языковое поведение человека отражает его суть, поскольку язык, независимо от воли говорящего, выражает его личностные характеристики. Язык человека можно описать как паспорт, содержащий важную информацию: характеристики среды, в которой он воспитывался и общается, его уровень образования, воспитания, общей культуры, интеллектуального потенциала и т.д.

Языковой паспорт  это информация, которую слушатель получает не из непосредственно речи, которая поступает в процессе поддержания беседы, а из характеристик речевого поведения коммуниканта.

Так, И. А. Стернин, основываясь на исследованиях в области языкового влияния, установил, что языковой паспорт индивида отражает ряд важных параметров :

 Пол человека (мужской/женский);

 Возраст человека (ребенок/подросток/взрослый/пожилой);

 Особенности поведения человека (ходьба, сидение, бег);

 Эмоциональное состояние человека (возбужденное, испуганное, безразличное, вдохновленное);

 Физическое состояние человека (больной, здоровый);

 Национальность или географическое происхождение человека (русский кавказского происхождения, язык москвичей или жителей севера России, Урала или Сибири);

 Некоторые личностные характеристики (эмоциональность/сдержанность, способность/неспособность слушать, открытость, социальность/изолированность);

 Профессиональная принадлежность (учителя и журналисты, нефтяники и менеджеры имеют совершенно разные языковые стили);

 Общий уровень грамотности, качество образования.

Соблюдение языковых и культурных норм способствует формированию благоприятного языкового паспорта и гарантирует правильность. Языковая правильность  это не только свидетельство высокого уровня языковой и культурной компетенции, но и признак достаточного уровня общего образования человека. Это основа его культуры.

Существует гораздо больше требований, нежели только языковая правильность. Необходимое качество языка называется «коммуникативным качеством речи», то есть качеством, которое обеспечивает человеку успешное общение и эффективное языковое взаимодействие. Для того чтобы язык был наиболее эффективным, он должен обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность . В данной главе мы рассмотрим, что означает каждое из этих качеств, и, кроме того, отметим ошибки, которые часто допускают учащиеся в каждой из этих областей как носители языка.

Уместность  это специфическое коммуникативное качество речи, которое умеренно влияет на содержание других коммуникативных качеств в конкретном лингвистическом контексте. В сфере коммуникации оно может оцениваться по-разному  положительно или отрицательно  в зависимости от конкретной языковой ситуации, характера

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы