Курсовая с практикой на тему «Коммуникативно-речевая тактика учителя при рассмотрении временной структуры художественной речи: стих и проза в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение. 4
2. Основная часть. 6
2.1. Ритмическая организация человеческой речи. 6
2.2. Художественная речь: закономерное повторение
соизмеримых во времени и чувственно ощущаемых единиц. 8
2.2.1. Определенные автором художественные явления. 8
2.2.2. Однокачественная соизмерность
художественных явлений. 9
2.2.3. Повторяемость художественных явлений. 9
2.2.4. Умеренная упорядоченность художественных
явлений. 11
2.2.5. Чувственная ощутимость художественных
явлений. 12
2.3. Ритм художественной речи как результат
закономерного повторения художественных элементов речи и характер словарного
строя конкретного естественного живого языка. 14
2.4. Словесная речь как повторяемость однородных
словесных сочетаний. 15
2.4.1. Подбор по сходству словесно–звуковых особенностей
художественной речи 15
2.4.2. Порядок ударных/безударных слогов в
художественной речи. 16
2.4.3. Остановки голоса. 17
2.4.4. Речевые такты.. 17
2.4.5. Звуковые повторы в художественной речи. 18
2.5. Структура ритма художественной речи. 18
2.5.1. Расстановка ударных/безударных слогов. 19
2.5.2. Расположение окончаний. 20
2.5.3. Слово. 22
2.5.4. Группы слов, отграниченные от последующих
слов/словосочетаний при помощи пауз – цезур. 22
2.5.5. Паузы.. 24
2.6. Соизмерение художественных явлений. 26
2.7. Реальное смысловое наполнение ритма
художественного текста и авторская концепция, в которой находит свое воплощение
замысел литературного произведения 29
2.8. Ритм – максимальное средство выразительности
типизированной эмоционально напряженной художественной речи. 31
2.9. Определение характера ритма через словесный
контекст. 35
2.9.1. Природная ритмическая организация стиха. 35
2.9.2. Проза – черновик стихотворного ритма. 37
2.9.3. Перенос Лермонтовым в прозу тех или иных
особенностей стиха. 37
3. Заключение. 40
4. Список использованной
литературы.. 42
Введение:
«Проза и стих — отчасти враждебные друг другу
формы, так что период развития прозы обычно совпадает с упадком стиха, — писал
Б. М. Эйхенбаум. — В переходные эпохи проза заимствует некоторые приемы
стихотворного языка — образуется особая музыкальная проза, связь которой со
стихом еще заметна.
Художественные
тропы издавна привлекают к себе внимание, поскольку с их помощью достигается
эффект выразительности. Тропы широко используются в художественном тексте, так
как обладают яркой образностью. В каждом речевом жанре используются свои приемы
выбора языковых средств: по мнению многих лингвистов, изучение тропов помогает
понять художественное произведение; раскрыть характеристики выразительных
средств; легко оперировать художественными средствами языка.
Основные
трудности в изучении художественных средств выразительности связаны с
проблемами классификации и разграничения. Тропы и фигуры с коммуникативной
точки зрения до сих пор мало исследованы. В различных источниках количественный
и качественный состав художественных средств выразительности определяется
по-разному.
В
русской художественной литературе одним из ярких мастеров слова признан М.Ю.
Лермонтов, произведения которого представляют интерес для лингвистов и
литературоведов. В них М.Ю. Лермонтов умело сочетает элементы разных стилей,
прибегает к классическим литературным приемам, совершенствует образы
персонажей.
Целью работы является
анализ коммуникативно-речевой тактики учителя при рассмотрении временной
структуры художественной речи: стих и проза в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени.
Предмет исследования: анализ коммуникативно-речевой тактики учителя при рассмотрении
временной структуры художественной речи: стих и проза в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени.
Объект исследования: роман М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени.
Задачи:
1. Проанализировать ритмическую организацию человеческой
речи (художественной речи: автор/ литературный герой/ читатель).
2. Проанализировать художественную речь:
закономерное повторение соизмеримых во времени и чувственно ощущаемых единиц.
3. Рассмотреть ритм художественной речи как
результат закономерного повторения художественных элементов речи и характер
словарного строя конкретного естественного живого языка.
4. Проанализировать словесную речь как повторяемость
однородных словесных сочетаний.
5. Проанализировать структуру ритма художественной
речи.
6. Проанализировать соизмерение художественных
явлений (художественных элементов речи.
Методы исследования: анализ литературы по теме
исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Драма Печорина отчасти в том и заключается,
что дух его, обуреваемый поисками пристанища, окружающие пытаются поймать в
силки стереотипов. «Житейский опыт — ум глупца» привык примеривать их к душам,
угрожающим его самодовольству избытком тревоги, и легко успокаивает себя
иллюзией их полного совпадения. Но Печорину вечно суждено разрывать оковы
чужого суда и ускользать из плена чужого слова о его личности. Кажется, его поступки
готовы подтвердить суждение, только что произнесенное о нем, но буквально в
следующей же ситуации Печорин выказывает такое богатство натуры, которое не
умещается в плоскую схему чьей бы то ни было оценки. А кроме того, Лермонтов
дает нам понять, что невыраженное и невыразимое в Печорине бесконечно обширнее
и богаче проявленного и воплощенного в действии. В этом смысле «Герой нашего
времени» — роман о неисповедимости человеческой души (несмотря на
исповедальность печоринского дневника), о тщетных попытках ее адекватного
воплощения в действии, обреченности поиска гармоничного отзвука в мире [9, 73].
«С печатью
тайны на челе» является Печорин на арену действия в романе, «с печатью тайны»
он ее и покидает. Но от исходной точки этого действия к его финалу широко
раздвигаются пределы тайны. Метания печоринской души порождены не отпадением от
идеала (нет никакой тайны там, где нет помышления о нем), а лишь лихорадочным
стремлением отыскать в реальности хотя бы слабый отблеск его, хотя бы смутный
отзвук той потаенной мелодии, которая звучит в его душе, побуждая ее к вечному
движению, вечному скитанию в поисках Абсолюта. Этим вполне объясняется странное
легковерие героя (странное, если взять в расчет зоркость и цепкость его мысли),
выливающееся в готовность принять прозу за поэзию, мираж за реальность,
Альдонсу за Дульсинею (контрабандистку за Ундину, например).
Психологической
природой характера лермонтовского Печорина вполне объясняется то, что
композиция романа настроена не столько на твердую расстановку оценочных
акцентов, сколько именно на снятие одномерных оценок, на обнаружение их
неполноты, на постоянную коррекцию «чужого слова» о Печорине. Больше того, в
оценочном смысле здесь относительно не только «чужое слово» о герое, но и его
слово о самом себе. Оно порою искривлено самоиронией или избытком самоосуждения
или ориентацией на игру. Один только пример, демонстрирующий нечуткость
читателей и истолкователей лермонтовского романа, нечуткость тем более
удручающую, что длительность ее измеряется более чем столетием.
Романтизм
Лермонтова интересен тем, что писатель объединяет стили, широко используя
реализм, даже натурализм, даже сентиментализм («Герой нашего времени», глава
«Княжна Мери). Первый русский психологический роман написан тогда, когда
романтизм как таковой уже теряет свою обаятельную популярность.
Для Лермонтова романтизм никогда не был
переходным этапом от одного стиля к другому. И в начале своего творчества, и
позже, на протяжении всех лет он оставался последовательным романтиком. Не
ставя это направление ниже реалистического искусства, Лермонтов блестяще
показал в своих совершенных произведениях, что всякий стиль в своем полном
завершении объективно изображает действительность.
М. Ю. Лермонтов – автор учится писать
прозу; учитель–словесник научается толковать художественные тексты;
читатели–школьники учатся вдумчивому осмыслению художественного произведения).
Фрагмент текста работы:
2. Основная
часть
2.1. Ритмическая организация человеческой
речи Роман М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени», на протяжении всего времени своего существования, не
оставляет равнодушным его исследователей. Отметим ключевые положения,
выдвигаемые теоретиками и историками литературы, в отношении интересующего нас
главы. Прологом к «Герою нашего
времени», по мнению многих лермонтоведов, считается роман писателя «Княгиня
Лиговская». Так, Сергей Николаевич Дурылин в своем «Пособии к изучению романа»
[12] сообщает, что Лермонтов учился писать прозой на романе «Княгиня
Лиговская», не являющегося законченным произведением. В тексте исследования
приводятся примеры параллелей сюжета с биографией самого писателя;
рассматриваются личность Печорина, композиция романа, основные художественные
образы главы. Дурылин выводит теорию о том, что Печорин – отражение мысли и
жизни самого Лермонтова. Виктор Владимирович Виноградов в статье «Стиль
прозы Лермонтова» [13] обращает внимание на уникальность композиции романа,
отмечая, что подобную идею писатель мог синтезировать из «Повестей Белкина» А.
С. Пушкина и художественной манеры письма Н.В. Гоголя. Раскрывая образ
Печорина, Виноградов также отмечает оригинальность изображения главного героя.
О Печорине неустанно говорят и сторонние наблюдатели, и ближний круг
действующих лиц. К их голосам автор прибавляет внутренний голос самого Григория
Александровича, имеющего привычку поверять тайны своей души журналу. Лермонтов
искусно использует средства и приемы художественной выразительности речи,
стилистически обогащая роман. Виктор Борисович Шкловский обращает внимание
на литературные процессы начала 19 века, повлиявшие на Лермонтова при написании
«романа новой эпохи». Отношение к роману разделилось на 2 лагеря: тех, кто
стоял на пороге изменений и был готов к ним и тех, кто оставался в прошлом, не
принимая отхода от принятых шаблонов [14].