Методика обучения немецкому языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коммуникативная направленность обучения грамматическому аспекту иноязычной речи в 5-7 классах средней общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1 Сущностные характеристики коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам 6
1.2 Психолингвистическая характеристика грамматических навыков 9
1.3 Возрастные особенности учащихся 5-7 классов 13
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В 5-7 КЛАССАХ 17
2.1 Коммуникативная направленность введения и первичного закрепления грамматического материала 17
2.2 Коммуникативная направленность тренировки и практики употребления грамматического материала 19
2.3 Организация поисковой речевой деятельности в рамках коммуникативного подхода 24
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

  

Введение:

 

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку появился в России примерно в середине 90-х годов прошлого века и с тех пор набирает популярность. Многие педагоги и методисты признают несомненную эффективность данного подхода, целью которого является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Иноязычная коммуникативная компетенция – это умение и готовность говорить на иностранном языке, способность взаимодействовать с окружающими людьми, понимать речь собеседника и адекватно реагировать на высказывание, грамотно интерпретировать невербальные сигналы коммуниканта и контролировать собственное поведение во время беседы, использовать разные стили общения и формировать благоприятное впечатление у собеседников.
Это требование отражено в действующем Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании», который требует «интеграцию личности в мировую культуру» [Федеральный Закон, 2012]. Согласно данному документу, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами независимо от расовой и национальной принадлежности.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой» как результаты освоения образовательной программы основного общего образования [ФГОС, 2010].
В список требуемых результатов входят также «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной, письменной и монологической речью». Конечным результатом освоения программы основного общего образования считается достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (А2).
Несмотря на требования, обозначенные на законодательном уровне, и на общую необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих профессионалов в целях взаимопонимания и сотрудничества между нациями, в основной школе зачастую игнорируется коммуникативная направленность изучения английского языка. Много времени уделяется изучению грамматического строя языка, однако однообразные упражнения на отработку грамматики не вызывают у учеников желания высказывать свои мысли и выражать свои чувства на немецком языке. Результаты нашего исследования показали неспособность обучающихся применять полученные грамматические знания, умения и навыки в реальном общении, в речи.
Кроме того, на данный момент в методической литературе недостаточно разработаны приемы работы с грамматикой в рамках коммуникативного подхода и, соответственно, подобные приемы работы или совсем не применяются на уроках, или применяются не систематично, что не позволяет сформировать у учащихся грамматические умения и навыки.
Вышеизложенное противоречие привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как организовать обучение грамматике, опираясь на коммуникативный подход.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена противоречием между современными тенденциями в теории и методике обучения иностранным языкам, ориентирующими на коммуникативный подход, требованиями ФГОС и низким уровнем грамматических умений и навыков учащихся, проявляемым в речи.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Коммуникативное обучение грамматике в основной школе (на материале английского языка)».
Объектом исследования является процесс обучения грамматики на уроках немецкого языка в средних классах.
Предметом исследования выступают особенности коммуникативной направленности в процессе обучения грамматики на уроках немецкого языка в средних классах.
Цель исследования состоит в разработке в рамках коммуникативного похода комплекса заданий и упражнений для повышения эффективности работы с грамматикой на уроках немецкого языка в средних классах.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущностные характеристики коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам.
2. Изучить психолингвистическую характеристику грамматических навыков.
3. Изучить возрастные особенности учащихся 5-7 классов.
4. Рассмотреть коммуникативную направленность введения и первичного закрепления, для тренировки и практики употребления грамматического материала.
5. Проанализировать организацию поисковой речевой деятельности в рамках коммуникативного подхода .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Грамматическая сторона речи предполагает автоматизирование навыка говорения, основными качествами которого являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативность и коммуникативная обусловленность его функционирования. Языковой навык входит в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого действия самим говорящим, и при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление ошибки. Параллельные формы языковых и речевых грамматических навыков обеспечивают сознательную ориентировочную основу создания речевых навыков. Формирование речевых грамматических навыков необходимо для их автоматизации в устной речи. Именно грамматическая сторона говорения обеспечивает грамотную речь.
Также, необходимо отметить, что коммуникативная методика, включающая в себя принцип ситуативности, является эффективной основой и средством формирования устно-речевых навыков и умений говорения. Данный метод создает естественные условия для овладения навыками устного общения на иностранном языке, где учебный процесс становится отражением реального процесса коммуникации.
Ведущей деятельностью подросткового периода является общение, через которое подросток познает и идентифицирует себя. Темпы вербального развития опережают темпы невербального, что также продиктовано ведущей деятельностью. Также характерно для подросткового периода стремительное развитие мышления, которое получает новое свойство – обратимость. Мы считаем, что на данном возрастном этапе, а именно на средней ступени обучения, самым эффективным подходом к обучению иностранному языку является коммуникативный подход.
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативного подхода сводятся в общих чертах к следующему: материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении; введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность; для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.
В результате исследования были разработаны упражнения для развития грамматических навыков посредством коммуникативного подхода. Выполняя тренировочные упражнения, учащиеся приобретают умения оперировать языковыми средствами и навыками, которые являются незаменимой основой в формировании устно-речевых навыков.
В ходе выполнения условно-речевых (коммуникативных) заданий, учащиеся совершенствуют приобретенные языковые навыки в условиях устного общения. Данный вид упражнений имеет большой ряд преимуществ, таких как: речевая направленность, высокий уровень коммуникативной мотивации, ситуативность, связь с действительностью, которые, в свою очередь, обеспечивают успешную работу по достижению поставленной цели.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА

1.1 Сущностные характеристики коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, занимающий в течение десятилетий одну из ведущих позиций в современной методике, находит своё отражение и в формировании грамматической компетенции, являющейся составной частью коммуникативной компетенции, т.е. интегративной цели обучения данному предмету.
Для того чтобы раскрыть суть коммуникативного подхода, необходимо обратиться к его составляющим, а именно к принципам обучения иностранным языкам в рамках коммуникативного подхода. Согласно утверждению Е.И. Пассова, «чтобы считать то или иное положение принципом, нужно быть уверенным в том, что перед нами действительно познанная закономерность. Принципы, изложенные ниже, отражают именно закономерность, согласно которой происходит усвоение содержания иноязычного образования и достижение его целей» [Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, 2010 с. 134]. Итак, за основу в данной работе были взяты принципы, изложенные Е.И. Пассовым, к которым относятся: принцип речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип ситуативности, принцип функциональности и принцип новизны. Рассмотрим их долее детально.
Под принципом речемыслительной активности ученый подразумевает то, что ученики активно разговаривают на уроке, побуждаемые внутренним стимулом. При этом ведущую роль в общении и речепроизводстве на занятии играет не учитель, а учащиеся, умело направляемые преподавателем в нужное русло. Именно роль направляющего, а не ведущего, должен занимать современный учитель иностранного языка, обучающего в рамках коммуникативного подхода. При этом под речемыслительной активностью мы вслед за Е.И. Пассовым будем понимать не повторение многочисленных реплик учащимися за учителем, а решение речемыслительных задач [Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, 2010 с. 134-138].
Принцип индивидуализации предполагает не только учет уровня подготовленности учащихся, но и три аспекта индивидуальности ребенка – индивидные, субъектные и личностные свойства. Индивидные свойства представляют собой определенные природные свойства человека: темперамент, задатки и органические потребности. Все это составляет природную основу индивидуальности. То есть все то, что было заложено природой и генами. Роль задатков проявляется в том, что одни учащиеся способны к выполнению одних заданий, а другие – к другим. Субъектные свойства – это умение трудиться. Учет субъектных свойств учащихся важен потому, что у каждого учащегося есть свои приемы овладения знаниями, своя учебная стратегия. Каждый учащийся по-своему умеет настроиться на занятие иностранным языком, запоминает парадигмы и окончания, речевые образцы, по-своему овладевает умением осуществлять самоконтроль, организовывать самостоятельную деятельность. Личностные свойства – это свойства, которые определяют ученика как субъекта социокультурной жизни с определенным жизненным опытом, сферой интересов, эмоционально-чувственной сферой, статуса в коллективе. Если задание не учитывает личностные свойства учащихся, то даже при выполнении посильных заданий и при наличии указания на способы работы с заданием, учащийся во многих случаях будет проявлять пассивность. Чтобы сделать задание личностно ценным, необходимо показать эффективность и пользу иностранного языка в кругу личностных ценностей каждого учащегося [Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, 2010 с. 170-174]. Таким образом, принцип индивидуализации сочетает в себе три взаимосвязанных необходимых аспекта, соблюдение которых необходимо в обучении иностранному языку в рамках коммуникативного подхода.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы