Психология управления персоналом Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЧЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕЧНИЮ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. Понятие и основные структурные элементы коммуникативной компетености в теории психологии 6

1.2. Влияние коммуникативной комптетентности руководителя на эффектвность управленческой деятельности 10

Выводы по 1 главе 12

Выводы по 1 главе 13

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14

2.1. Организация исследования 14

2.2. Методики исследования 15

2.3. Методы математической статистики 17

Выводы по 2 главе 17

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18

3.1. Развитие коммуникативной компетентности современного руководителя 18

3.2. Результаты исследования коммуникативной компетентности руководителя как условие эффективной управленческой деятельности 24

Выводы по 3 главе 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что изменения, произошедшие в области управленческого труда, предполагают новые требования к профессиональным качествам руководителей. От любого лидера и его управленческого труда требуется умение работать в команде и эффективное осуществление межличностных коммуникаций.

Современный руководительдолжен быть не только компетентен в управлении денежными, материально-техническими и другими ресурсами организации. Ему необходимо обладать качествами, помогающими обеспечить культуру делового общения, наладить коммуникативные связи, грамотно строить взаимоотношения с персоналом, вызывать доверие, вести за собой людей, консолидировать силы команды для достижения поставленной цели. И, наконец, успех организации в целом во многом зависит от умений руководителей обеспечить слаженность и гармоничность отношений в коллективе.

Выход России на международный уровень, активное развитие международного сотрудничества требуют более глубокого осмысления проблемы формирования и развития тех компетенций руководителя, которые необходимы в ведении бизнеса. Одной из ведущих является коммуникативная компетенция. Она рассматривается как владение технологиями общения, как одна из ключевых компетенций, которым придается особое значение. В наши дни коммуниктаивные компетентности и их влияние на управленческую деятельность, а также непрерывное ее развитие для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке особенно необходимы современным руководителям. Коммуникативная компетенция во многом определяет степень его профессионализма, обеспечивает эффективный выбор действий для достижения целей через профессиональное общение.

Таким образом, проблема анализа коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности руководителя является теоретически и практически значимой.

Проблема коммуникативной компетенции в отечественной литературе анализируется преимущественно в русле исследований феномена общения. Социальный и методологический аспекты этого явления рассматривается в трудах Г. М. Андреевой, Л. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, А.И. Пригожина.

В отечественной литературе определение и описание коммуникативной компетенции содержится в трудах В. П. Андронова, В. И. Байденко, В. Гузеева, Э. Ф. Зеер, А. Г. Ковалева, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторского, Е. Шишова и др.

Особенности формирования и развития коммуникативной компетенции исследуют Л.Г.Антропова, С.Н. Батракова, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровский и др.

Практика свидетельствует, что многие руководители не обладают необходимым уровнем коммуникативной компетентности.

В результате возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к их профессионализму, и недостаточным уровнем развития их коммуникативной компетентности. Наличие данного противоречия, недостаточная научная разработанность проблемы, ее научная и практическая важность обусловливают актуальность и значимость настоящего исследования.

Объект исследования: коммуникативная компетентность современного руководителя.

Предмет исследований: влияние коммуникативной компетентности современного руководителя на эффективность управленческой деяятельности.

Цель исследования: раскрыть содержание, значение и особенности влияния

Гипотеза исследования: ччем выше уровень коммуникативной компетентности руководителя, тем эффективнее будет его управленческая деятельность.

В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать особенности коммуникативной компетентности руководителя в структуре профессиональной компетентности.

2. Раскрыть структуру коммуникативной компетентности.

3. Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

4. Определить влияние коммуникативной компетентности руководителя на эффективность его управленческой деятельности.

Теоретическую и методическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по социологии управления, управлению персоналом, менеджменту, психологии, педагогике и экономике.

Основными теоретическими методами, использованными в ходе исследования, являются: системный подход, логический и сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ.

Эмпирическую базу исследования составили:

• диагностика коммуникативной компетенции руководителей;

• методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые

• выделены ведущие составляющие коммуникативной компетенции руководителей;

• обосновано влияние коммуникативной компетентности руководителей на их эффективность управленческой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и практические рекомендации могут быть использованы в качестве теоретической и методологической основы для дальнейших научно-практических исследований проблем развития коммуникативной компетенции руководителей как среднего, так и высшего звена.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммуникативная компетентность руководителя является необходимым условием успешной реализации личности, фактором успешности его профессионализма. Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

Для проведения исследования был представлен аппарта исследования, его структура и содержание, определены методики исследования и методы математичческо статистики.

Для исследования были подобраны две группы руководителей, определены их гендерные особенности.

Эмпирическая деятельность велась в 3 взаимосвязанных этапа. На первом авторы работы разработали диагностический инструментарий, призванный контролировать формирование коммуникативной компетентности для его коррекции. Результаты данного исследования и последующая математическая обработка и анализ убедили в отсутствии специально организованного и целенаправленного формирования профессиональной коммуникативной компетентности, из-за чего уровень коммуникативной профессиональной компетентности все еще низок.

Второй этап заключался в проведении формирующего эксперимента. Авторами разработана и реализована особая программа социально-психологического тренинга, в которой соблюдаются выявленные и научно обоснованные условий использования тренинга как средства формирования коммуникативной педагогической компетентности.

Проведенный после социально-психологического тренинга контрольный срез подтвердил гипотезу, заложенную в эмпирической части.

Результаты контрольного среза:

— изменение средних по группе показателей уровня коммуникативной компетентности (в среднем наблюдается повышение примерно на 8 баллов).

— положительная динамика изменения функциональных и структурных компонентов коммуникативной компетентности является согласованным, поскольку компоненты развиваются равномерно.

Итоги формирующего эксперимента позволяют отметить, что социально-психологический тренинг — средство качественного повышения уровня коммуникативной компетентности.

Все, сказанное выше, позволяет говорить о том, что в данном исследовании выполнены все поставленные задачи, а исходная гипотеза подтверждена не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровнях. Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЧЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕЧНИЮ ВЛИЯНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и основные структурные элементы коммуникативной компетености в теории психологии

Проблему изучения коммуникативной компетентности рассмотрим, начиная с теоретического анализа основных положений, разработанных ведущими учеными.

Определяя сущность коммуникативной компетентности, обратимся, прежде всего, к словарям, в которых отражается определенная интеграция всех современных подходов к определению понятий:

1. Компетентный:

– который имеет достаточные знания в любой отрасли: который с чем-либо хорошо осведомлен, смышленый, который фокусируется на знании, квалифицированный;

– который имеет определенные полномочия; полноправный, полновластный в решении какого-то дела;

– обладание компетенцией.

2. Компетенция:

– круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

– круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;

– знания и опыт в той или иной области [7; 8; 12].

Понятие «коммуникативная компетентность» подробно анализируется в работах Е.В. Сидоренко. Он толкует названную категорию как основанную на знаниях и чувственном опыте, способности личности ориентироваться в ситуациях общения, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлению коммуникативной компетентности автор также относит умение человека организовывать так называемое межличностное пространство в процессе инициативного и активного общения с людьми [38].

По мнениюДж. Равена, коммуникативная компетентность всегда приобретается в социальном контексте[36].

Многие ученые (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская) трактуют коммуникативную компетентность как синоним понятию «компетентность в общении». По определению авторов, коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми [24].

Итак, признавая трудности, связанные с поиском точного определения свойств, входящих в состав коммуникативной компетентности, ученые предлагают следующее определение: коммуникативная компетентность – «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [6].

Например, В.В. Рожков, так рассматривает коммуникативную компетентность как «систему внутренних ресурсов личности, необходимых для эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают: когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций; планирование человеком ее коммуникативных действий в общении с людьми; правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции» [34].

И.А, Зимняя характеристика коммуникативной компетентности представлена следующим образом:

– во-первых, соответствие поведения контексту отношений, в которых она обнаруживается;

– во-вторых, знание правил общения, адаптационные навыки и гибкость в воплощении этих знаний;

– во-третьих, коммуникативная компетентность связана с отношениями, а не с индивидами [16].

Компетентность в общении, по мнению И.А. Зимней – это сложный поведенческий, перцептивный, коммуникативный, интерактивный элемент общения, творческого и репродуктивного, глубинного и поверхностного, манипулятивного и субъект-субъектного [17].

В структуре коммуникативной компетентности автор выделяет два компонента (они же типы компетентности):

1) Субъект-объектные, репродуктивные формы общения овладения внешней, операционно-технической стороной поведения;

2) Субъект-субъектные, продуктивные, глубинные и личностно-значительные образования [11].

Коммуникативная компетентность, по мнению М.К. Кабардовым, может определяться в двух аспектах:

– как ориентированность личности в различных ситуациях общения, что базируется на знаниях и чувственном опыте;

– как способность личности эффективно взаимодействовать с окружением благодаря пониманию себя и других в условиях постоянного изменения психического состояния, межличностных отношений и социальной ситуации [19].

Основой коммуникативной компетентности, по мнению О.М. Казарцевой, становится общая способность наблюдать (видеть и слышать) и одновременно воспроизводить речь, выразительные движения лица и тела, перемещения и позы людей, тактильные воздействия, запахи и их локализацию, а также сочетание перечисленных действий, признаков, характеристик[20].

Результаты наблюдения осознаются и закрепляются в когнитивных структурах психики в виде знаний, умений и навыков, составляющих индивидуальный опыт человека.

Итак, под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственном взаимодействии, и становится результатом опыта общения между людьми.

Выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:

– ориентированность в разнообразных ситуациях общения, которая основана на знаниях и жизненном опыте индивида [7];

– способность эффективно взаимодействовать с окружением благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [7];

– адекватная ориентация человека в самом себе, собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации [3];

– готовность и умение строить контакт с людьми [3];

– внутренние средства регуляции коммуникативных действий [6];

– знания, умения и навыки конструктивного общения [9];

– внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [5].

На основе обобщения научной литературы по теме исследования выделены в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты:

– когнитивно-регулятивный компонент (система знаний о сущности, структуре, функциях и особенностях общения, знаниях о стиле общения, в частности, об особенностях собственного коммуникативного стиля; творческое мышление, в результате которого общение предстает как вид социального творчества);

– эмоционально-мотивационный компонент (гуманистическое установку на общение, интерес к другому человеку, готовность вступать с ней в личностные, диалогические взаимоотношения, интерес к собственному внутреннему миру; развитые эмпатия и рефлексия; идентификация с выполняемыми социальными ролями; позитивная Я-концепция; адекватные психоэмоциональные состояния);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы