Основы теории журналистики Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему коммуникативная функция как основа журналистской деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Коммуникация как
основная функция современных СМИ.. 6

1.1. Понятие и пути реализации
коммуникативной функции СМИ.. 6

1.2. Обратная связь как
средство реализации коммуникативной функции в журналистике. 9

1.3. Специфика коммуникативной
функции в интернет-СМИ.. 17

Глава 2. Анализ возможностей
реализации коммуникативной функции в разных типах СМИ.. 22

2.1. Специфика реализации
коммуникативной функции в тележурналистике на примере программы «Судьба
человека с Борисом Корчевниковым» на канале «Россия-1». 22

2.2. Характерные особенности
коммуникации в блогосфере на примере видеоблога «Регина Тодоренко». 25

Заключение. 28

Список использованной
литературы.. 30

Приложения. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Процесс развития общества сопровождается формированием и
постепенным развитием различных социальных институтов. Традиционно в жизни
общества выделяют множество таких институтов, одно из важных мест среди них
занимают СМИ и журналистика. В основе признания журналистики социальным
институтом лежит анализ социально значимых функций СМИ. В этом аспекте следует
подчеркнуть, что в ХХI веке роль журналистики и СМИ как социального института
значительно выросла. Во многом этому способствовала общая информатизация общества
и развитие системы Интернет-СМИ, общественных медиа, что значительно
оптимизировало коммуникационную функцию СМИ. В традиционных медиа эта функция была развита сравнительно
слабо и находила проявление преимущественно в ответах на письма читателей,
звонки радиослушателей или телеслушателей и т.д. Развитие Интернет-журналистики
способствовало изменению коммуникативного пространства в целом. Онлайн-СМИ по
своей природе заключают в себе возможность коммуникации благодаря возможности
комментариев на страницах электронных СМИ, в социальных сетях и блогах. При
этом возможна коммуникация не только с автором публикации, но и с другими
читателями. То есть, роль коммуникационной функции журналистики сегодня
значительно возрастает.

Исходя из этого, на современном этапе развития общества и
системы средств массовой информации особенно актуальной становится тема данной
курсовой работы: «Коммуникативная функция как основа журналистской
деятельности».

Целью исследования
стало изучение коммуникативной направленности в журналистской деятельности.

В соответствии с темой и целью задачи исследования сформулированы следующим образом:


изучить понятие и пути реализации
коммуникативной функции СМИ;


охарактеризовать обратную связь как средство
реализации коммуникативной функции в журналистике;


описать специфику коммуникативной функции в
интернет-СМИ;


изучить возможности коммуникативной функции в
тележурналистике и видеоблогах на примере программы «Судьба человека» на канале
«Россия-1» и видеоблога «Региона Тодоренко».

Объектом исследования
в курсовой работе выступают функции журналистики на современном этапе.

Предмет исследования
– коммуникативная функция как основа журналистской деятельности.

Методы исследования,
использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом
исследования и включают: реферативно-аналитический и сравнительный методы,
использованные для систематизации теоретического материала; метод мониторинга СМИ,
примененный на этапе практического анализа.

Эмпирическую базу
исследования в работе составили выпуски телепрограммы «Судьба человека» на
канале «Россия-1» и видеоблога «Региона Тодоренко». Такой выбор СМИ для
практического исследования обоснован тем, что телевидение является традиционным
средством массовой информации и использует традиционные каналы коммуникации,
тогда как видеоблог – новое СМИ, основанной на Интернет-канале передачи
информационных сообщений.

Информационную базу
данного исследования составляют монографии и учебно-методические материалы по
теории коммуникации и журналистики, а также публикации современных
исследователей.

Теоретическая
значимость исследования состоит в выделении моделей основных
коммуникационных связей между журналистами и аудиторией, выделении основных
средств коммуникации и обратной связи с целевой аудиторией в разных видах СМИ.

Практическая
значимость исследования состоит в том, что рассмотренные примеры реализации
коммуникативной функции современных СМИ (в частности телевидения и видеоблогов)
могут быть использованы для оптимизации работы средств массовой информации, для
налаживания обратной связи с целевой аудиторией и т.д.

Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной
литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что коммуникативная
функция журналистики может проявляться в различных формах, ее результатом может
выступать обмен информацией либо между журналистами и аудиторией, либо же между
отдельными представителями аудитории.

Современный этап развития СМИ характеризуется значительной
активизацией коммуникации редакций и целевой аудитории. Этому способствует массовое
внедрение интернет-технологий, как в работу СМИ, так и в проведение досуга
потребителями информации. Основными инструментами обратной связи на современном
этапе являются электронные комментарии, электронные письма, электронные опросы
и анкеты, а также традиционные инструменты – почтовая корреспонденция,
телефонные звонки.

Коммуникация в Интернет-СМИ характеризуется рядом
специфических признаков, которые отличают ее от коммуникации в формате
традиционных СМИ. Среди таких особенностей обмена информацией в сети Интернет
нами выделено: 1) доступность; 2) оперативность, то есть способность быстро
доносить информацию и получать на нее отклик; 3) демократичность, высокий
уровень свободы слова; 4) относительная анонимность; 5) интерактивность, то
есть возможность получать комментарии или дополнения в онлайн-режиме и т.д.

Практическое исследование позволило выделить характерные
особенности коммуникативной функции телевидения. На примере программы «Судьба
человека с Борисом Корчевниковым» на канале «Россия-1» показано, что
особенности коммуникативного воздействия в телепрограммах обусловлены
следующим: мультимедийностью информации, что позволяет использовать разные
каналы коммуникации, в т.ч. и невербальное общение; возможностью коммуникации
журналиста с героями программ в прямом эфире; возможностью коммуникация
журналиста и аудитории в телестудии; возможностью коммуникации журналиста и
гостя программы с удаленной телеаудиторией. При этом в телестудии формируется
группа людей, которая как будто бы отражает всю телеаудиторию, имеет
возможность реагировать на слова гостя программы или же даже задать ему
вопрос. Намного выше возможности коммуникации в видеоблогах. Так, на
примере блога «Региона Тодоренко» нами установлено, что главным механизмом
такой коммуникации выступают комментарии, «лайки», подписки и перепосты
материалов блога.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Коммуникация как основная функция
современных СМИ 1.1. Понятие и пути реализации коммуникативной
функции СМИ Коммуникация и коммуникативная деятельность изучаются
множеством научных направлений современной науки. В частности, коммуникация
зачастую выступает предметом изучения маркетинга, политики, риторики,
философии, психологии, а также и журналистики. Термин «коммуникация», который происходит от латинского слова
communication (связь, сообщение), обозначает «тип активного взаимодействия
между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен»[1].

Поскольку
информация – это основа журналистики, то именно в данной сфере изучаемый термин
является основоположным, формируя базис работы журналистов. Традиционно одной
из главных функций СМИ в научной литературе называют коммуникативную функцию. В
ее основе лежит общение и налаживания контакта между двумя сторонами
коммуникативного процесса: транслятором информации и ее потребителями. Данный
процесс предусматривает не только передачу информации в одном направлении, но и
обратный поток информационных сообщений, которые являются либо ответом на ранее
полученные данные, либо не связанным с предыдущими сообщениями потоком
информации.

Таким образом,
несмотря на тесную связь информации и коммуникации, между этими понятиями
существует значительная разница. Так, информация являет собой одну из
составляющих коммуникации. Ее главной особенностью является однонаправленность
потока, тогда как коммуникация включает в себя два направления распространения
информации – прямой и обратный. Исходя из этого, исследователи отмечают
сравнительно узкое содержание понятия «информация» по сравнению с термином
«коммуникация»[2].

Сегодня СМИ постепенно отходят от концепции Г. Лассуэлла,
которая получила название линейной, «однонаправленной», бихевиористской
концепции. Согласно данной концепции взаимодействие СМИ с аудиторией как раз
было ограничено односторонней передачей информации, а общественность выступала
исключительно реципиентом, который только принимает информацию и реагирует на
нее соответствующим образом по принципу «стимул-реакция»[3]. В результате формируется
коммуникативная культура редакции как основа журналисткой деятельности.

Под данным термином целесообразно понимать систему принципов
взаимодействия конкретного СМИ со своей аудиторией. В основе коммуникативной деятельности
журналистов могут лежать такие аспекты:

– правдивость и максимальная открытость для потребителей
информации. То есть, современные СМИ должны соблюдать принцип ответственности
за предоставляемую информацию. Поэтому важно обязательно использовать ссылки на
источник тех или иных данных;

– независимость СМИ. Так, коммуникативная культура
большинства современных СМИ основана на принципах демократии, согласно которым
журналистика выступает четвертой ветвью власти, не зависит от политики,
направлена на объективный анализ происходящих в обществе событий;

– открытость к критике. Современные СМИ должны предоставлять
аудитории возможность оценки работы журналистов. При этом критика должна
восприниматься как средство поиска путей совершенствования и развития СМИ;

– этичность. СМИ как важный общественный институт не могут
допускать нарушения профессиональной этики, ведь такие случаи влияют не только
на популярность средства информации и его журналистов, но и может привести к
нагнетанию негативных настроений в обществе (например, разжигание межэтнических
конфликтов и т.д.);

– ориентация на интересы аудитории. Конечно же, успех и
популярность любого СМИ зависит, прежде всего, от того, насколько информация в
нем отвечает интересам потребителей.

Для обеспечения выделенных аспектов коммуникативной функции
журналистики важно обеспечить обратную связь с аудиторией СМИ. Именно наличие
обратной связи является тем элементом, который превращает простой поток
информации в двусторонний процесс – коммуникацию. Только при наличии обратной
связи  возникают предпосылки
корректировки целей и действий участников коммуникации, повышается
эффективность обмена информацией.

В этом аспекте целесообразно рассмотреть возможные варианты проявления
коммуникативной  активности аудитории СМИ.
Они включают такие виды поведения аудитории:

1) потребление  информации,
которое являет собой пассивное участие. В данном варианте потребители влияют на
СМИ только посредством таких своих действий как выбор издания или телеканала
(радиоканала, блога и т.д.) и прочтение определенной статьи или просмотр
программы. То есть, передача информации в данном случае однонаправленная (от
журналиста к аудитории);

2) освещение/представленность в качестве объекта освещения –
«героя», персонажа материала, субъекта мнения, выраженного косвенно, «через
третье лицо» (или объектное участие). В данном примере определенная доля
аудитории, ее представители активно коммуницируют с журналистами;

3) производство информации – наиболее активный уровень
информационного участия, выражающийся в непосредственном участии в производстве
контента: в качестве авторов материалов, суждений, высказанных от своего имени,
«без посредников» (или авторское участие)[4]. Именно на этом уровне
максимально активно развивается коммуникативная функция СМИ, когда обмен
информации происходит в разных направлениях: от журналистов к потребителям
информации и от аудитории к сотрудникам редакции СМИ.

В этом аспекте следует отметить, что производство информации
может быть направлено не только на журналистов, но и на других представителей
аудитории СМИ. Такая коммуникация характерна для интернет-СМИ и выражается в
комментариях пользователей сети Интернет. В таком случае журналисты только
задают тему, создают проблемный вопрос, актуализируют коммуникацию. А
пользователи в своих комментариях не только высказывают свое мнение, но и в
ступают в коммуникацию с другими комментаторами. Результатом становится
формирование определенной точки зрения на конкретную проблему, отстаивание
своей позиции отдельными представителями аудитории и т.д. Таким образом, коммуникативная функция журналистики может
проявляться в различных формах, ее результатом может выступать обмен
информацией либо между журналистами и аудиторией, либо же между отдельными
представителями аудитории. [1]
Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / С. А. Азаренко, Г. И. Рузавин,
А. Я. Флиер, В. С. Бернштейн, А. В. Александров. – Режим доступа:
https://gtmarket.ru/concepts/7132 [2]
Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы:
понятие, функции и роль в обществе // Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 465. [3]
Черняк А.В. Изменились ли функции СМИ в эпоху глобализации? В 2-х частях. Часть
I. – М.: Академия медиаиндустрии, 2013. – С.14. [4]
Платонова Д.В. Информационное участие и формы его реализации в СМИ // Вестник
Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2011. – №1.  – С.133.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы