Курсовая с практикой Экономические науки Организация кредитной работы

Курсовая с практикой на тему Коммерческий кредит и его роль в условиях рыночной экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА 5
1.1.Понятие коммерческого кредита, его особенности и классификация 5
1.2. Роль коммерческого кредита в рыночной экономике 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
2.1. Описание процесса коммерческого кредитования в ПАО Сбербанк 20
2.2. Анализ коммерческого кредитования в ПАО Сбербанк 25
2.3. Тенденции и перспективы развития коммерческого кредитования в Российской Федерации 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы. К коммерческому кредиту отно-сится ссуда (отсрочка платежа) денежной или товарной формы, которую кредитор предоставляет заёмщику на принципах: срочность, плат-ность, возвратность. Цель данного кредита — ускорение продажи то-варов и извлечение экономической выгоды для обеих сторон.
Большая доля кредитов выдается коммерческими банками, поэтому банки второго уровня являются основными участниками кредитного рын-ка. Наряду с банковскими кредитами предприниматели используют и ком-мерческие кредиты без участия банков по причине более выгодных усло-вий.
Цель курсовой работы – исследовать коммерческий кредит и его роль в условиях рыночной экономики.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы сущность и виды кредитов.
2. Выявить отличительные особенности коммерческого кредита и его классификация.
3. Рассмотреть роль коммерческого кредита в рыночной эконо-мике
4. Описать процесс коммерческого кредитования в ПАО Сбер-банк
5. Проанализировать коммерческое кредитование в ПАО Сбер-банк
6. Оценить тенденции и перспективы развития коммерческого кредитования в Российской Федерации
Объект исследования – коммерческий кредит как экономическая ка-тегория.
Предмет исследования – коммерческий кредит в ПАО Сбербанк.
Информационной базой исследования являются нормативные акты и законодательная документация; научная литература, статистические сбор-ники и базы данных, статьи в печатной и электронной периодической пе-чати, а также электронные ресурсы.
Степень изученности проблемы. Общетеоретические аспекты кредита разрабатывали такие ученые, как Витрянский В.В., Суханов Е.А., Козырь О.М., Завидов Б.Д., Павлодский Е.А. и др. Особенности коммерческого кредита изучается в трудах авторов: Букин А.В., Вылегжанина Е.В., Га-джиев A.A., Сулейманова А.М., Агаметова Э.С., Гольцберг М., Кузнецова, Е. И. и др.
Методическую базу исследования составляют научные методы ис-следования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Проведенное исследование основывается на системном подходе к ра-боте с научным материалом.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения, списка использо-ванных материалов и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Коммерческий кредит называют отсрочкой платежа покупателя по-ставщику. Предприниматель берёт у производителя (или у оптового по-ставщика) группу товаров, и только после определенного срока расплачи-вается с ним. Коммерческий кредит очень схож с банковским кредитом, однако есть небольшие отличия.
К функциям коммерческого кредита относится три основные: пере-распределение капитала, контрольная функция, создаются кредитные средства, и происходит экономия издержек обращения. При предоставле-нии кредитов происходит замещение действительных денег векселями, при этом уменьшается денежная масса в обращении, возрастает оборот денеж-ных средств и уменьшаются издержки обращения.
Коммерческий кредит играет важнейшую роль в отношениях между компаниями и всей рыночной экономики. Он значительно увеличивает пе-речень потенциальных покупателей у производителей или оптовых по-ставщиков продукции. Благодаря отсрочке платежа у предпринимателей, которые не в состоянии передать круглую сумму денег, есть возможность сначала получить начальную выручку от продажи товаров, и только по-том вернуть требуемую сумму.
Несмотря на некоторые риски и сложности, коммерческий кредит остаётся достаточно эффективным инструментом работы компаний, нала-живания взаимоотношений и взаимовыгодного партнёрства, что в даль-нейшем положительно влияет на развитие предпринимательства и эконо-мики в целом.
Был исследован процесс коммерческого кредитования в ПАО Сбер-банк. Для клиентов предлагаются услуги: факторинг, лизинг, вексельные платежи, корпоративное кредитование. Банк использует единую факторин-говую платформу (автоматически сверяет данные по поставкам поставщи-ка и покупателя, предоставляет услуги по управлению дебиторской за-долженностью) и E-факторинг (EDI-документы, Blockchain, ERP-системы).
Сбербанк Факторинг показал рост в 2018 году в 2,3 раза, до 349,6 млрд. рублей. Рынок вырос за счет серьезно увеличившегося интереса банков — в условиях кризиса факторинг является наименее рисковым продуктом, и стал активно продвигаться.
В лизинговых сделках ПАО Сбербанк участвует легковой, коммер-ческий, грузовой транспорт и спецтехника. Для этого создана дочерняя компания банка ЗАО «Сбербанк Лизинг». Выручка и прибыль компании растет уверенными темпами, при этом увеличивается количество сделок.
Другая форма коммерческого кредитования ПАО Сбербанк – это век-сель. Он является для предприятий надежным способом упростить расчёты (вексель легко передать, им просто рассчитаться) и снизить пла-тежи по кредитам. Производитель может получать кредиты в виде вексе-лей или использовать их как обеспечение. ПАО Сбербанк осуществляет кредитование юридических лиц (в том числе без залога), а также осу-ществляет долгосрочное финансирование, предоставляя средства для реа-лизации инвестиционных проектов компании.
В целом по России наибольшее развитие получили такие формы коммерческого кредита с участием банка как лизинг и факторинг. В 2018 году объем выплаченного факторами финансирования увеличился на 42%, до 2,63 трлн. рублей. Популяризация факторинга, обусловленная в том числе снижением его стоимости, способствовала увеличению его проник-новения в новые отраслевые сегменты. Диджитализация факторинговых сделок в сочетании с конкуренцией обусловила снижение стоимости фак-торинга, что повысило его привлекательность для клиентов.
Лизинг активно используется на территории РФ как форма коммер-ческого кредита и имеет большие перспективы роста. Ключевым драйве-ром лизингового рынка стал железнодорожный сегмент, объем нового бизнеса, в котором вырос на 49%. Именно благодаря сделкам «ГТЛК», компаний «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» лизинговый портфель уве-личился на 24% и достиг 4,3 трлн. рублей.
Рынок векселей, в отличие от рынка факторинга и лизинга, уже ко-торый год подряд показывает снижающуюся динамику. Держателями и операторами этих ценных бумаг в России практически на 100% выступают банки. Сегмент этот очень узкий, а объем средств, привлекаемых посред-ством данного инструмента, на начало года составил менее 0,5 трлн. руб-лей.
Таким образом, отдельные виды коммерческого кредитования раз-виваются на территории России, и имеют перспективы роста. Для развития факторинга важно совершенствовать законодательство в данном направ-лении и расширять регионы и отрасли применения. Важна государствен-ная поддержка со стороны государства, чтобы больше предпринимателей смогли согласиться на условия лизинговых контрактов (например, субси-дии, отраслевые программы по поддержке лизинга, отечественного маши-ностроения).

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы. К коммерческому кредиту отно-сится ссуда (отсрочка платежа) денежной или товарной формы, которую кредитор предоставляет заёмщику на принципах: срочность, плат-ность, возвратность. Цель данного кредита — ускорение продажи то-варов и извлечение экономической выгоды для обеих сторон.
Большая доля кредитов выдается коммерческими банками, поэтому банки второго уровня являются основными участниками кредитного рын-ка. Наряду с банковскими кредитами предприниматели используют и ком-мерческие кредиты без участия банков по причине более выгодных усло-вий.
Цель курсовой работы – исследовать коммерческий кредит и его роль в условиях рыночной экономики.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы сущность и виды кредитов.
2. Выявить отличительные особенности коммерческого кредита и его классификация.
3. Рассмотреть роль коммерческого кредита в рыночной эконо-мике
4. Описать процесс коммерческого кредитования в ПАО Сбер-банк
5. Проанализировать коммерческое кредитование в ПАО Сбер-банк
6. Оценить тенденции и перспективы развития коммерческого кредитования в Российской Федерации
Объект исследования – коммерческий кредит как экономическая ка-тегория.
Предмет исследования – коммерческий кредит в ПАО Сбербанк.
Информационной базой исследования являются нормативные акты и законодательная документация; научная литература, статистические сбор-ники и базы данных, статьи в печатной и электронной периодической пе-чати, а также электронные ресурсы.
Степень изученности проблемы. Общетеоретические аспекты кредита разрабатывали такие ученые, как Витрянский В.В., Суханов Е.А., Козырь О.М., Завидов Б.Д., Павлодский Е.А. и др. Особенности коммерческого кредита изучается в трудах авторов: Букин А.В., Вылегжанина Е.В., Га-джиев A.A., Сулейманова А.М., Агаметова Э.С., Гольцберг М., Кузнецова, Е. И. и др.
Методическую базу исследования составляют научные методы ис-следования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Проведенное исследование основывается на системном подходе к ра-боте с научным материалом.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения, списка использо-ванных материалов и приложения.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА
1.1. Понятие коммерческого кредита, его особенности и класси-фикация
Кредит – это ссуда, предоставленная кредитором (в данном слу-чае банком) заёмщику под определенные проценты за пользование день-гами. Кредиты выдаются физическим и юридическим лицам.
Иваньков И.А. определяет кредит как систему экономических отно-шений, которая выражается в движении имущества или денежного капита-ла, предоставляемых в ссуду на условиях возвратности, срочности, мате-риальной обеспеченности и, как правило, за плату в виде процента [11, c.89].
Формы кредита подразделяются на категории. Они показаны на ри-сунке 1.

Рисунок 1 — Формы кредита

Коммерческий кредит предоставляют одни действующие предприя-тия другим в форме продажи товаров с отсрочкой оплаты. Он сопровож-дается передачей векселя. Его объект – товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли;
Банковский кредит предоставляется банками, специальными кредит-но-финансовыми учреждениями функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал;
Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого (продажа товаров с отсрочкой платеж) и банковского кре-дита (ссуды на потребительские цели);
Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длитель-ный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйствен-ной сфере, как правило, под обеспечение недвижимостью;
Ипотечный кредит – долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий);
Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам;
Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере меж-дународных экономических отношений, связанное с предоставлением ва-лютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заёмщиков – банки, предприятия, гос-ударства, международные и региональные организации [11, c.56-59].
К коммерческому кредиту относится ссуда (отсрочка платежа) де-нежной или товарной формы, которую кредитор предоставляет заёмщику на принципах:
• срочность,
• платность,
• возвратность.
Цель данного кредита — ускорение продажи товаров и извлечение экономической выгоды.
Коммерческому кредиту как виду заемного обязательства посвящена статья 823 ГК РФ [1, c.92], которой предусмотрено, что в договорах, предметом которых является передача вещей, денежных сумм, может со-держаться условие о предоставлении коммерческого кредита, в том числе в форме авансового платежа.
Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заёмщик.
Кредитором выступает сторона, которая предоставляет ссуду. Он является собственником средств, которые предоставляются в кредит, за передачу которых во временное пользование получит процент.
Заёмщик – это сторона, которая получает кредит и обязана вернуть стоимость в конкретный срок под проценты.
Коммерческий кредит заключается между такими сторонами:
• Коммерческим банком и гражданином;
• Торговым предприятием и гражданином.
• Лицом и государством;
• Предприятиями.
К элементам структуры коммерческого кредита относятся шесть:
1. Кредитор (поставляющая сторона);
2. Заёмщик (покупающая сторона);
3. Кредит в качестве отсрочки платежа;
4. Объект – капитал (товарный или денежный);
5. Предмет – сделка;
6. Инструменты коммерческого кредита;
7. Правовая и информационная база коммерческого кредита.
Коммерческий кредит называют отсрочкой платежа покупателя по-ставщику. Предприниматель берёт у производителя (или у оптового по-ставщика) группу товаров, и только после определенного срока расплачи-вается с ним.
Коммерческий кредит очень схож с банковским кредитом, однако есть небольшие отличия. Они показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 — Отличия коммерческого и банковского кредитов

Учитывая различных участников и кредиторов, выделяют две фор-мы: прямое и косвенное кредитование населения.
При выдаче прямого кредита кредитный договор заключается между банком и заёмщиком — пользователем предоставляемой ссуды. При орга-низации косвенного кредита в процесс кредитных отношений банка и кли-ента включается также посредник. Такой посредник – это главным обра-зом — компании, занимающиеся розничной торговлей. Кредитный договор в такой ситуации подписывается клиентом и магазином, а также банком, предоставляющим ссуду. Подобная форма кредитования достаточно рас-пространена, что подтверждает тот факт, что на сегодняшний день более 60% кредитов, которые выдаются американцам на приобретение автомо-биля, являются косвенными кредитами [4, c.21].
Прямое и косвенное кредитование имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам прямого потребительского кредитования относятся:
1) простота организации кредитного процесса,
2) возможность более точной оценки объекта кредитования, выяс-нение экономической целесообразности выдачи ссуды
3) возможность осуществлять действенный контроль над исполь-зованием ссуды и ее погашением.
Все эти факторы, конечно, позитивно отражаются на организации кредитных отношений банка и заёмщика. Однако, отрицательная сторона прямого банковского кредитования заключается в высоком уровне риска по сравнению с косвенным кредитованием.
С помощью косвенного кредитования населения банк может:
1) сокращать влияние многих рисков — процентного, кредитного, валютного, рыночного и др.
2) при организации кредитов, которые предоставляются юриди-ческим лицам (торговым компаниям, предприятиям, где рабо-тают ссудозаемщики), банк может с большей степенью досто-верности определить кредитоспособность заёмщика (юридиче-ского лица), возможность погашения кредита в срок и в полном размере.
Для клиента косвенный кредит также имеет преимущества [18, c.64]:
а) он получает кредит в момент возникновения потребности (в торго-вой фирме при покупке товаров долговременного пользования, к примеру, с помощью кредитной карты),
б) ему не нужно обращаться в банк с просьбой о выдаче ссуды и т.д.
Кредитование осуществляется за счет оборотных средств торговой компании, а сам кредит является чисто товарным (vendor). Удобство такой схемы заключается в том, что заёмщик имеет дело только с одним контр-агентом. Схема косвенного кредитования показана на рисунке 3.

Рисунок 3 — Схема косвенного кредитования

К функциям коммерческого кредита относится три перечисленные [6, c.98].
Перераспределяется капитал – благодаря коммерческому кредиту происходит мобилизация свободных денежных средств субъектов и стано-вятся капиталом для временного пользования заёмщиками с перераспре-делением между компаниями, отраслями.
Создаются кредитные средства, и происходит экономия издержек обращения. При предоставлении кредитов происходит замещение действи-тельных денег векселями, при этом уменьшается денежная масса в обра-щении, возрастает оборот денежных средств и уменьшают-ся издержки обращения.
Контрольная функция – осуществляется контроль над финансовым состоянием заёмщика, чтобы предупредить несвоевременное исполнение обязательств по кредиту.
Если исследовать коммерческий кредит с точки зрения масштаба, то различают такие виды:
• Локальные – кредиты выдаются в рамках дочерних предприя-тий одной корпорации;
• Региональные – кредитные отношения возникают между субъ-ектами одной территории, региона;
• Межрегиональные – проведение сделок между регионами;
• Национальные – показывает кредитные взаимоотношения, ко-торые осуществляются в стране;
• Международные – осуществляется в мировой торговле.
Согласно способам предоставления коммерческий кредит подразде-ляется на такие подвиды: вексельный кредит, лизинг, факторинг, форфей-тинг, консигнация, открытый счёт [23, c.206].
Вексельный кредит считается самым распространённым видом ком-мерческого кредита. Чтобы его оформить применяют вексель – долговое письменное обязательство приобретателя товаров перед поставляющей стороной.
Коммерческий кредит с участием векселя показан на рисунке 4.

Рисунок 4 — Коммерческий кредит с участием векселя

Выделяют два вида векселей — простой и переводной.
Простой вексель (соло) – обязательство заёмщика выплатить кон-кретную денежную сумму кредитору (векселедержателю) после обозна-ченного срока. Векселедателем является заёмщик. Кредит здесь является товарным. Простой вексель широко распространён на отечественном дол-говом рынке [25, c.61].
Под переводным векселем (тратта) рассматривается долговое пись-менное обязательство, приказ кредитора (трассанта) заёмщику (трассату) внести некую сумму третьему участнику сделки (ремитенту).
Когда оплата осуществляется по переводному векселю, продавец от-правляет покупающей стороне товара, а после этого папку документов, которая необходима для оплаты. В данной папке находится тратта. Поку-пателю продукции (трассат) необходимо акцептовать присланную тратту, поскольку без этого вексель не будет рассматриваться как обязательное и законное платёжное средство. Произведя акцепт тратты, трассат соглаша-ется с зафиксированной суммой в документе и готов сделать платёж реми-тенту в оговорённый срок.
Переводным векселем пользуются в РФ в основном при междуна-родных расчётах, когда ремитентом являются банки продавцов (банк экс-портёра). В России вексельное регулирование базируется на Женевской конвенции о переводном и простом векселе, которая принята в 1930 г.
К факторингу относится форма коммерческого кредита, которая представляет собой инкассированную дебиторскую задолженность клиен-та. На современном этапе факторинг функционирует при участии специ-альных фактор-организаций или департаментов банка. Сущность сделки заключается в приобретении фактор-компанией права взыскивать долги с кредиторов клиента. В данном случае, клиентом является продавец товара, которому должны внести оплату. Фактор-компания перечисляет продавцу (клиенту) сумму, которая равняется 70-90% от причитающегося платежа. Остальную часть суммы продавец получит после того, как должник опла-тит свои обязательства. С этого остатка фактор-компания также удержива-ет свой процентный доход, заранее оговоренный. В итоге обратившийся человек к фактор-компании получает возможность скорее вернуть причи-тающуюся сумму, не нарушая производственные процессы.
Лизинг является долгосрочной (от 6 месяцев до нескольких лет) арендой автомобилей, транспортных средств, оборудования, производ-ственных средств с возможностью их выкупить арендатором после окон-чания арендного договора. Коммерческий кредит с помощью лизинга от-носят к категории долгосрочных кредитов.
Форфейтинг – разновидность факторинга – форма кредитования экс-портеров во внешнеторговых операциях путем продажи ими обязательств (переводных векселей) импортеров (покупателей) фирме-форфейтеру. В данном случае фирма-форфейтер выкупает у экспортера на полный срок без оборота денежные долговые обязательства импортера по оплате куп-ленного товара. Таким образом, производится досрочная полная или ча-стичная оплата внешнеторгового контракта, при этом экспортер уведом-ляет импортера о том, что расчет следует проводить с фирмой-форфейтером. К моменту исполнения расчета по сделке (выполнение дол-гового обязательства) импортер производит оплату на счета форфейтер с одновременным извещением экспортера о проведенном расчете [7, c.71].
Консигнация – особый вид сделки, заключающейся в передаче вла-дельцем товара (консигнантом) посреднику (консигнатору) товара на склад для продажи последним. Посредник, получая товар на склад и обя-зуясь реализовать его, не производит оплаты до факта продажи товара конечному потребителю. Такие сделки применяются в случаях, когда на рынок поступает новый товар.
Открытый счет – операция, проводимая между компаниями, имею-щими длительные отношения. Компания-продавец оформляет на компа-нию-покупателя открытый счет, т. е. производит отпуск товара без немед-ленной оплаты. Покупатель имеет возможность получить товар с отсроч-кой платежа без оформления каждой конкретной кредитной сделки. При этом оговаривается максимальная сумма задолженности (величина креди-та). Покупатель периодически оплачивает товарные документы, выставля-емые на него поставщиком за ранее поставленные товары или (в соответ-ствии с договором) сам поставляет ему товар.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы