Курсовая с практикой Экономические науки Экономическая безопасность

Курсовая с практикой на тему Коммерческая тайна

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Коммерческая тайна как составная часть экономической безопасности предприятия  6

1.1
Понятие, значение и классификация коммерческой тайны.. 6

1.2
Правовое обеспечение деятельности по охране конфиденциальности информации. 12

1.3
Методология и методика определения конфиденциальной информации  18

2
Обеспечение защиты коммерческой тайны на примере ООО «Эры оценки»  24

2.1
Экономическая характеристика ООО «Эры оценки». 24

2.2
Анализ системы обеспечения защиты коммерческой тайны на примере ООО «Эры
оценки». 31

2.3
Оценка уровня защищенности коммерческой тайны на примере ООО «Эры оценки». 33

3
Система мер по установлению режима коммерческой тайны.. 41

Заключение. 53

Список
использованных источников. 57

Приложения. 61

  

Введение:

 

Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются
гражданским, административным, трудовым, уголовным и другим законодательством.
В новых рыночно-экономических условиях присутствуют проблемы, которые связаны с
обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их
имущественной собственности, но коммерческой информации. Для защиты
коммерческой тайны используются правовые и специальные меры.

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с
получением и использованием информации. В настоящее время информация
представляет собой особого рода товар, который имеет немалую ценность. Для
предпринимателя является ценной информация, которую он использует для достижения
целей фирмы и разглашения данной информации может лишить его возможностей
реализовать эти цели.

Коммерческая тайна предприятия не является государственным
секретом. Она представляет собой сведения, которые связаны с производством,
управлением, финансами, технологической информацией и др., разглашение может
нанести ущерб интересам предприятия.

На сегодняшний день вопрос коммерческой тайны имеет ряд
практических и теоретических проблем. Данные проблемы необходимо решить, так
как обеспечение защиты коммерческой тайны должно стать одним из главных
направлений государственной правовой и экономической политики России. В нашей
стране институт коммерческой тайны не сформирован должным образом и все еще
претерпевает серьезные изменения. Зарубежная практика по защите коммерческой
тайны более обширна, имеет множество различных подходов к обеспечению ее
сохранности. Правовое регулирование охраны коммерческой тайны зарубежных стран
имеет более совершенную структуру, нежели отечественное законодательство.

Актуальность работы заключается в том, что в условиях
рыночной экономики в деятельности предприятий и организаций все большую роль
играет защита коммерческих сведений, которая позволяет хозяйствующим субъектам
поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности своей продукции,
осуществлять защиту своих материальных и интеллектуальных ресурсов и иметь
возможность для дальнейшего развития.

Несмотря на то, что термин «коммерческая тайна» имеет
общеизвестный характер, не весь руководящий состав, специалисты и сотрудники
предприятий в достаточной степени понимают, что содержит в себе данный термин,
и как именно надо осуществлять защиту конфиденциальной информации.

Перед компаниями появляется актуальная задача внутренней
оценки и осуществления прогнозов состояния защищенности, с точки зрения
исполнения их производственных задач, принятия мер защиты данных функций, то
есть для обеспечения экономической безопасности производства от разных
проявлений внешнего и внутреннего происхождения, которые оказывают влияние на
потенциал компании, формирования системы мониторинга индикаторов безопасности и
принятия мер для эффективного противодействия угрозам.

Объектом исследования данной работы выступает предприятие «Эра
оценки».

Предметом исследования выступает эффективная организация
защиты коммерческой тайны.

Целью работы выступает проведение анализа организации защиты
коммерческой тайны предприятия, а также разработка мероприятий по защите
коммерческой тайны организации и определение эффективности данных мероприятий.

Для достижения поставленной цели следует решить несколько
задач:

1. Изучить понятие, значение и классификацию коммерческой
тайны;

2. Рассмотреть правовое обеспечение деятельности по охране
конфиденциальности информации;

3. Изучить методологию и методику определения
конфиденциальной информации;

4. Дать экономическую характеристику «Эры оценки»;

5. Провести анализ системы обеспечения защиты коммерческой
тайны на примере «Эры оценки»;

6. Провести оценку уровня защищенности коммерческой тайны на
примере «Эры оценки»;

7. Описать систему мер по установлению режима коммерческой
тайны.

В курсовой работе методологической и теоретической основой
являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской
Федерации, Федеральный закон «О коммерческой тайне», а также научные труды
российских экономистов в области исследования защиты коммерческой тайны
компаний.

Методологической базой выпускной квалификационной работы
выступают следующие основные методы:

1) системный и сравнительный анализ;

2) проведение экспертизы с экономической и юридической точки
зрения;

3) фундаментальные положения и труды отечественных и
зарубежных авторов по вопросам выявления и совершенствования методов защиты
коммерческой тайны.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Высокий уровень использования информационных ресурсов в
современных рыночных условиях, стало одним наиболее перспективных и эффективных
методов обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Защита своих
интересов и ценной информации, благодаря которой предприятие генерирует
стабильный доход – является неотъемлемым правом любого субъекта
предпринимательской деятельности. В данном контексте ценной считается
конфиденциальная информация, доступ к которой ограничивается, и которая может
содержать государственную или коммерческую тайну.

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности
информации, позволяющий ее обладателю, при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить доходы, либо избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную
коммерческую выгоду. Информация может относиться к понятию коммерческой тайны,
если она отвечает следующим требованиям:

·
имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность из-за ее неизвестности
третьим лицам;

·
не подпадает под перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен
и список информации, отнесенной к государственной тайне;

·
нет свободного доступа к нему на законных основаниях;

·
владелец информации принимает меры для защиты ее конфиденциальности.

Российское законодательство регулирует множество
правоотношений, связанных с защитой конфиденциальных сведений. Для этого,
создаются нормативно–правовые акты, регулирующие обращение с конфиденциальной
информацией.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 09.03.2021) "О коммерческой тайне" владельцем коммерческой
тайны признается лицо, которое на законных основаниях владеет сведениями,
составляющими коммерческую тайну, ограничивает доступ к этой информации и
устанавливает режим коммерческой тайны в отношении нее.

Владелец информации, составляющей коммерческую тайну, имеет
право:

·
установить, изменить, отменить в письменном виде режим коммерческой тайны в
соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

·
использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд
в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

·
разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну,
определять порядок и условия доступа к этой информации;

·
требовать от юридических лиц, физических лиц, имеющих доступ к информации,
составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, других
государственных органов, органов местного самоуправления, которым
предоставляется информация, составляющая коммерческую тайну, уважение защиты ее
конфиденциальности;

·
требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую
тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, защиту
конфиденциальности этой информации;

·
защищать свои права в порядке, установленном законом, в случае разглашения,
незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации,
составляющей коммерческую тайну, в том числе требующей возмещения убытков,
причиненных в связи с нарушением его прав.

Согласно данным статистики, наиболее частым каналом утечки
информации, составляющей коммерческую тайну, являются работники предприятия.
Для нейтрализации данной угрозы, работодателю необходимо построить такую
систему работы с персоналом, чтобы максимально предотвратить риск, связанный с
человеческим фактором.

Экономическая безопасность – определятся как состояние
защищенности жизненно важных интересов предприятия от деструктивного
воздействия внутренних и внешних угроз, осуществляемая администрацией и
коллективом предприятия путем реализации системы мер правового, экономического,
организационного, инженерно–технического и социально– психологического
характера.

Для эффективного и рационального построения системы
экономической безопасности на предприятии, необходимо четко определить задачи,
которые будет решать соответствующая служба, структурное подразделение, либо
отдельные уполномоченные лица, в задачи которых будет включен контроль за
системой безопасности предприятия на различных уровнях.

Главной целью обеспечения экономической безопасности
предприятия является непосредственная защита его имущества и сотрудников от
источников внешних и внутренних угроз безопасности, а также своевременное
предотвращение правонарушений, их причин и условий.

Наиболее существенный риск рассекречивания коммерческой
тайны, утечки конфиденциальных сведений, а также иных деструктивных воздействий
на экономическую целостность предприятия исходит от его персонала – внутренней
среды предприятия. Дестабилизирующие действия со стороны работников организации
могут привести не только к нарушению режима коммерческой тайны, но и нанести
непоправимый вред всей экономической системе предприятия.

Система защиты коммерческой тайны в ООО «Эра оценки» была
подвергнута анализу, по результатам которого предприятию дана
удовлетворительная оценка уровня обеспечения коммерческой тайны.

В ходе анализа были выявлены малозначимые недостатки, как на
административном, так и на физическом уровне охраны. В политике кадровой
безопасности и создания лояльности персонала организации проблем обнаружено не
было, однако, со стороны психологической безопасности персонала и создания
доверительных отношений с руководством также имеются недочеты.

Основной проблемой в обеспечении защиты коммерческой тайны в
ООО «Эра оценки» является практически полное отсутствие мероприятий на уровне
информационной безопасности, в связи с чем, предприятие является довольно
уязвимым как к внешним, так и внутренним угрозам.

Для улучшения обеспечения защиты коммерческой тайны в ООО
«Эра оценки» были предложены мероприятия различной направленности. В числе
основных мероприятий была предложена новая система доступа персонала к
информации, внедрение новых правил и инструкций в кадровую политику
предприятия. Была предложена шкала надбавок за выслугу лет как дополнительное
стимулирование персонала, даны рекомендации по проведению информативных бесед с
персоналом.

Переложено решение проблемы перебоев в работе веб-сайта ООО
«Эра оценки» от кибератак в результате которых предприятие несло денежные
потери, а также решение обеспечения информационной безопасности в корпоративных
сетях на предприятии в целом за счет приобретения специализированного
программного обеспечения, которое позволит контролировать как действия
сотрудников, так и вмешательство из вне.

Коммерческая тайна предприятия составляет преимущество в
конкурентной борьбе, поэтому необходимо обеспечить ей достойный уровень защиты
от утечки в руки недоброжелателей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Коммерческая тайна как составная часть
экономической безопасности предприятия

1.1 Понятие, значение и классификация коммерческой
тайны

В соответствии с Законом «О коммерческой тайне» под ней
подразумевается «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю
при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать
неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или
получить иную коммерческую выгоду»[1].
Этим же законом (п. 2 ст. 3) предприятиям и организациям предоставлено право
практически всю информацию (кроме перечисленной в ст. 5) относить к разряду
коммерческой тайны. И нужно отметить, что российские бизнесмены очень активно
данным правом пользуются: получить информацию сверх сведений, которые должны
быть в открытом доступе, бывает крайне затруднительно, а порой – невозможно.

Ограничения в использовании и распространении информации
могут не только помочь избежать ненужных расходов или получить дополнительную
прибыль, но и навредить, ударив по имиджу предпринимателя, ограничить его
контакты, привлечь внимание правоохранительных органов и других контролирующих
организаций и др.

Нужно отметить, что среди российских ученых нет единства
мнений относительно коммерческой тайны. Так, Д.В. Головкина перечисляет
сведения, которые могут относиться к коммерческой тайне на предприятии. Судя по
ним, такое предприятие должно работать в вакууме – вне рынка, вне конкуренции,
без единого человека вокруг него[2]. [1] Федеральный закон от
29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Иванова С. В. Коммерческая тайна как
объект защиты // СПС КонсультантПлюс. 2020. [2] Головкина Д.В. Обеспечение
информационной безопасности установлением режима коммерческой тайны // Вестник
Прикамского социального института. 2019. № 1(82). С. 12–16.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы