Курсовая с практикой на тему Комедия д.и. Фонвизина «недоросль» в современном литературоведении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1. КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» В
РУССКОЙ КРИТИКЕ XVIII —
XIX ВЕКОВ.. 6
1.1 «Недоросль» как зеркало российской государственности XVIII века. 6
1.2 «Сатиры смелый властелин»: особенности сатирического
изображения действительности в комедии «Недоросль». 11
ГЛАВА 2. МИР
ГЕРОЕВ ФОНВИЗИНА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (20-21 ВЕКОВ) 16
1.1 Идейно-художественное своеобразие, проблематика, сила
обличения пороков и воспитательный потенциал комедии «Недоросль». 16
1.2 Актуальность комедии Д. И. Фонвизина в наши дни. 21
Заключение. 26
Список
использованной литературы.. 27
Приложение. 29
Введение:
Актуальность темы. Денис
Иванович Фонвизин является самым знаменитым драматургом XVIII века, вошедшего в
историю как век Просвещения. Этот век имеет важнейшее значение для развития
литературы в России: именно в это время зарождается новый тип литературы –
литература философствующая, просветительская, и значение ее для формирования
духовного мира человека нельзя переоценить.
Любое произведение нашей
отечественной литературы таит в себе множество неоткрытых и неизведанных тайн и
загадок, и каждое поколение будет прочитывать эту литературу и открывать ее для
себя по-своему. Не стало исключением и это великое произведение Д.И. Фонвизина,
«сатиры смелого властелина», по меткому определению А.С. Пушкина.
4 сентября 2022 года
исполнится 240 лет со дня премьерной постановки этой комедии на сцене «Вольного
русского театра» Карла Книппера в Петербурге. Тематика и проблематика пьесы не
утратили своей актуальности и в наше время, поскольку темы добра и зла,
образования и воспитания, денег и стяжательства, отцов и детей, добродетели и
ханжества всегда были вечными, а в наше время, особенно – время стремительного
взлета технического прогресса и такого же стремительного падения, переоценки
многих нравственных ценностей.
Д. И. Фонвизин – писатель
– классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в
русской литературе являются М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин.
Просветители считали, что
можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой,
если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам.
Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет
всегда справедлив и добр к своим крепостным. Более того, писатели – классицисты
проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве
главенство закона.
Комедия Фонвизина,
написанная в 18 веке, тем не менее, звучит свежо и злободневно, поскольку
способна помочь современному школьнику посмотреть, как на героев пьесы, так и
на себя со стороны, поэтому это произведение драматурга всегда включено в
программу по литературе.
Но как учителю сегодня
строить работу над произведением так, чтобы оно было понятно современному
школьнику, какие параллели провести между эпохами и какие методические принципы
современных литературоведов взять за основу – вопросы, тревожащие каждого
неравнодушного преподавателя литературы, вне зависимости от стажа работы.
Цель нашего исследования
– выявить круг тем и проблем в комедии «Недоросль» в современном литературоведении в контексте ее
изучения в школе, в частности, проблему образования и воспитания, наиболее
актуальную, на наш взгляд, сегодня.
Объект настоящего
исследования – комедия классицизма «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Предмет исследования –
специфика российской культуры и государственности XVIII века в комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль» .
Для достижения цели в
работе планируется решить следующие задачи:
— на
основе работ современных российских литературоведов выявить
идейно-художественное своеобразие и проблематику в комедии «Недоросль» ;
— обозначить
причины, способствующие тому, что пьеса «Недоросль» явилась одним из источников зарождения русской
философствующей литературы;
— выявить
особенности сатирического изображения Д.И. Фонвизиным специфики российской
культуры и государственности XVIII века; — представить
практические разработки уроков по изучению комедии в современной школе,
разработав при этом проблемные вопросы и исследовательские задачи, направленные
на привитие обучающимся специфического умения – самостоятельно анализировать
литературное произведение.
Теоретико-методологическая
основа настоящего исследования. Теоретическую основу исследования составили
работы современных российских литературоведов, таких как А.Н. Андреев, А.Д.
Ивинский, И.А. Есаулов, М.В. Разумовская, М.Б. Свердлов, С.В. Стахорский, Л.В.
Тимофеев, Ю.Н. Борисов, П.Е. Бухаркин, О.М. Гончаров, Т.В. Зверев, И.Ф.
Худушина, А.Д. Ивинский, А.Н. Пашкуров.
Результаты настоящего
исследования могут способствовать увеличению продуктивности имеющихся методов
обучения литературе: метода проблемного изложения, а также частично-поискового
(эвристического) и исследовательского методов.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
Заключение:
Д.И. Фонвизина всегда был
тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто
интересная история с колоритными персонажами. В своих произведениях автор
старался донести до читателя достаточно интересные темы, чтобы тот мог поразмыслить
над ними. Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего
поколения.
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
— это отображение пороков современного автору общества при помощи сатиры.
Разоблачающий юмор помогает читателям понять, кто из героев заслуживает
осуждения или насмешки. Фонвизин собрал галерею образов в пьесе из
представителей разных социальных слоев: дворяне, слуги, офицеры, чиновники,
учителя. По этой причине комедия стала первой в истории социально-политической
драмой.
Д.И. Фонвизин отражал в
произведениях актуальные проблемы, часто использовал сатиру как средство
разоблачения пороков.
В сочинениях о проблеме
воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных
мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения: критика
состояния образования и нравственного облика дворянства, сатира на глупость,
царящую внутри привилегированного класса. Автор выразил своих героев
максимально ярко и выражено, каждая черта характера героя присутствовала во
время диалогов, будь это алчность или доброжелательность. Герои имели множество
черт характера, своих особенностей и уникальностей, большой набор эмоций и
собственный вид. Каждый из героев олицетворял ту или иную проблему в обществе,
которую необходимо было устранить или вовсе искоренить для общего блага.
Таким образом,
произведение, которому уже несколько столетий, заставляет современных людей
задуматься, потому что те проблемы, которые поднял в комедии Д.И. Фонвизин, и
те мысли, которые он высказал, актуальны до сих пор и будут актуальны еще
долгое время.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА
«НЕДОРОСЛЬ» В РУССКОЙ КРИТИКЕ XVIII — XIX ВЕКОВ 1.1
«Недоросль» как зеркало российской государственности XVIII века Денис Иванович Фонвизин –
известный русский драматург, писатель, публицист и переводчик — родился в 1745
году. Его комедия «Недоросль» стала ярким произведением, благодаря которому он
приобрел литературную славу после смерти. Однако оно отнюдь не единственное его
творение.
При изучении произведения
Д.И. Фонвизина в русской критике XVIII-XIX веков, а точнее — «как зеркало
российской государственности XVIII века», отметим, что созданное Денисом
Ивановичем произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими
комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в
пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста,
осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути
«Недоросля» [1].
Замысел комедии возник у Фонвизина
в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь
произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу
ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик[2].
Именно это время в России самой революционной была идея просвещенной монархии,
провозглашаемая французскими энциклопедистами, произведениями которых
увлекалась даже Екатерина Вторая. Фонвизин, будучи знатным дворянином, разделял
многие заблуждения своего класса, и отразил их в своей комедии. [1] Берков П.Н. История русской
комедии XVIII века. — Л., 1999. – С. 52. [2]Анализ комедии «Недоросль», анализ
комедии Фонвизина [Электронный ресурс]. — URL:
https://alanschool.ru/analiz/analiz-komedii-nedorosl-fonvizina-sut-smysl-ideya-analiz-geroev.html
(дата обращения 23.03.2022)