Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коллективный труд детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы формирования отношений между детьми дошкольного возраста 6
1.1. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в формировании социальной компетентности ребенка 6
1.2. Коллективная продуктивная деятельность на занятиях, в трудовой деятельности как средство формирования взаимоотношений у детей 11
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния упражнений, задач и игр в разных видах деятельности на формирование отношений между детьми дошкольного возраста 19
2.1.Организация, методика и анализ результатов констатирующего эксперимента 19
2.2. Реализация развивающей методики формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста средствами упражнений, заданий, игр в различных видах деятельности детей 23
2.3. Анализ результатов проведенного экспериментального исследования 27
Выводы 29
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые происходили бы по моральным принципам гуманизма — актуальная сегодня как в теории, так и на практике воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружественным сотрудничеством, взаимным, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.
Исследования показывают, что между детьми дошкольного возраста существуют довольно сложные отношения. Задолго до того, как в процессе организованной воспитателем совместной деятельности сложатся деловые контакты между детьми возникают личные отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии и т.п., влияет на становление детского коллектива, взаимоотношений в нем, формированию положительных качеств между его членами, влияет на климат и настроение детей.
Личные взаимоотношения существенно влияют на формирование дошкольника. При правильном педагогическом руководстве этими взаимоотношениями путем организации совместной жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении они становятся важным средством формирования коллектива и воспитанию взаимопомощи между детьми. Личные взаимоотношения наиболее ярко проявляются в небольших детских объединениях, строятся в основном на чувстве взаимной симпатии, эмоциональной привязанности. В таких объединениях дошкольники учатся проявлением чувствительности, отзывчивости, заботе о другом, помощи друг другу, то есть здесь берут свое начало первые ростки доброжелательного отношения к окружающим людям и своих ровесников.
Объект исследования — формирование взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе коллективного труда.
Предмет исследования — развивающая методика формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в процессе коллективного труда средствами упражнений, заданий и игр в различных видах деятельности детей.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить развивающую методику формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста средствами упражнений, заданий, игр и различных видах деятельности дошкольников в рамках разработанной логико-структурной модели.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение в работе с детьми четвертого года жизни упражнений, заданий, игр в различных видах деятельности будет способствовать положительной динамике формирования взаимоотношений между детьми при условии соблюдения соответствующего методического обеспечения в рамках разработанной модели, которая предусматривает:
— организацию различных видов взаимодействия (ребенка со взрослым, ребенка со сверстниками в малых, а затем больших группах) в рамках специально созданного педагогической среды;
— постепенное включение упражнений, заданий, игр в различные виды деятельности детей;
— создание условий для качественно более высокого уровня формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезы определены основные задачи исследования:
— проанализировать философские, психологические и педагогические аспекты формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста; выявить особенности, уточнить критерии, показатели, уровни и факторы социальной компетентности детей дошкольного возраста;
— выяснить сущность, виды, особенности упражнений, заданий, игр и их место в процессе формирования взаимоотношений между детьми четвертого года жизни.
— разработать логико-структурную модель развивающей методики формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста средствами упражнений, заданий, игр и экспериментально ее проверить.
— разработать методические рекомендации по применению упражнений, заданий, игр в процессе формирования отношений между дошкольниками в условиях дошкольного учреждения.
— организовать реализацию развивающей методики формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста средствами упражнений, заданий, игр в различных видах деятельности детей.
— проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования.
Согласно определенных задач были применены следующие методы исследования:
— анализ философских, психологических и педагогических источников;
— педагогический эксперимент;
— беседа и наблюдения;
— методы математической обработки экспериментальных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые происходили бы по моральным принципам гуманизма — актуальная сегодня как в теории, так и на практике воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружным сотрудничеством, взаимным, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.
Качество жизни каждого человека и общества в целом зависит не только от социально-экономических условий, но и от наличия и использования накопленного человечеством духовного богатства, ценностных норм и идеалов. Простое накопление духовного наследия, декларация ценностных норм поведения, а не эффективное их внедрение в жизнь индивида, общества и человечества в целом приводит к разрушению ценностной основы существования людей на Земле.
Глубокий кризис морального духа человека, уничтожение ее достоинства обрекает нас на жизнь, для которого становится характерным простой способ выживания. Именно поэтому сегодня выделяется важная проблема внедрения в жизнь ценностных ориентиров, которые выполняют роль инструментария обеспечения достойного человеческого существования, самореализации каждой личности. Цивилизационные сдвиги, является базовым основанием современного социума, приобретают гуманистического направления, для которого характерен становится человеческое измерение. Отношение к человеку как высшей общественной ценности, создание целесообразных предпосылок для формирования его личностной сущности, реализации ее потенциальных возможностей выделяются в прерогативных рычаги существования человеческого сообщества.
Духовное богатство личности измеряется степенью осознания, принятия и внедрения в собственную жизнь системы ценностей, к которым относятся личностные, семейные, гражданские, национальные и общечеловческие. Источником ценностных ориентаций для каждой личности есть прежде всего семья и семья, олицетворяет собой основу познания ею всех сфер земного бытия человека. Именно здесь воспитывается духовный мир ребенка, его моральные убеждения, которые воплощаются в конкретные поступки, ее сила, стиль жизни. То есть, ребенок представляет общепринятые в семейном окружении нормы поведения, отношения к окружающей действительности и через них интегрируется в социум.
На современном этапе развития общества часто наблюдается безответственное отношение молодежи к вопросам создания и сохранения духовного ячейки общества — собственной семьи, о чем свидетельствует большое количество разводов, наличие неполных семей, а как результат — социальное сиротство. Сейчас можно констатировать тот факт, что на государственном уровне состоялись сдвиги в понимании значимости семьи и семейного воспитательного потенциала для эволюционного развития общества. Сейчас актуальной становится необходимость осознания ценности семьи каждым гражданином нашей страны, является предпосылкой формирования осознанного родительства. Сознательное родительство предполагает глубокое понимание своих возможностей и обязанностей в формировании целостной личности ребенка как собственной ответственности перед человечеством.
Здоровье личности, составляющей которого является нравственное развитие, служит тем стержнем, тем золотым сечением бытия, консолидирует всех членов семьи, нации, государства и мира. Среди самых действенных средств следует выделить ознакомления с историей и традициями своего народа — его язык, бытом, искусством и т.д.; привлечения к общечеловеческим ценностям через образование, литературу, театр, живопись, музыку, религию.
Исследования показывают, что между детьми дошкольного возраста существуют довольно сложные отношения.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава1. Теоретическое обоснование проблемы формирования отношений между детьми дошкольного возраста

1.1. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в формировании социальной компетентности ребенка
Воспитание гражданина всегда было в эпицентре внимания педагогической науки и практики. В последнее время оно приобретает новое звучание в связи с приоритетностью проблемы воспитания независимой личности, способной к самореализации в переменном социуме. Отражением полярности представлений о личном и государственном есть дискуссии о приоритетах современного воспитания, главным образом по его направлениям. Но воспитание общественно значимых качеств — не дань времени и не выполнение «госзаказа», а непременная составляющая формирования личности. Базовый компонент дошкольного образования трактует воспитание как привлечение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, формирование ценностного отношения к действительности [7].
Сегодня на первый план отечественной науки выдвинуто теории, которые провозглашают приоритет личностных ценностей перед ценностями отдельных групп. В то же время в условиях глобального экологического и духовного кризиса проблема сосуществования людей на гуманистических началах приобретает значение категорического императива сохранения жизни на Земле и человека как духовной личности. Очень важно преодолеть так называемый «кризисный менталитет» современности, обусловленный разрушением устоявшихся ранее социально-нравственных образований, которые определяли особенности поведения человека, структуру сознания и психики в целом. Поэтому перед воспитателем стоит задача — закрепить наиболее стабильные духовные качества социума, предусматривает формирование ценностных ориентаций человека, начиная с окружающей среды, ведь процесс социализации личностные именно в этом возрасте наиболее интенсивный[1].

Социальная компетентность предполагает наличие у личности способности:
— анализировать механизмы функционирования социальных институтов общества, определяя свое место в нем, и проектировать стратегии своей жизни с учетом интересов и потребностей различных социальных групп, индивидов, в соответствии с социальными нормами и правилами, имеющихся в украинском обществе;
— продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе и команды, выполнять различные роли и функции в коллективе, проявлять инициативу, поддерживать отношения и управлять собственной социальным поведением;
— применить технологии трансформации и конструктивного разрешения конфликтов, достигать консенсуса
— совместно изучать цели деятельности, планировать, разрабатывать и реализовывать социальные проекты и стратегии индивидуальных и коллективных действий, брать на себя ответственность за принятые решения и их выполнение;
— определять цель коммуникации, применять эффективные стратегии общения. В зависимости от ситуации, уметь эмоционально настраиваться на общение с другим[12,7].
Социализация ребенка, то есть ее вхождения в мир людей, начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она отдает ребенку большую части своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учит малыша общаться с другими людьми.
Воспитатели в основном направляют воспитательные воздействия на ребенка. Они посредники между ребенком и миром. Безусловно, наука жизни, которую преподают близкие и любящие люди, легче воспринимается ребенком, крепче запоминается.
Возрастные проявления социальной компетентности
Младший дошкольный возраст
Ребенок знает себя в семье близких, взрослых и детей, их родственные отношения; в дошкольном учреждении — имя и отчество педагогов. Понимает требования взрослых к его поведению, проявляет интерес к совместной с ними и с другими детьми деятельности. Понимает различие между взрослыми и детьми. Разумеется защищенность детей родителями. Различает родных, знакомых и близких людей. Умеет здороваться, благодарить, просить помощи и предлагать ее. Выражает свое отношение к людям словами и другими способами[8].
Средний дошкольный возраст.
Ребенок знает, что человек рождается и живет в семье, понимает значение родственных отношений, согласия и порядка в доме, умеет проявлять заботу о родных и любовь к ним. Знает правила общения со знакомыми, «соседями, друзьями родителей» и незнакомыми людьми. Проявляет заботу о людях в соответствии с их возраста. Понимает состояние и настроение взрослых и детей. Понимает значение хороших отношений с детьми и педагогами в детском саду. Умеет совместно действовать в игре, во время занятий. Знает и выполняет правила вежливого общения. Понимает, что в обществе следует соблюдать определенные нормы. Проявляет интерес к действиям и словам воспитателя, стремится сотрудничать с ним, получить одобрение за хорошие поступки. Умеет рассказывать о своих друзьях, об их черты характера. Понимает требования к своему поведению в совместной деятельности. Заботится о младших детей и учится у старших[8,27].
Старший дошкольный возраст
Ребенок понимает семейные отношения, отношения членов родить друг к другу. Знает свою родословную, осознает, что честь рода зависит от каждого человека. Участвует в чествовании памяти предков, в отношениях с семьей, родственниками, которые живут рядом и далеко. Проявляет интерес к семейным реликвий, участвует в поддержании семейных традиций. Имеет сложившиеся представления о доброте, гуманности, искренность как важные качества человека и человеческих взаимоотношений; о справедливости как Способность правильно оценивать поступки людей; о честности как требование соответствовать собственным поведением тем критериям, которые применяет, оценивая поступки других людей. Проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, права на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей. Понимает состояние и чувства другого человека по ее виду, интонации, действий, проявляет уважение к ее чувствам, осознает ее право быть такой, какая она есть. Чутко ставит к другим людям в зависимости от их возраста и пола, умеет предотвращать конфликты и решать их. Понимает отношение людей к себе. Чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей. Знает, как реагировать на проявления справедливого отношения к себе, понимает причины этого и пытается устранить их. Хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными. Понимает понятие «дружба» и «дружбы» и соответственно ведет себя со сверстниками.
Имеет представление о государстве, его символы, о своем народе, национальные особенности. Знает национальные памятники, героев, проявляет уважение к ним, чтит национальные святыни. Понимает понятие «человечество», чтит обычаи других народов.
Современное развитие педагогической мысли в России характеризуется поиском новых подходов к построению образовательного процесса. Законом России «Об образовании», государственными национальными программами «Образование» и «Дети России» определено, что особое значение приобретает единство воспитательных требований к ребенку в течение длительного периода становления личности, начиная с раннего детства. Это требует формирования у ребенка устойчивых тенденций в поведении, способности к самостоятельному критическому мышлению, к усвоению нового знания, социальной и нравственной зрелости[2].
Общие подходы к формированию социальной компетентности ребенка определяются принципами гуманизации воспитания — очеловечивании воспитанных отношений, признании ценности ребенка как личности, его значимости в обществе, основанной на осознании своих связей с окружающими людьми и в целом — места в человечестве. Такой подход соответствует общей цели воспитания — формирование целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей национальной и общечеловеческой культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и моральную саморегуляцию поведения [13].
Вопрос о сотрудничестве дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается чрезвычайно важным для дошкольной педагогики. Ведь первой фазой социализации ребенка является воспитание и семьи. Здесь ребенок устанавливает свои первые связи с другими людьми, с родными. На всех этапах жизни человека семья является важнейшим компонентом микросреды. В жизни ребенка в течение первых лет доминируют социализирующую влияния семейного окружения. Преимущество семьи как воспитательного коллектива заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми разного возраста, пола, жизненного опыта; просто и естественно привлекаться к реальной жизни. В семье складываются эмоционально насыщенные отношения между родителями и детьми, имеющими личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт[3].
Второй фазой социализации является формирование начальных социальных связей ребенка вне семьи. Такие связи дети устанавливают со сверстниками и новыми взрослыми в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном учреждении они приобретают важное общественного опыта, основных знаний и умений, необходимых для дальнейшей жизни среди людей, привлекаются к различным видам деятельности. Иначе говоря, если в семье ребенок социализируется в определенных условиях взаимоотношений членов семьи, то дошкольное учреждение, значительно расширяя круг близких и далеких людей, представляет их взаимоотношения в воспитательном контексте.

Поэтому первым социальным институтом, который отвечает за социальную зрелость детей дошкольного возраста, должно быть дошкольное учреждение с его воспитательной, консультативной и просветительской функциями[14]. Именно специфика детского сада, как отмечает, О.Л. Кононко, способствует облегчению процесса вхождения растущей личности в широкий мир реальных социальных отношений, привитию навыков практической жизни, ее индивидуализации и социализации. Немалую роль в этой работе играют взрослые, а именно: родители, воспитатели. Ближайшие взрослые создают определенный воспитательный пространство, отвечающий условиям духовности, защиты, рационального дозирования положительных и отрицательных переживаний, что давало бы ребенку чувство уверенности в себе и людях, которые окружают.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы