Психолого-педагогические теории и технологии начального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Коллективно-творческая деятельность в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
ТЕМЫ…………5
1.1.
Понятие коллективной творческой деятельности. 5
1.2.Организация
коллективно-творческой деятельности в начальной школе. 11
Вывод по
главе 1. 13
ГЛАВА 2. .ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ   13
2.1. Организация исследования. 13
2.2.
Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных
навыков младших школьников в коллективной творческой деятельности. 20
2.2. Результаты исследования. 26
Вывод по главе 2. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

Актуальность. Демократические преобразования в
обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие
явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и
неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на
разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые
требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными,
творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть
собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст,
потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит
дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий,
развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная
направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные
ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в
разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические
действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам
предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим
ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей,
которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное
творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает
жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в
середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его
последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова
изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» [2].

Коллективное творческое дело является важнейшим
структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют
создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что
каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства,
фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения,
учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге
много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие
людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети
приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить
новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного
творческого дела.

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и
личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и
совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому мы считаем данную тему актуальной. Необходимо
серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной
активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Теоретическая база исследования: работы А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика, О.С.Газмана,
Н.Ф.Головановой, и др.

Цель: Изучить особенности коллективно-творческой деятельности в
начальных классах.

Объект: Деятельность начальных классов.

Предмет: Особенности коллективно-творческой деятельности в
начальных классах.

Гипотеза: Мы предполагаем, что применение
коллективно-творческой деятельности в начальных классах позволит повысить
коммуникационные способности детей.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие коллективной творческой
деятельности;

2.Изучить особенности организации
коллективно-творческой деятельности в начальной школе;

3.Экспериментальным методом определить эффективность
применения коллективно-творческой деятельности среди учеников младших классов.

Степень разработанности проблемы в области:

Педагогики
творчества (Андреев В.И., Бондаревская Е.В., Кульневич С.В., Иванов И.П.,
Соловейчик С.Л., Волков И.П. и др.);

Теории воспитания (Кульневич С.В., Маленкова
Л.И., Сухомлинский В.А. и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальностью выбранной темы
выпускной квалификационной работы обуславливается необходимостью общества и
системы образования в развитии коммуникативных УУД у младших школьников,
которые являются одной наиболее важной и основной составляющей умения учиться.
Для сформирования у младших школьников коммуникативных УУД требуются
необходимые методы и приемы взаимодействия, с помощью которых будут развиты
требуемые умения.

В теоретической части данной
работы рассмотрели вопрос о том, какое место и на какие группы подразделяются
все коммуникативные УУД в структуре универсальных учебных действий младших
школьников. Во второй главе описали приемы и формы работы, которые направленны
на развитие коммуникативных умений младших школьников на основе коллективно —
творческих дел.

В работе принимало участие 20 детей младшего школьного
возраста. Полученные нами результаты свидетельствуют о недостаточном развитии коммуникативных
умений в младшем школьном возрасте. Большинство школьников ждут отклика от
сверстников, в общении и взаимодействии редко проявляют самостоятельность, у
них мало развита эмпатия и умение чувствовать другого. Школьники не настойчивы,
с неохотой идут на помощь, не замечают настроения партнера, предпочитают
индивидуальные игры.

В ходе начального этапа исследовательской
работы стало понятно, что дети испытывают потребность в общении, им просто
необходимо развитие коммуникативных умений. 10 детей показали средний уровень,
6 детей показали низкий уровень и 4 детей высокий уровень развития
коммуникативных умений. Все указанные результаты можно будет улучшить благодаря
разработке программы.

Исходя из полученных данных, нами была
разработана и реализована программа по развитию коммуникативных умений младших школьников
средствами коллективно-творческой деятельности.

Первичная диагностика, проводившийся с
детьми, имеющими низкий и средний уровень развития коммуникативных умений,
позволил проследить динамику изменений в коммуникативной сфере школьников.

У детей:

— повысился уровень инициативности детей в
совместной деятельности;

— значительно повысился уровень
сформированности действий по организации и осуществления сотрудничества;

— произошли изменения в использовании детьми
в общении невербальных средств;

— повысился уровень контекстного общения со
взрослыми.

В ходе оценки результатов реализации
программы выявлено, что у детей младшего школьного возраста повысился уровень
развития коммуникативных умений, а также прослеживается положительная динамика
интенсивности контактов со взрослыми и сверстниками и позитивного фона
взаимодействия. В работе педагогов можно отметить переход на современный
нормативный уровень школьного образования: педагоги не только заинтересованы в
развитии коммуникативных умений школьников, но и активно используют актуальные
методики, реализуемые в соответствии с возрастными особенностями школьников в
игровой деятельности.

Разработанная нами программа по развитию
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста средствами коллективно-творческой
деятельности является результативной, игра имеет большой потенциал в развитии
коммуникативных умений детей младшего школьного возраста и при правильной
организации дает положительные результаты. Использование коллективно-творческой
деятельности с детьми младшего школьного возраста способствует развитию у них
коммуникативных умений, поэтому можно считать, что цель работы достигнута,
задачи решены. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют
практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической
деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ

1.1. Понятие коллективной творческой
деятельности

Коллективно-творческая деятельность (КТД) – это форма организации
деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и
развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой
вожатые действуют, как старшие
помощники и наставники детей.

Так же данная форма
работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов
Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и
учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают
какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять
детей и обучить их новым навыкам.

Понятие »Коллективное
творческое дело» (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего
многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического
наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое
звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы
существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и
“свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания,
создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные
творческие дела.

Продолжил
педагогическое наследие А. С. Макаренко и стал его последователем Игорь
Петрович Иванов. Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем
методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят, как о “педагогике
сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание
по Иванову».

В педагогической
теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено
как социальная деятельность детской группы, направленная на создание
нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или
похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа
создавала его впервые.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы