Курсовая с практикой на тему Коллектив и социальные проблемы личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 5
1.1. Особенности социализации и развития личности 5
1.2. Предпосылки разделения коллектива на социальные группы 10
1.3. Особенности воспитательной работы классного руководителя с ученическим коллективом 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 29
2.1. Педагогические основы проведения исследования 29
2.2. Реализация и результаты исследования 34
2.3. Методические рекомендации по улучшению ситуации 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение 1. 63
Введение:
Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.
Изучением проблем, связанных с деятельностью социальных групп школьников, занимались такие исследователи, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, А.М. Алексюк, И.А. Зязюн, Л.В. Кондрашова. В то же время вопрос непосредственного влияния социальной группы на формирование личности школьника, в частности, в аспекте влияния работы школы на объединение учащихся в сплоченный детский коллектив нуждается в дополнительном исследовании, что обусловило актуальность избранной темы.
Объектом исследования является проблема отношений между малыми группами в процессе работы общеобразовательной школы.
Предмет исследования – роль малых групп во влиянии на межгрупповые процессы.
Цель исследования – разработка и апробация методики работы по нормализации отношений между малыми группами школьников в процессе взаимодействия социальных групп.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Выявить особенности работы с учащимися в группе;
2. Охарактеризовать ученический коллектив как социальную группу;
3. Изучить и описать существующие способы диагностики уровня сплоченности ученического коллектива;
4. Разработать и экспериментально проверить педагогические средства сплочения ученического коллектива как социальной группы в средней школе.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (А.С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Зязюн, В. А. Кан-Калик, А. М. Леонтьев, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования ученического коллектива, обобщение, систематизация), а также методы эмпирического исследования (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе по формированию ученического коллектива путем общения, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
База исследования: школа № 15 г. Коломна. Участие в экспериментальной деятельности приняли 40 учащихся 7 класса, разделенные на две группы – экспериментальную и контрольную.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы, а также приложений.
Заключение:
Цель нашего исследования состояла в разработке и экспериментальной апробации методики работы учителя по нормализации отношений между малыми группами школьников в процессе взаимодействия социальных групп. Для ее достижения были решены четыре задачи.
Первая задача нашего исследования предполагала выявить особенности работы учителя в средней школе. Отмечено, что в сферу деятельности учителя в школе входит, помимо основных педагогических, оказание еще и психологических, социально-медицинских, юридических услуг. Современный учитель консультирует родителей, ведет с ними просветительскую и культурно-массовую работу, проводит перманентную работу по психологической диагностике, представляет интересы ребенка в правовых инстанциях.
Вторая задача исследования заключалась в выяснении психолого-педагогических особенностей ученического коллектива на данном возрастном этапе (средний школьный возраст). Коллектив является основной формой взаимодействия школьников, в частности, учеников одного класса. Однако не всегда коллектив бывает сплоченным; также возможно объединение детей в коллектив, который базируется на негативных моральных установках. Поэтому внимание педагога должно быть приковано к проблеме формирования ученического коллектива.
Третья задача исследования заключалась в определении педагогических условий формирования ученического коллектива.
Четвертая задача предполагала разработку и экспериментальную апробацию модели формирования ученического коллектива в средней школе. Программа внедрялась в учебный процесс в форме игровых упражнений, основной целью которых было развитие таких навыков и умений, как доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику; сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
Очевидно возрастание уровня сплоченности коллектива в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности избранной методики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ КОЛЛЕКТИВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
1.1. Особенности социализации и развития личности
Термин «социализация» ввел в социальные науки в середине XIX века известный французский социолог Г. Тард для обозначения процесса интериоризации или интернализации социальных норм, ценностей и установок путем социального взаимодействия. С тех пор понятие «социализация» прошло длительный процесс трансформации и сегодня в литературе можно найти много его определений в зависимости от понимания авторами сущности и структуры личности. Следует отметить, что одновременно с термином «социализация личности» нередко как синонимичные используются следующие термины: «формирование личности», «воспитание личности», «образование личности», «развитие личности» и другие. Однако их использование затрудняет возможности социологического анализа, поскольку каждый из этих терминов имеет неоднозначное толкование [1].
Так, когда применяют термин «формирование личности», то обычно имеют в виду единство объективных условий и субъективных факторов, которые целенаправленно воздействуют на процесс становления и развития человека. При этом следует понимать, что вся система общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, социальных групп, общественных организаций создает условия для многостороннего воздействия на личность и соответственно на ее формирование. По сравнению с таким пониманием содержания понятия «формирование личности» социализация является узким понятием, поскольку характеризует лишь некоторые особенности формирования человека, вступающего в жизнь как субъект деятельности [14].
Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении человека. Это во-первых. Во-вторых, идея развития является одной из основополагающих в советской и постсоветской психологической и социологической литературе. Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, подрастая и развиваясь, становится таким субъектом, то есть процесс его развития невозможно представить без усвоения им системы социальных связей и отношений. А это значит, что по объему понятия «развитие личности» и «социализация», как пишет М. Андреева, якобы совпадают, но акцент на активность личности более четко сделан именно в идее развития, а не социализации: здесь он какой-то приглушенный, поскольку в центре внимания — социальная среда, и подчеркивается направление ее воздействия на личность [11].
В-третьих, большинство авторов считают духовный компонент развития личности определяющим, что позволяет рассматривать человека в контексте образования, науки, литературы, искусства и религии. Это ни в коем случае не умаляет роли экономических, социальных и политических отношений. Но человека превозносит только высокий уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, добро и любовь, мужество и благородство, совесть, милосердие и уважение к другим людям [13].
Понятие «воспитание личности» означает систему целенаправленных, заведомо запланированных действий, цель которых заключается в формировании в ребенке определенных личностных качеств, в усвоении им соответствующих понятий, социальных норм, ценностей и образцов поведения. Итак, в данном понятии делается акцент на целенаправленность, планомерность процесса воздействия, а под субъектом воздействия понимают как специальный институт, так и человека, которые должны осуществить определенную цель. Понятие «образование личности» отражает и процесс, и способы, и результат передачи человеку определенной суммы знаний [8].
Если исходить из определения понятия «социализация», то становится понятным, что данное понятие по объему шире, чем понятия «формирование», «воспитание», «образование» и «развитие» личности. Понятие «социализация» охватывает как процессы целенаправленного формирования личности (например, образование или воспитание), так и всю совокупность стихийных, не направленных действий, влияющих на становление личности, на процесс вхождения индивидов в социальные группы [8].
Как уже отмечалось, понятие «социализация личности» не имеет однозначного определения и тем более толкования. Например, в «Психологическом словаре» АПН СССР, который вышел в 1989 году под редакцией В. Давыдова, В. Запорожца и др., можно прочесть: «Социализация» (от лат. socialis – общественный, социальный) — процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте». Здесь социализация трактуется как весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений [2].
Одним из научных направлений педагогики является обоснование социально-педагогической миссии школы как ведущего института социального воспитания в макросреде. В современных условиях школа не может функционировать как автономная организация, поскольку как само учебное заведение, так и его ученики и члены педагогического коллектива находятся под очевидным влиянием конкретных экономических и социокультурных условий, что, в свою очередь, дает возможность характеризовать школу как «адаптер и транслятор влияния факторов социализации на личность» [19, с. 25].
Современный учитель выступает посредником между социумом и учеником [5].
Проанализировав посредническую функцию, можно назвать такие направления ее осуществления:
— между школьником и учреждениями, структурами;
— между школьником и педагогами;
— между школьником и родителями;
— между школьником и другими специалистами, которые принимают участие в решении различных проблем школьника;
— между школьником и молодежными группами, группами ровесников и тому подобное [6, c. 12].