Курсовая с практикой на тему Коллектив и пути его формирования в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
I. Теоретические основы формирования коллектива младших
школьников. 7
1.1. Понятие коллектива, его признаки и этапы
развития. 7
1.2. Педагогические условия и пути формирования
коллектива младших школьников. 13
Глава II.
Методические основы формирования коллектива младших школьников. 17
2.1. Методические рекомендации по изучению уровня
сформированности коллектива младших школьников. 17
2.2. Анализ опыта работы классных руководителей по
формированию коллектива младших школьников. 20
Заключение. 27
Литература. 29
Введение:
Коллектив выступает как важная
форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и
формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через
коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Важной
целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития
у нее товарищеских черт и качеств. Воспитание не может быть ограничено лишь
личным влиянием педагога на каждого воспитанника.
Детский коллектив — это такое
объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми
социальными устремлениями, в котором эффективно функционируют органы
самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой
организованностью, соответствующей зависимостью, стремлением к общему успеху,
богатством духовных взаимоотношений и интересов, что обеспечивает свободу и
защищенность каждой личности [2].
Усовершенствование нынешней образовательной системы
выражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального
общего образовании (далее ФГОС). В нем отражена главная цель модернизации
начальной школы – это, необходимость общества в формировании гармонично
развитой личности, способной реализовать себя в обществе. Современный педагог
решает вопросы по формированию и развитию умений учащихся соотносить свои
возможностями и желания с потребностями окружающих людей, то есть способности
жить и реализовывать себя в коллективе.
В последнее
время усилился интерес к проблеме поиска путей формирования коллектива младших
школьников. Актуальность и выбор темы
исследования определяются следующими факторами:
— Во-первых, это связано с переходом на новые
образовательные стандарты, в которых сделан акцент на модернизацию начального
образования. Воспитательная система детей младшего школьного возраста опирается
на требования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО), в соответствии с которыми младший
школьный возраст является важным этапом в формировании основ личностного,
физического, эмоционального и коммуникативного развития. Положения стандарта в
качестве одного из целевых ориентиров выделяют создание и воспитание школьного
коллектива.
— Во-вторых, поиск путей формирования классного
коллектива именно в младшем школьном
возрасте, является одним из важнейших аспектов в современной школе. С
поступлением в школу в жизни первоклассника происходят социальные изменения,
следовательно, формируются новая позиция и новый социальный статус. Для
социализации данный возрастной период является важным, так как связан с началом
формирования классного коллектива, в котором будут усвоены правила, нормы,
модели поведения и исключительный опыт межличностных отношений. Для
формирования основ личности первоклассника и его воспитания данный возраст
предоставляет большие возможности, поэтому формирование коллектива в этот
период будет наиболее успешным.
В этих обстоятельствах особую актуальность приобретает
проблема поиска путей формирования коллектива в младшем школьном возрасте.
Следует отметить, что поиском путей формирования
школьного коллектива отводилось должное внимание во многих научных трудах таких
педагогов как: И.Г. Песталоцци, И.Ф. Каптеров, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, Г.И. Щукина, Т. Е. Конникова,
М.Д.Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова и др. Они рассматривали коллектив
как важнейшее средство формирования всесторонне развитой личности. Но
исследования в данной области в основном сосредоточены на школьном, классном
коллективе как объекте и субъекте воспитания.
Несмотря на значительный интерес ученых к исследованию
коллектива, отдельные аспекты этой актуальной проблемы, в частности пути
формирования коллектива младших школьников в современных школах, еще в
достаточной мере не изучены.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена
необходимостью поиска современных путей формирования коллектива младших
школьников.
Анализ литературы и образовательной практики позволил
нам выделить ряд противоречий между:
— потребностями общества в воспитании личности,
готовой к взаимодействию с другими в коллективной деятельности, и недостаточной
разработанностью в педагогической теории и практике путей формирования
коллектива младших школьников;
— необходимостью поиска современных путей формирования
коллектива младших школьников и недостаточной методической разработанностью
данного вопроса.
На основании данного противоречия можно обозначить
проблему: каковы современные пути формирования коллектива младших школьников?
Объектом исследования выступил процесс формирования
коллектива.
Предмет исследования — современные пути формирования
коллектива младших школьников.
Цель исследования: выделить и обосновать пути
формирования коллектива младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить понятие коллектива, его признаки и этапы
развития,
2. определить педагогические условия и пути
формирования коллектива младших школьников,
3. выявить методические рекомендации по изучению
уровня сформированности коллектива младших школьников,
4. провести анализ опыта работы классных руководителей
по формированию коллектива младших школьников.
Основными методами для написания данной работы
вступили:
— теоретические: анализ и синтез научной литературы по
теме исследования, обобщение и систематизация передового педагогического опыта,
— эмпирические: наблюдение, беседа, апробация
современных путей формирования коллектива младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в
том, что предложенные современные пути по формированию коллектива младших
школьников могут послужить основой для формирования коллектива младших
школьников в практической деятельности учителей начальных классов.
Структура работы. Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, литературы и приложений.
Заключение:
Коллектив — это социальная группа, объединенная единой
социально значимой целью, общими ценностными ориентациями и совместной
деятельностью. Команда — это развивающаяся социальная система.
Ученик, школьный коллектив — органичная часть более
сложного объединения, образовательного коллектива, в который, помимо детей,
входят учителя-воспитатели, система, присущая процессам саморегуляции,
самоорганизации, самоорганизации. правительство, согласованное единство двух
структур: официальной, которая формируется под влиянием взрослых, определяющих
ее организационную структуру и деятельность, а также неформальной, процесс
формирования которой происходит, как правило, в процессе межличностного общения
детей.
Чтобы стать командой, группа должна пройти несколько
этапов (этапов): формирование команды, увеличение влияния актива. расцвет
коллектива. Формирование коллектива происходит как в процессе учебной деятельности,
так и в рамках внеклассной деятельности.
Выделяют следующие виды деятельности: игровая
деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досуговая и развлекательная деятельность, досуговое общение, художественное
творчество, социальное творчество, социально-преобразующая деятельность,
трудовая, производственная деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность, туризм и местная жизнь. история деятельности. Занятия проходят в
форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН,
викторин, торжеств, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад,
конкурсов, поисковых и научных исследований.
Главное условие развития классного, школьного коллектива
— наличие гармоничного, устойчивого психологического климата. Благоприятный
психологический климат способствует реализации таких аспектов, как хорошие
отношения между детьми и их полноценное развитие. Еще одним условием
гармоничного развития коллектива младших школьников является наличие традиций,
ведь именно в коллективе, который объединяет, благодаря традициям можно
выработать общие нормы поведения, развить коллективный опыт, украсить жизнь.
Основными методами и приемами формирования коллектива
младших школьников являются вовлечение учащихся в различные и содержательные
мероприятия, при этом целесообразно организовать и стимулировать эту
деятельность, организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой,
художественно-эстетической, и спортивно-развлекательные мероприятия,
организация игровых мероприятий.
Существует большое количество различных форм
деятельности, а именно: ведение этических бесед, проведение творческих
мастерских; организация экскурсий в музеи, театры; заочные экскурсии;
фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления; организация
и проведение разнообразных чтений, выставок, массовых праздников, совместных
проектов.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Теоретические основы формирования
коллектива младших школьников 1.1. Понятие
коллектива, его признаки и этапы развития Понятие «коллектив» происходит от латинского
«collektives» и означает социальную
группу, связанную с социально значимыми целями, коллективной деятельностью и
социальной ориентацией. Коллектив — сложное явление, в котором можно увидеть
переплетение чувств, мыслей, интересов, стремлений и увлечений самых разных
людей.
И.Ф. Харламов приводит различные трактовки коллектива
с трех точек зрения: психологической, педагогической и философской [13].
С психологической точки зрения коллектив это
объединения людей, связанных общими целями и задачами, достигших высокого
уровня развития в ходе общественно значимой совместной деятельности.
С педагогической точки зрения:
— «группа людей, которые взаимно влияют друг на друга
и связаны между собой общими социально детерминированными целями, интересами,
потребностями, нормами и правилами поведения, совместно выполняемой
деятельностью, общность средств деятельности, единство воли, выражаемое
руководством коллектива, в силу чего выходит на более высокий уровень развития,
чем простая группа»,
— социальная общность людей, объединенных общественно
значимыми целями, общими ценностными ориентациями, совместной деятельностью,
общением [13, с. 102].
С философской точки зрения: а) соединение индивидов на
основе некоторых общих задач; б) совместимость действий и взаимовыручка; в)
постоянство контакта; г) эффективная организация.
Представление о коллективе в педагогике складывалось
постепенно по мере осознания его роли в социализации ребенка.
Обобщим научный труд Т.Е. Конниковой, в котором она
приводит различные этапы становления научного мировоззрения, относительно
коллектива [7]:
Я. А. Коменский, для создания таких детских сообществ,
создал модель взрослой жизни в школе, чтобы ученики могли усвоить правила
совместной деятельности и опыт взаимоотношений в обществе.
И. Г. Песталоцци создавал совместные команды в детских
домах еще в 18 веке. Он руководствовался детским самоуправлением, организовывал
смены, полезный труд крестьян в деревне. [11, c 67]
Педагоги XIX века К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф.
Каптерев распространяли гуманизацию коллектива в детских гимназиях,
культивировали «дух товарищества». С. Т. Шацкий считал коллективные отношения
одним из основных направлений в образовании, способным создать оптимальные и
комфортные условия для развития личности каждого ребенка. В своих практических
исследованиях С. Т. Шацкий руководил одной из первых общинных школ, входивших в
состав Первой опытной станции народного образования. С.Т. Шацкий на практике
доказал, что коллектив начальной школы — это эффективная форма организации учеников,
способствующая всестороннему развитию личности каждого ребенка. [5, c 57]
Педагоги ХХ века: А. Н. Пинкевич, В. Н.
Сорока-Россинский, М. М. Пистрак, С. М. Ривз в своей практике также воплотили
идею воспитания детей в коллективе. Западноевропейские учителя Я. Корчак, А.
Нил, С. Френе, Г. Винекен считали доминирующими в школах и детских домах того
времени принципы самоуправления и общественного труда.
Н.К. Крупская поддержала позицию С.Т. Шацкого и
заявила, что только жизнь детей в коллективе способствует воспитанию студентов
с развитой ориентацией. Она считала, что значимые цели закладывают основу для
развития и сплоченности студенческого сообщества. [7, c 76]
А.С. Макаренко более фундаментально определил понятие
и сущность коллектива как «живого организма». Эта формулировка характеризует
коллектив как живой организм с собственными органами, обладающими властью,
ответственностью, зависимостью друг от друга. [6, с. 26].
В настоящее время такие психологи, как А.С. Обухова [9]
и М.Ю. Чибисова [15] предпочитают рассматривать детский коллектив, с одной
стороны, как объект и результат сознательного и целенаправленного воздействия
учителей, которые устанавливают многие его отличительные аспекты (характер и
виды деятельности, организационная структура, количество членов и т.д…), с
другой стороны, это относительно индивидуальное процветающее
социально-психологическое явление, подчиняющееся особым
социально-психологическим законам.
Процесс становления, а затем и функционирования
ученика, школьного коллектива, как правило, протекает неравномерно: он
характеризуется чередованием подъема и относительной устойчивости, постоянным
усложнением перспективы превращения некоторых из них в традиции своего
образования. коллектив.
Следовательно, согласно исследованиям А.В. Мудрика и
В.Р. Ясницкой [16, с. 69, 22, с. 62], современный школьный коллектив
представляет собой органическое единство двух коллективов — учителей и
учеников. Их функционирование — это взаимозависимый процесс: студенческий
коллектив не может осуществлять успешное развитие без целенаправленного влияния
преподавателей, а педагогический коллектив, как и любое производственное
объединение, может достичь цели по результату, следовательно, единство
учеников. Коллектив имеет свои
особенности, благодаря которым его можно анализировать как самостоятельное
образование.
Далее разберем основные черты школьного коллектива.
Как правило, школьный коллектив имеет стабильный
состав — на протяжении всего периода обучения в том или ином классе, как
правило, занимаются одни и те же ученики, лишь изредка кто-то покидает классный
коллектив, и уроки проводят одни и те же учителя. Следовательно, школьный
коллектив стабилен.
Для него характерно действовать в рамках единых
установок, которые определяются профессиональной направленностью деятельности —
школьный коллектив — это группа учеников, объединенных единой целью, имеющих
общие выборные органы, и отличающихся друг от друга. сплоченность,
взаимозависимость при равенстве всех ее членов.
Подчинение в условиях школьного коллектива осуществляется
на сознательном уровне принятия принципов коллективного функционирования. В
коллективе школы отлажена система взаимоотношений — есть руководители, а
отвергнутые — основная часть коллектива, имеют свои традиции и обычаи.
Основные задачи школьного коллектива, как и любого
другого коллектива, определяются наличием общей цели — всесторонним развитием
личности, требованиями, которые общество предъявляет к школе как
образовательному учреждению. Следует отметить, что эти задачи постоянно
усложняются по той причине, что требования общества к школе возрастают.
А.С. Макаренко выделил следующие этапы в формировании
коллектива[6]:
Первый этап — это формирование команды (этап начальной
сплоченности). В это время коллектив проявляется, прежде всего, как цель воспитательных
усилий учителя, пытающегося преобразовать организационно сформированную группу
(класс, кружок и т.д.) В коллектив, т.е. социально-психологический группа, в
которой отношения между студентами определяются только направлением их
совместной деятельности, ее задачами, целями, ценностями. Координатор команды —
учитель, он устанавливает все правила.
Второй этап
характеризуется регламентированием структуры коллектива. В это время коллектив
— это уже целостная система, в которой начинают работать механизмы
саморегуляции и самоорганизации. Команда уже может просить своих членов
соблюдать установленные правила поведения, и объем правил постепенно
увеличивается. Следовательно, уже на втором этапе развития коллектив выступает
как средство воздействия на определенные стороны личности учащихся.
Третий
этап развития — это вершина формирования коллектива, когда формируется
настоящий коллектив. Команда устанавливает правила для всех. На этом этапе
можно отметить высокую степень психологической сплоченности всех студентов,
объединенных в команду. Сложившиеся традиции и общественное мнение занимают
огромное место в жизни. В коллективе царит атмосфера дружелюбия в сочетании с
высокой степенью требовательности. Так называемый «командный эффект»
формируется, когда учащиеся чувствуют, что вместе они могут добиться большего и
лучшего, чем когда они сделали бы то же самое, но каждый по отдельности.
Четвертый
этап коллективного развития — этап движения. Чтобы обозначить степень развития
коллектива на данном этапе, нужно обратить внимание на степень и основные
особенности требований членов коллектива друг к другу: более низкие требования
к своим товарищам, чем к себе.
Л.И.
Новиковой [10, с. 67], было выделено несколько этапов развития коллектива:
Итак,
первый этап — это формирование команды (этап первоначального сплочения). В это
время коллектив — это, прежде всего, цель воспитательных усилий педагога,
стремящегося превратить организационно сформированную группу (класс, кружок и
т.д.) По своему развитию коллектив представляет собой такое
социально-психологическое сообщество, отношения учеников которого определяются
содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами и ценностями.
На
этом этапе развития коллектива характерно возникновение противоречий между
интересами коллектива и личности. Чтобы укрепить и аккумулировать материальные
и духовные ресурсы, коллектив, часто представленный учителем, прибегает к
дисциплинарным требованиям, ставя коллективные интересы выше личных стремлений
и желаний отдельных детей.
На
втором этапе влияние актива увеличивается. Коллектив в это время уже
представляет собой целостную систему, в ней имеют место механизмы
самоорганизации и саморегуляции. Он уже может требовать от своих членов
определенные нормы поведения, при этом круг требований становится шире.
Следовательно, на втором этапе своего развития коллектив является инструментом
целенаправленного воспитания определенных качеств личности [10, с. 74].
Третий
и последующий этап — этапы расцвета коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень
развития команды на данном этапе ее развития, достаточно просто указать уровень
и характер требований, которые предъявляются друг к другу членами команды, как
правило, и на этом этапе. Члены коллектива предъявляют к себе более высокие
требования, чем к своим товарищам. Этот факт свидетельствует о достижении
определенного уровня образованности, устойчивости взглядов, суждений, привычек
[10, с. 75].
Совместная
деятельность играет особую роль в развитии команды, поскольку она не создается
разговорами и разговорами о команде. Отсюда можно сделать два важных вывода: 1)
образовательные и другие виды разнообразной деятельности школьников — важнейшие
средства формирования коллектива; 2) деятельность школьников должна строиться с
соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований,
формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных
перспектив, создание традиций коллективной жизни.
Далее,
проанализируем ключевые педагогические условия и пути формирования коллектива
младших школьников.