Курсовая с практикой на тему Когнитивные способности (пути развития когнитивных способностей детей в двигательной деятельности)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей младшего
школьного возраста
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ
КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Обоснование методик и описание выборки
исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
исследования
2.3 Упражнения направленные на развитие внимания,
памяти и мышления учащихся
Введение:
развития
познавательных процессов, так как именно они отражают очень сложные
взаимодействия биологических, психофизических и социальных качеств, а также
являются индивидуально психологической характеристикой человека.
Многочисленные
исследования психологов и наблюдения педагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.И. Зинченко, А.А. Смирнов. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) показали, что
ребенок, который не научится учиться и не овладеет приемами мыслительной
деятельности на начальных ступенях обучения зачастую переходит в разряд
неуспевающих.
Познавательные
процессы и процесс обучения – это классическая проблема как современной, так и
традиционной психологии и педагогики. Она была предметом пристального внимания
многих школ и направлений научной психологии. Тот или иной вариант ее решения
находил свое выражение в различных педагогических системах обучения, создатели
которых опирались на результаты психологических исследований.
В начальной
школе происходит развитие всех познавательных процессов. И чтобы этот процесс
протекал более интенсивно и эффективно необходимо сделать его более
организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и
подобрать комплекс методик наиболее эффективных доступных и интересных детям.
Интерес к
проблеме влияния различных видов двигательной и физической активности на
психическое развитие человека возник давно, отражая стремление ученых к
целостному познанию человека в единстве его физического и умственного развития.
Основы научных теоретических и практических исследований в этой области были
заложены в трудах таких основоположников отечественной науки как И.М. Сеченов,
П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.
Разработкой
проблемы развития мышления занимались такие видные психологи и педагоги как
Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, А.А.
Люблинская, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, и другие.
В зарубежных
исследованиях также изучалось влияние различных программ физического воспитания
на психическое развитие дошкольников и младших школьников таким авторами как:
А.М. Эрнандес, П. Кацола, E.W. Bushnell, T.G. Bobbio, J.P. Piek, A.Diamond.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточность
разработанностью проблемы изучения взаимосвязи двигательной активности в
условиях современного образовательного процесса в школе и когнитивных
способностей учащихся.
Цель исследования – изучение путей развития
когнитивных способностей детей в двигательной деятельности.
Объект исследования – когнитивные способности младших
школьников.
Предмет исследования – развитие когнитивных способностей
детей в двигательной деятельности
В
соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
¾
изучить возрастные особенности детей младшего школьного
возраста;
¾
рассмотреть особенности когнитивных процессов детей младшего
школьного возраста на примере памяти и мышления;
¾
с помощью диагностических методик определить уровень развития
когнитивных способностей младших школьников.
Теоретические основы исследования. Работы зарубежных авторов в сфере развития когнитивных
способностей детей А.М. Эрнандес, П. Кацола, E.W. Bushnell, T.G. Bobbio, J.P. Piek, A.Diamond. Работы педагогов и психологов Л.С.
Выготский, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, А.А.
Люблинская, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн.
Методы исследования: теоретические (анализ
психолого-педагогической литературы), эмпирические методы (диагностика,
качественный и количественный анализ
результатов диагностики).
База исследования. МАОУ СОШ № 69 г. Екатеринбург,
Свердловская область.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Младший
школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни человека.
Рассмотренные психолого-педагогические особенности обучающихся младших классов
показали, что младший школьный возраст является возрастом относительно
спокойного и равномерного физического, психологического, эмоционально-волевого
и эмоционально-нравственного развития. Ведущей деятельностью младшего школьника
становится учебная деятельность. Ребенок в начальной школе усваивает
специальные психофизические и психические действия. При благоприятных условиях
обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают
предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Воздействие окружающих
условий на ребенка содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии
и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к
стандартным условиям.
Можно
отметить, что в младшем школьном возрасте активно формируются различные способы
запоминания информации. Развитие памяти связано с необходимостью запоминания
учебного материала. Соответственно, активно формируется произвольная память.
Становится важным не только то, что помнить, но и то, как помнить. Умение
систематически учиться становится новым приобретенным навыком младших
школьников.
Характерным
для мышления младших школьников является однолинейное сравнение (младшие
школьники устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее в
предметах и явлениях). Детям младшего школьного возраста – 7-10 лет доступны
логические суждения, оперирование понятиями, а также переходы мышления к
обобщениям и выводам. Особенности логического мышления младших школьников
проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его
отдельной операции, таких как сравнение, классификация, обобщение, которые
совершаются в разных формах суждений и умозаключения.
В начальных
классах дети могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное
внимание все еще преобладает. Возрастными особенностями внимания младших
школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его малая
устойчивость.
Стоит
отметить влияние двигательной активности на когнитивные процессы. При
отсутствии двигательной активности у детей обмен веществ снижается, происходит
застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего
организма и особенно мозга — снижается внимание, ослабляется память, нарушается
координация движений. В результате этого у детей нарушается осанка и
формируется искривление позвоночника. Поэтому значение двигательной активности
в жизнедеятельности детей играет значимую роль.
От
двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических
качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по
различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием
двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются
функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между
двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью
ребенка.
Целью данного
исследования является определение уровня
когнитивных процессов у группы детей.
В работе
представлены результаты исследования мышления, внимания, памяти учащихся
начальной школы. В ходе анализа методик когнитивных процессов детей младшего
школьного возраста, можно заметить, что по каждому из познавательных процессов
преобладают учащиеся со средним уровнем их развития. Это говорит о том, что с
учащимися нужно упорно и систематически заниматься не только в пределах школы,
но и дома, а главное, составить развивающий комплекс упражнений. По результатам
проведенного исследования можно дать следующие рекомендации.
Во-первых,
следует разделить всех учащихся первого класса на группы по уровню развития
каждого познавательного процесса:
¾
учащиеся с высоким, средним, низким уровнем развития памяти;
¾
учащиеся с высоким, средним, низким уровнем развития
внимания;
¾
учащиеся с высоким, средним, низким уровнем развития
мышления.
Во-вторых,
для каждого познавательного процесса следует разработать комплекс упражнений,
направленный на его развитие. В комплексе должны содержаться упражнения разного
уровня сложности.
В-третьих,
что является главным, для улучшения показателей развития познавательных
процессов рекомендуется проводить данные
комплексы упражнений систематически, в течении определенного промежутка
времени. После чего провести исследование повторно с той же группой учеников, и
с использованием первоначальных методик и посмотреть, изменились ли показатель развития
познавательных процессов учащихся.
Подводя итог,
нужно отметить, что познавательная сфера у каждого учащегося 1 класса
развивается с разной скоростью. В классе имеются учащиеся с разным уровнем
развития познавательных процессов. В дальнейшем следует разработать и провести
комплекс упражнений для развития каждого познавательного процесса в
отдельности. Данный комплекс должен отличаться тем, что упражнения в нем должны
быть распределены по уровням сложности, а также должны соответствовать уровню
развития познавательных процессов учеников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
Период младшего
школьного возраста совпадает со временем обучения в начальной школе. В
настоящее время возраст детей в данном периоде принимается от 7 до 11 лет и в
соответствии с этим ведущей деятельностью этого возраста становится учебная
деятельность. В этом возрасте продолжается физическое и психофизиологическое
становление ребенка, предоставляющее возможность ребенку систематически
обучаться в школе [7].
В психологии
младший школьный возраст занимает отдельную позицию, потому что данный период
обучения в школе определяется как качественно новый этап психологического
развития ребенка, также продолжается закрепление физического и психологического
здоровья ребенка. В 7 лет дети младшего школьного возраста в основном уже
готовы к систематическому школьному обучению, поэтому о ребенке можно говорить
как о личности, так как он сознает свое поведение, а также соотносит себя с
другими.
При
зачислении в общеобразовательное учреждение к осознанию себя как «ребенка своих родителей» дополняется
значимый образ: «Я – ученик учителя». Значимость учебной деятельности ребенка
регулярно выделяют взрослые. В свою очередь это показывает ребенку, что его
учебная деятельность, и он сам являются ценными для взрослых. Коммуникация с
одноклассниками и сверстниками является одним из важных факторов обогащения «Я-концепции».
Ребенок существенно дополняет свой «Я-образ», когда дает информацию о себе
другим и также получая данные о восприятии его личности другими. [25].
Младший
школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и
формирования «Я-концепции», так как для младшего школьника характерна тенденция
к развитию сферы «Я». Появление в данном возрасте рефлексии и интроспекция
(самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на
окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение,
представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках, имеется в виду
психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в
том числе и ребенка к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению
[24].
Таким
образом, появившиеся новообразования в «Я-концепции» ребенка, такие как
саморефлексия и самонаблюдение, обретает распространённое значение для оценки
ребенка своей личности в целом, т.е. приобретения самооценки.
Одной из
составляющих «Я-концепции» человека является самооценка. Ее сущность включает в
отношении к самому себе или своим особенностям. Отрицательная самооценка
предусматривает самоотрицание, неприятие себя и окружающих, а также понижает
уровень требований человека, сдерживая его потенциал. Положительная «Я-концепция»
влияет на успешное обучение ребенка в школе. Учебный процесс также воздействует
на младшего школьника, формирует его личность в целом и самооценку в частности
[1].
Оценочное
воздействие учителя играет важную роль в формировании самооценки детей младшего
школьного возраста. По мнению исследователей, важно учитывать мотивы
обучающихся к педагогической оценке их действий, так как они раскрывают
сложность отношения обучающихся к такой оценке, переживаний, вызванных ею, а
также акцентируют трансформирующий характер действия данной оценки, так как она
воздействует на «степень осознания школьником собственного уровня развития.
Упоминается важность ясности и конкретности педагогической оценки. Так как
отрицательная (заслуженная) оценка полезнее для самооценки, чем «неопределенная
оценка». Понятие «рефлексия» связана с самооценкой, и если ребенок сможет
раскрыться, то он сможет осуществить самооценку самого себя, своих возможностей
и способностей [15].
Многие
психологи называют младший школьный возраст особым периодом жизни, в котором
ребенок впервые начинает заниматься социально-значимой, общественно-оцениваемой
учебной деятельностью.
В младшем
школьном возрасте впервые появляется важная перемена, связанная с существенными
изменениями в деятельности, общении, отношении с другими младшего школьника.
Много меняется и в режиме жизни ребенка: появляются новые обязанности и
отношения ребенка с окружающими.
Главной
специфической особенностью развития общения у младших школьников является
высокая потребность в общении со взрослыми, что существенно различается в
общении ребенка в школе и в семье. В школе всю учебную и внеучебную
деятельность организуется общение с педагогом. Мотивами общения с учителем
являются: деловой (реализация прав и обязанностей партнеров общения) и
личностный (личностная потребность партнеров общения в друг друге). Многие
обучающиеся младшего школьного возраста положительно относятся к своему
учителю, признают его авторитет, могут обращаться с любым поводом при
доверительных отношениях (от случайных до личностных) [26].