Курсовая с практикой на тему Когнитивные изменения в процессе старения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОГНИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ.. 5
1.1.
Когнитивные процессы личности. 5
1.2.
Особенности когнитивных изменений в процессе старения. 12
Выводы по
первой главе. 18
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ.. 19
2.1.
Организация и описание исследования. 19
2.2.
Обоснование и выбор методов и методик исследования. 19
2.3.
Представление и анализ результатов исследования. 22
Выводы по
второй главе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ЛИТЕРАТУРА.. 32
Введение:
Старение человека – это
биологический процесс, в котором отмечается постепенная деградация всех систем
организма. Физиологические аспекты процессов старения во многом аналогичны
физиологии старения других млекопитающих. Некоторые аспекты этого процесса,
такие как потеря умственных способностей, потеря социальных связей и контактов,
имеют большее значение для человека. Кроме того, большую роль приобретают
психологические, социальные и экономические эффекты.
Старость – закономерно
наступающий заключительный возрастной период. С точки зрения физиологии, этот
период характеризуется сохранением физического, умственного здоровья. Сохранна
определенная степень работоспособности, отмечается интерес к окружающему. Физиологическое
старение – новый уровень приспособительных механизмов. Различные системы и
органы приспосабливаются к сниженным их возможностям. Изучение когнитивных
процессов при старении, которое интенсивно осуществляется в последнее
десятилетие, позволяет получить достаточно обширные знания в отношении
различных высших психических функций (ВПФ). В настоящее время во многих странах
отмечается опережающее число лиц пожилого возраста.
Отдельные вопросы,
касающиеся развития когнитивных процессов, активно обсуждались в исследованиях
отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И.
Лисиной, А.Я. Колодной, Ж. Пиаже, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирновой,
Д.Б. Эльконина и др.).
Стоит отметить, что
интерес к проблеме старения корнями уходит в древние времена и тесно
переплетается с проблемами жизни и долголетия. Веками философы обсуждали
причины старения, многие религии придавали старению сакральное значение.
Результаты опытов по увеличению средней и максимальной продолжительности жизни
модельных животных и организмов в последние годы, а также обнаружение феномена
пренебрежимого старения у них же позволяют надеяться, что успехи науки вскоре
позволят замедлить или отменить старение (достичь эффекта пренебрежимого
старения) и для человека.
В настоящее время имеет
место быть глобальное постарение населения. Становится очевидным, что важность
изучения и разработки программ увеличения эффективности мер профилактики,
лечения и помощи людям старческого возраста очень высока. Невозможно обойтись
без исследований и развития в области процессов старения.
Объект исследования:
когнитивные процессе.
Предмет исследования:
особенности когнитивных изменения в процессе старения.
Цель исследования:
изучить специфику когнитивных изменения в процессе старения.
Задачи исследования:
1. Изучить когнитивные
процессы личности.
2. Рассмотреть особенности
когнитивных изменений в процессе старения.
3. Провести исследовательскую
работу по проблеме изучения когнитивных изменений в процессе старения.
Методы исследования:
комплексный анализ и синтез научно-методологической и психолого-педагогической
литературы по проблеме; психологическое тестирование.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Когнитивные процессы
(лат. cognitio — познание) — высшие мозговые процессы: память, внимание,
психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация,
планирование и контроль высшей психической деятельности. Память – это
способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую
для текущей деятельности информацию. Выраженные нарушения памяти на события
жизни принято обозначать термином «амнезия». Гнозисом называется функция
восприятия информации, ее обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в
целостные образы. Нарушения гнозиса принято обозначать термином «агнозия». Речь
– это способность обмениваться информацией с помощью высказываний. Нарушение
речи обозначается термином «афазия». Праксис — это способность приобретать,
сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки. Нарушение праксиса
обозначается термином «апраксия». Интеллект — это способность сопоставлять
информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения.
Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью
головного мозга в целом.
Проблемы с когнитивным
функционалом начинаются в пожилом возрасте. Респонденты начинают жаловаться на
участившиеся случаи рассеянности, забывчивости, снижение концентрации внимания,
ухудшение памяти. На фоне всех этих отклонений пожилые люди становятся более
раздражительными и агрессивными, у них развивается апатия, которая постепенно
перерастает в клиническую депрессию.
Нарушение когнитивных
функций является одним из самых распространенных осложнений среди людей
пожилого и старческого возраста. Для оценки состояния когнитивных функций были
использованы следующие тесты: шкала MMSE, БТЛД, Т5С, ТМГ и проба Шульте, данные
тесты не требуют привлечения к работе нейропсихологу и преимущество данных
тестов в наличии количественной оценки результатов, позволяет оценить тяжесть
нарушения и проследить их динамику (Захаров В. В., Москва, 2005 г.).
У респондентов пожилого и
старческого возраста наблюдается снижение уровня когнитивных функций,
выражается в ухудшении качества выполнения нейропсихологических тестов:
результат тестирования по шкале MMSE составляет (25,4 ± 1,5) балла, за БТЛД — (
14,8 ± 1,5) балла, за тестом рисования часов — (9,1 ± 0,8) балла, за тестом 5
слов — (9,2 ± 0,7) балла, время выполнения пробы Шульте — 46,1 ± 7,2 с.
Суммарный когнитивный дефицит, рассчитанный по предложенным нами способом,
составил 0,67 ± 0,28 (норма — от 0 до 0,25).
Поскольку
нейропсихологическое тестирование во многом является субъективным методом и
различные тесты могут давать противоречивые результаты, целесообразно по этим
результатам рассчитывать суммарный когнитивный дефицит, что позволяет
нивелировать возможные ошибки тестирования. При интактных когнитивных функциях
суммарный когнитивный дефицит колеблется от 0 (полное отсутствие дефицита) до
0,25.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОГНИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИИ В ПРОЦЕССЕ СТАРЕНИЯ 1.1. Когнитивные процессы
личности
В настоящее время
развитие когнитивных процессов рассматривается, как один из самых важных
компонентов развития детей. Многими отечественными исследователями продуктивно
изучались психологические аспекты развития когнитивных процессов: Абраменкова
В.В., Ананьев Б.Г., Богоявленская, Д.Б., Божович, Л.И., Венгер А.Л.,
Виноградова В.Ф., Волков, Б.С., Выготский Л.С., Запорожец Л.Е., Зинченко П.И.,
Истомина З.М., Истратова О.Н., Короткова, И.А., Кулагина И.Ю., Люблинская, А.
А., Матвеева Л.А., Мухина В.С., Парняков А.В., Петровский А.В., Пиаже Ж.,
Поддъяков, Н.Н., Раев А.И., Рубенштейн С.И., Смирнова Е.О., Сидоров П.И.,
Ушакова О.С., Эльконин Д.Б., Якимова М.Н.
Стоит отметить, что,
несмотря на наличие большого количества исследований, проблема развития
когнитивных процессов остается актуальной. Психические процессы, выполняющие
функцию рационального познания, определяется как когнитивные процессы.
Проведем анализ
содержания понятия «когнитивный». Согласно толковому словарю русского языка,
данный термин от латинского обозначает знание, познание, исследование процессов
познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать
новые знания [11].
Американский психолог Д.
Андерсон изучая историю возникновения понятия «когнитивное»: когнитивные
процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия, дает научное
обоснование влияния увлечением кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных
процессов на когнитивную психологию, которое получило распространение в 60-е
годы XX века, переросшее в привычку представлять человека как сложный
биокомпьютер. Д. Андерсон и другие представители (Миллер Д, Бродбент Д., Эттнив
Ф.) пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке.