Курсовая с практикой на тему Книжный фонд школьной библиотеки МБОУ «Пажгинская СОШ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические понятия формирования библиотечного фонда 8
1.1 Работа библиотечных фондов 8
1.2 Модернизация и обновление библиотечных фондов 12
Глава 2. Практическая часть 17
2.1 Особенности книжного фонда школы 17
2.2 Результаты анкетирования учащихся 24
2.3 Пути решения комплектации книжного фонда 35
Заключение 38
Список литературы 43
Приложения 48
Приложение 1. 48
Приложение 2. 49
Приложение 3. 50
Введение:
Актуальность. Процесс перехода современного общества в общество, основанное на знаниях, обусловливает трансформацию общего среднего образования. Актуальным становится понимание образования как развития познавательной активности и критического мышления учащихся. Важная роль в содействии образовательному процессу отводится библиотекам общеобразовательных учреждений.
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.
Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен. Кроме того, приоритетная цель ФГОС – формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность.
Согласно Стандарту развитие читателя предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения) ; воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески».
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современных школьников (а это — будущее России!) и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. XXI век для человечества считается информационным. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.
Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает.
Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.
Основная деятельность библиотек в этом направлении заключается в формировании фондов научно-познавательной литературы, которая активизирует процесс познания и способствует расширению кругозора учащихся. Важное место в определении эффективности фонда занимают читаемость, обращаемость и книгообеспеченность.
Читаемость показывает среднее число изданий, прочитанных одним читателем, определяется делением книговыдач на количество читателей. Обращаемость фонда представляет среднее число выдач одной книги и определяется делением количества книговыдач на количество изданий. Книгообеспеченность демонстрирует, сколько изданий приходится на одного читателя и определяется делением количества изданий, числящихся в библиотеке, на число читателей .
Данные показатели должны изучаться в едином комплексе, так как изменение одного из них неизбежно влияет на изменение другого. Одним из показателей, характеризующих фонд библиотеки, является его обновляемость, т.е. поступление новой литературы и исключение морально и физически устаревшей. Информативность и надежность фонда обеспечиваются стойкой тенденцией к качественному его пополнению и своевременным отказом от устаревшей литературы. Сокращение новых поступлений крайне негативно сказывается на удовлетворении читательских потребностей.
Педагогические ресурсы Интернета являются одним из быстро развивающихся секторов глобальной информационной сети. Интернет-ресурсы условно подразделяются на информационные и интерактивные. Школьные библиотеки, имеющие доступ к Интернету, активно используют в своей информационной деятельности образовательные порталы и сайты, в том числе проект сетевого объединения методистов, электронные методические библиотеки и т. д. Однако творческим группам школьных библиотекарей активнее следует использовать интерактивные Интернет-ресурсы как один из способов организации взаимодействия, общения с партнерами, коллегами и единомышленниками.
Детская библиотека, характеризуемая разнообразием происходящих в ней процессов, представляющая собой сложную социальную систему, традиционно является объектом пристального внимания широкого круга специалистов: библиотекарей-библиографов, педагогов, психологов, историков, филологов, культурологов и др. Об этом свидетельствуют появившиеся в различных областях знания монографии, диссертационные исследования, статьи и другие материалы.
Вопросы формирования познавательных интересов учащихся посредством активизации чтения научно-популярной литературы многосторонне рассматриваются в работах В. М. Бигезы, К. А. Науменко , Г. И. Гинзбург , Н. В. Клименковой . Влияние книжного рынка на чтение анализируется в публикациях М. Е. Порядиной , К. М. Сухорукова .
Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания. Как показало исследование Г. И. Гинзбург, для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процесс зарождения у подростка вопросов в связи с прочитанным, характер его самостоятельных действий, направленных на их разрешение, возникновение новых вопросов является существенным показателем его читательской активности.
Отечественная историография детских библиотек представлена широким кругом авторов. Прежде всего, это теоретические и исторические работы, рассматривающие детскую библиотеку в контексте культуры, формирования личности и т. д.
Так, изучение вопросов деятельности специализированной библиотеки для детей, теоретическое осмысление детской библиотеки как социокультурного феномена отражены в работе H.JI. Голубевой . Ею разработана концепция детской библиотеки в современном обществе с позиции инкультурации личности ребенка. Функции детских библиотек рассматриваются в работах Н. П. Васильченко , О. И. Алимаевой и др.
Н. П. Васильченко сделал попытку систематизировать принципы формирования библиотечных фондов, разделил их на общебиблиотечные, специальные и единичные. Он выделил и подробно рассмотрел общебиблиотечные принципы: соответствия, гуманизма, порогов, патриотизма, физического совершенства. К специальным он отнёс принцип профилирования-координирования и принцип систематичности. К единичным относится принцип зональности в комплектовании сельскохозяйственной литературой.
О. И. Алимаева в рамках образовательного аспекта ограничивает набор функций детской библиотеки информационной, функциями социализации и инкультурации, отмечая, что содержание деятельности детской библиотеки должно быть направлено на развитие «внутреннего мира ребенка».
Объектом исследования является школьная библиотека.
Предмет исследования – комплектование книжного фонда школьной библиотеки на современном этапе.
Целью исследования является изучение процесса становления и развития фонда школьной библиотеки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть работу библиотечных фондов;
2) изучить вопросы модернизации и обновления библиотечных фондов;
3) проанализировать деятельность современной детской библиотеки на примере библиотеки МБОУ «Пажгинская СОШ»;
4) на основании полученной информации внести предложения по улучшению деятельности формирования библиотечного фонда.
Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.
Ожидаемые результаты: Приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, степень ее изученности, определяются объект и предмет исследования. В первой главе предполагается дать теоретическое понятие библиотечного фонда. Во второй – представить практическую часть по анализу книжного фонда библиотеки МБОУ «Пажгинская СОШ». В заключении предполагается обобщить полученные теоретические и практические результаты исследования.
Заключение:
Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Необходимо разбудить в некоторых подростках читательский интерес, хотя бы из честолюбия. Предлагается делать мини-презентации прочитанных книг на классных часах. Результаты исследования могут использоваться учителями русской литературы при проведении внеклассной работы, привлекаться в качестве дополнительного материала на уроках.
Меняются люди, эпохи, подростки, но не меняется интерес любого человека к проблемам вечного человеческого бытия: что такое жизнь, смерть, любовь, счастье, как мне быть счастливым, как мне жить на этом свете. Когда мы это поймем, возможно, сможем изменить ситуацию и в чтении.
Глобальные вызовы цифровой среды, приоритеты и ожидания властей и реальная ситуация с формированием фондов школьных библиотек, изменение технологии комплектования в цифровой среде и пассивное поведение практиков — вот те мотивы, которые побудили организаторов включить в программу VIII Всероссийской научно-практической конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» экспертную дискуссию «Точки роста: новые подходы к формированию фондов муниципальных библиотек».
По данным ГИВЦ Минкультуры России, в 2016 г. по сравнению с 2010-м средства на комплектование сократились с 6,76 до 3,43% от общего объёма финансирования школьных библиотек . В среднем затраты на комплектование одной школьной библиотеки составили 32,4 тыс. рублей, а объём поступлений сократился до 400 экз. в год (до 200 экз. на одну сельскую библиотеку). Средняя цена приобретённого экземпляра составила в 2015 г. 75,9 рубля, в 2016-м 89,1 рубля при средней рыночной цене 300 рублей. Соответственно реально школьная библиотека не могла приобрести более 80 книг в год. Но поскольку от 60 до 80% поступлений в фонды составляют дары, эта острая кризисная ситуация в финансировании текущего комплектования библиотек просто не видна в официальной статистике .
Дефицит бюджетного финансирования приводит к тому, что библиотеки скатываются к так называемому народному комплектованию. Начались целенаправленная работа с дарами и пожертвованиями, с издательствами и авторами, сбор средств на коллективные подписки, использование краудфандинговых платформ (например, проекта «Библиородина»), участие в акциях «Подари ребёнку книгу», «Подари книгу библиотеке», «Купи библиотеке новый учебник» и т.д.
Комплектование библиотек в эпоху перемен должно стать «объёмным». Сегодня невозможно ориентироваться лишь на печатные книги и только на текущее состояние финансирования; в комплектовании надо использовать открытые и свободные ресурсы. Это влечёт за собой изменение традиционной технологии пополнения фондов, использование возможностей цифровой среды.
Школьная библиотека должна стать навигатором в поиске и предоставлении достоверного знания, центром местного сообщества (краеведческие ресурсы, «живое» знание, генеалогия, поддержка местных властей), интеллектуальным центром развития личности и организации полноценного содержательного досуга, центром поддержки предпринимательства, малого бизнеса, возрождения традиционных ремёсел и народных промыслов.
В числе её задач — оказывать помощь в образовании и повышении квалификации, реализовывать концепцию обучения в течение всей жизни, удовлетворять информационные потребности, связанные с жизненным циклом человека, ориентироваться на потребности местного сообщества, работать с лидерами читательских групп, иметь возможности для обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, налицо острая проблемная ситуация: разрыв между новыми требованиями, предъявляемыми к библиотекам со стороны властей, ожиданиями населения и реальной ситуацией, вызванной практически полным отсутствием финансирования текущего комплектования.
Для того чтобы фонды школьных библиотек отвечали стремительно меняющейся реальности, необходимо изменить технологию комплектования в цифровой среде.
Для информационного обеспечения комплектования и совершенствования использования библиотечных фондов необходимо привлекать возможности цифровой среды (книжных блогов, буктрейлеров, контента ведущих издательств, социальных сетей, открытых частей коммерческих ресурсов, различных рейтингов) .
В текущем комплектовании следует применять современные модели (в том числе различные виды участия читателей этом процессе, организацию на сайте библиотеки сервиса «Комплектуем библиотеку вместе», формат комплектования, управляемого пользователем, и т.д.), создавать консорциумы по подписке на платные электронные ресурсы; искать дополнительные источники (участвовать в совместных проектах с издательствами, книжными магазинами, фирмами, в работе с литературными премиями, в частности с такими, как «Просветитель», «Русский Букер», «Большая книга», «Ясная поляна» и др., проводить региональные книжные фестивали и ярмарки, грамотно использовать краудфандинговые платформы для поддержки создания новых библиотечных коллекций, профилирования библиотечных фондов, учитывать возможности платформ самопубликации для издания краеведческих ресурсов и т.д.).
В текущем формировании фондов сегодня не обязательно ориентироваться только на финансовые возможности библиотеки и лишь на платные ресурсы. Комплектование должно стать объёмным. Необходимо расширять возможности своих фондов за счёт ресурсов открытого доступа, например видеозаписей лекций ведущих учёных (проект «Арзамас», премия «Просветитель» и т.п.), коллекций ведущих музеев мира, представленных в открытом доступе, в том числе на портале «Культура.рф», и др.
Следует понимать, что сегодня скомплектовать всё в печатном виде невозможно. Мало того, как бы мы ни старались, всё равно книга в печатном виде появится гораздо позже, чем в Сети. Поэтому более эффективный подход — выявить ключевые потребности учащихся и преподавателей и пытаться применять в комплектовании все возможности (печатные и электронные ресурсы, видеозаписи, открытые ресурсы и т.д.).
Министерство культуры РФ, проводя политику модернизации школьных библиотек, ориентируется прежде всего на внешнюю привлекательность их пространства, на организацию комфортного пребывания читателей в библиотеке . На первом этапе это хорошо, но далее неизбежно встанет вопрос о содержательном наполнении этого пространства нужными читателям книгами и ресурсами, а значит, о качественном комплектовании фондов.
Если в целом по России мы можем констатировать такие тенденции, как сокращение объёмов библиотечных фондов, новых поступлений и финансирования текущего комплектования библиотек, то Москва и Санкт-Петербург находятся в более благоприятной ситуации. Именно здесь возникают сегодня точки роста, появляются новые подходы к формированию фондов муниципальных библиотек. Способам комплектования свободных электронных ресурсов посвящены многие современные работы научных сотрудников ведущих библиотек.
Мотивы использования свободных (не требующих оплаты) ресурсов для комплектования библиотек очевидны: это расширение возможностей для пользователей, обеспечение им доступа к необходимым ресурсам, экономия их средств и времени; профессиональный отбор и упорядоченное представление контента. Способами комплектования свободных ресурсов являются оформление прав постоянного доступа на основе лицензионных соглашений или договоров о сотрудничестве, организация точек доступа к свободным интернет-ресурсам. Но несмотря на очевидные плюсы комплектования свободных ресурсов, имеются и недостатки.
Бесплатность ресурсов компенсируется трудозатратами персонала на их поиск, отбор, организацию, методическое сопровождение и обеспечение технической поддержки (актуализацию ссылок, сбор статистики), а также на приобретение, разработку и адаптацию поисковых сервисов . Кроме того, среди свободных ресурсов встречается немало нелегитимных, а нормативные требования к отбору, учёту и сохранности сетевых электронных ресурсов отсутствуют. Зачастую сервисы не поддерживаются и доступ к ним может быть внезапно прекращён.
В современных условиях, усложняющих процесс комплектования библиотек всех уровней, очень важно находить именно те книги, которые требуются данной конкретной библиотеке. При этом время, затрачиваемое на поиск рабочих контактов, книг и ресурсов, востребованных читателями библиотек или необходимых для закрытия лакун в библиотечных фондах, увеличивается. В то же время рекламные, маркетинговые и PR-службы издательств и фирм предлагают свою продукцию, используя для этого соответствующие методы продвижения продуктов на собственных сайтах, в многочисленных аккаунтах в соцсетях, видеоблогах и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические понятия формирования библиотечного фонда
1.1 Работа библиотечных фондов
Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.
Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры.
В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства.
Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п.
Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.
Важнейшие функции фонда :
кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).
Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
информативностью, характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
динамичностью, так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
статичностью, проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
надежностью, т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.
Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.
Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется :
при обработке новых поступлений;
расстановке документов на полки;
организации выставок;
проведении бесед и библиографических обзоров.
Комплекс специальных методов изучения фонда включает:
статистические
библиографические
социологические методы
Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.
Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
величина документного фонда (Ф),
объем новых поступлений (Фh),
объем выбытия (Фb),
книговыдача (В),
число читателей (А),
обращаемость (О), высчитывается как отношение книговыдачи к величине документного фонда,
читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей;
обновляемость (Н): обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах.
Благодаря возможностям системы MARK SQL, можно составить «Таблицу фонда отдела по ББК» . В соответствии с ней фонд абонемента делится на:
фонд художественной литературы,
отраслевой фонд.
При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.
Сотрудники абонемента, регулярно изучают закрепленные за ними разделы фонда на наличие недостающих изданий, просматривают записи в «тетради отказов», составляют списки литературы, которые поступают в отдел комплектования.
Социологические методы дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.
Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.
Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод – насколько эффективно используется фонд абонемента, при недостаточной эффективности необходимо увеличивать показатели и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям .
29 сентября 2018 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», в котором уделено внимание национальным проектам.
Документ затрагивает сферу культуры в целом: «Дополнительно будет обеспечено широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны. Проведение онлайн трансляций ключевых мероприятий в сфере культуры, знаковых театральных постановок, экскурсий по крупнейшим выставкам создаст условия доступа к услугам культуры не менее чем для 30 млн. человек.
В целях сохранения культурного наследия страны и предоставления доступа к его уникальным объектам будет обеспечена оцифровка 48 тыс. книжных памятников» .
Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявляют наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.
Социологическое изучение фонда помогает выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес помогает в поиске необходимой литературы.
1.2 Модернизация и обновление библиотечных фондов
Процессы информатизации, охватившие все сферы жизни, формируют новый тип информационной культуры. Стремительно нарастают объемы информационных ресурсов, меняются каналы получения информации учащимися. Количество пользователей Интернет-сети удваивается ежегодно, количество обращений в библиотеку, напротив, снижается.
Большую часть современного книжного рынка занимает продукция российских издательств, характеризующаяся качественным полиграфическим оформлением, квалифицированным подходом к содержанию, широтой репертуара, а также достаточно высокой ценой.
Исключение не составляет и литература для школьников. Поэтому, несмотря на вышеуказанные достоинства, относительно высокие цены этих изданий не позволяют приобретать их в достаточном количестве.
В связи с этим особое значение в предоставлении литературы для комплектования фондов школьных и детских библиотек приобретает инновационная деятельность при комплектовании книжных фондов.
В существующих условиях школьная библиотека, традиционно выполняя функцию формирования информационной культуры, должна измениться в соответствии с динамичными преобразованиями информационного общества, стать «…площадкой для педагогических инноваций, комфортной образовательной средой для развития способностей учащихся и подготовки их к жизни» .
Расширение функциональных возможностей библиотек регламентируется рядом нормативных документов, в которых указывается необходимость модернизации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр (далее — ИБЦ) . Следует отметить, что отдельного определения для ИБЦ не существует.
Концептуально определены цели и задачи работы ИБЦ, а также функции, которые он призван обеспечивать:
1. Образовательная функция.
2. Обеспечивающая функция.
3. Информационно-методическая функция.
4. Досуговая функция.
5. Профориентационная функция.
6. Культурно-просветительская функция.
Модернизация библиотеки в ИБЦ подразумевает выполнение выше перечисленных функций средствами инновационных образовательных технологий и программно-методических средств. При этом готовых алгоритмов деятельности не существует, следовательно, каждая образовательная организация формирует свою модель ИБЦ.
Одним из условий реализации проекта является подключение образовательной организации к электронной библиотеке с целью доступа к электронным ресурсам. Для знакомства учащихся с новыми ресурсами, представленными на портале «ЛитРес: Школа», важно, прежде всего, привлечь к проекту педагогов русского языка и литературы.
Благодаря подключению к электронной библиотеке возможно существенно расширить книжные фонды. Первоначальный перечень включает 500 наименований книг, изучаемых по школьной программе и современную литературную прозу.
В «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» значимая роль в деятельности ИБЦ образовательных организаций отводится эффективному сетевому взаимодействию всех участников образовательного процесса и созданию инфраструктуры комфортной информационно- образовательной среды для электронного и дистанционного обучения .
В проекте «Сетевая библиотека — центр информационно-образовательного пространства» школьные библиотеки служат «узлами» по разработке локальных инновационных проектов в общем сетевом пространстве .
Первый опыт показал готовность детей к подобным формам сетевого взаимодействия, а также к обсуждению предлагаемых тем. Сложности возникают при реализации нового формата проведения из-за несовершенства программно-технического компонента и не всегда нужной скорости интернета.
Опыт сетевого взаимодействия выявил наличие большого количества социальных сервисов, которые рассматриваются как инструменты совместного создания ресурсов (к процессу привлекаются учителя, ученики, библиотекари). В работе региональной сети школьных ИБЦ определяющая роль также отведена их сетевому взаимодействию.
В качестве платформы для организации сетевого взаимодействия, в том числе для разработки информационно-образовательных ресурсов участникам проекта предлагается программный комплекс ILIAS — система для обучения, информирования и совместной работы.
Система ILIAS устанавливается в образовательных организациях-участниках региональной сети школьных ИБЦ. В этой системе педагоги могут размещать свои инновационные разработки, получать готовые продукты из общего банка электронных образовательных ресурсов, осуществлять дистанционную поддержку образовательного процесса.
Актуальной задачей является сотрудничество педагогов по созданию ресурсов, в том числе обеспечивающих дистанционную поддержку учащихся. Дистанционная поддержка образовательного процесса — это обеспечение его традиционных форм технологиями дистанционного обучения с четко заданными элементами, содержанием и объемом поддержки.
В настоящее время в системе ILIAS разработаны две формы дистанционной поддержки: дистанционный модуль и wiki-проект . В оболочке модуля «Экология человека. Качество жизни» на основе метапредметного подхода экологические сведения интегрируются с разными учебными дисциплинами: биологией, информатикой, изобразительным искусством. Учитывая специфику указанных предметов, подбираются эффективные формы сообщения экологических знаний.
В модуле «Природа и человек» дети знакомятся с понятиями экологический индекс, экологический рейтинг и рассчитывают свой экослед. В модуле «Экология человеческих отношений в виртуальной среде» дети осваивают принципы правильного и безопасного поведения в виртуальной среде, проходят тест на знание интернет-угроз .
Эстетическое восприятие красоты окружающего мира, формирование ценностных ориентаций происходит через обращение к произведениям живописи разных жанров: пейзажу, анималистическому жанру, плакату. Природа — «великий художник», который вдохновлял художников на написание великих полотен, писателей на создание душевной прозы и поэзии.
Другая форма дистанционной поддержки в системе ILIAS определяется как wiki-проект. Его создание — коллективный труд обучающихся, который развивает навыки коммуникативного взаимодействия удаленных пользователей.
Работа учащихся в информационно-образовательном пространстве сводится не только к получению информации, но и конструированию новых знаний через освоение новых видов деятельности средствами современных технологий (в частности сервисов и инструментов Веб 2.0).
Формируя и удовлетворяя информационные потребности, вооружая детей технологиями работы с информацией, ИБЦ обеспечивает взаимодействие информационно-образовательного пространства личности и общества.
Таким образом, описанные направления работы определяют ИБЦ как:
1. над предметный кабинет, педагогический потенциал которого следует использовать для реализации всех междисциплинарных программ ФГОС;
2. центр методической работы, обеспечивающий и координирующий взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса;
3. мощный ресурсный центр, аккумулирующий ресурсы фондов библиотек и локальных предметных информационно-образовательных систем для обеспечения комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС .
Таким образом, можно сделать вывод, что библиотечный фонд является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. На сегодняшний день формированию и сохранению библиотечных фондов уделяется большое внимание. В связи с этим применяются современные методы и технологии, а именно – отцифровывается литература, усовершенствуются способы хранения фонда.
Так же прилагаются немалые усилия сотрудников библиотек для привлечения к чтению молодого поколения страны. Проводятся мероприятия по координации взаимодействия и сотрудничества участников образовательного процесса.