Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Клиническая оценка и перспективы развития детей с ринолалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Характеристика особенностей развития детей с ринолалией 5
1.1. Клиническая и психолого-педагогичская характеристика детей с ринолалией 5
1.2. Эмоционально-волевая сфера у детей с ринолалией 8
Глава 2. Практические аспекты изучения развития детей с ринолалией 12
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 12
2.2. Возможность развития речи детей с ринолалией 20
Заключение 35
Список литературы 38

  

Введение:

 

Как известно, ринолалия – это искажение произношения звуков и речи в целом, вызванное дефектами строения и, как следствие, функционирования речевого аппарата. В результате происходит нарушение резонаторной функции носовой полости: при образовании звуков воздушная струя идет неправильным путем, искажая произношение [4].
При ринолалии нарушаются артикуляционная и акустическая составляющие речи: гласные и согласные звуки имеют носовое звучание, голос становится гнусавым, специфическим. Ринолалия у детей сопровождается не только серьезным искажением произнесения звуков, но и нарушениями письменной речи, отставанием от сверстников в развитии лексики, грамматики, проблемами психологического характера
Несмотря на то, что уранопластика обеспечивает анатомофизиологическую базу для нормальной речи, спонтанное овладение ею не произойдет без помощи логопеда. После пластики свод твердого неба часто утолщен, мягкое небо укорочено, малоподвижно, отмечаются рубцовые изменения мягких тканей, активность мышц глоточного кольца снижена. В силу этих причин небно-глоточное смыкание недостаточно, что приводит к утечке выдоха через нос, и, тем самым, к падению воздушного давления в полости рта. После операции наблюдается патологическая позиция и атония мышц языка: язык оттянут к глотке, корень гипертрофирован, вялый кончик языка лежит посередине полости рта, не принимая участия в звукообразовании.
Открытый прикус, прогнатия, прогения, диастема, дефекты альвеолярного отростка мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и препятствуют губно-губным, губно-зубным и язычно-зубным артикуляциям. Все вышеперечисленные изменения нередко приводят к развитию патологической активности лицевой и мимической мускулатуры (компенсаторные гримасы при фонации), фарингиальной (когда гортань выполняет не только голосовую, но и артикуляционную функцию) и лярингиальной артикуляции звука.
Огромное значение для достижения позитивных результатов, имеет соблюдение последовательности этапов коррекционной работы, поскольку пропуск отдельных этапов или недостаточная их проработка негативно влияет на весь ход логопедического обучения и значительно снижает его успешность. Таким образом, исследование по данной теме актуально на сегодняшний день.
Объект исследования: дети с ринолалией.
Предмет исследования: клиническая оценка и перспективы развития детей с ринолалией.
Цель исследования – изучить клиническую оценку и перспективы развития детей с ринолалией.
Задачи исследования:
1. Изучить клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией.
2. Рассмотреть эмоционально-волевую сферу у детей с ринолалией.
3. Организовать и провести исследование по проблеме исследования, разработать рекомендации.
Методы исследования: теоретический (анализ специальной литературы по данной проблеме), практический, экспериментальный (констатирующий, формирующий эксперименты), статистический и аналитический.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения представленных приемов коррекции устной речи у детей дошкольного возраста с ринолалией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух. К 5-6 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков.
Исследование особенностей детей с ринолалией показало, что у детей отмечаются выраженные отклонения в развитии произносительной стороны речи, сопровождающиеся несформированностью фонематического восприятия. Гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Их артикуляция значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы. Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Их общая характеристика для слушающего – храпящие звуки с носовым оттенком. Готовность к обучению этих детей в школе во многом зависит от своевременного преодоления имеющихся недостатков речи.
Экспериментальное обследование показало, что анамнез детей данной группы отягощен: токсикоз I или II половины беременности; хронические заболевания матери (заболевания почек, сердечнососудистые, эндокринные); простудные заболевания I, II половины беременности; гипертония; курение; угроза выкидыша на ранних и более поздних сроках. Роды: досрочные, быстрые, кесарево сечение; стимуляция; наблюдалась асфиксия плода. Речь детей характеризуется неправильным звукопроизношением. У них отмечалась недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата; наблюдалась нечеткая дикция и недостаточная выразительность речи.
Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка. Артикуляция согласных звуков сдвигается к задней глоточной стенке, в результате чего звуки искажаются и приближаются к хриплому звучанию.
Особые проблемы у старших дошкольников с ринолалией отмечались при воспроизведении трех видов интонации: вопросительной, восклицательной и повествовательной. Были допущены множественные ошибки, наблюдалась слабая дифференцированность различных видов интонации, вопросительная и восклицательная интонации звучали как повествовательная.
Дошкольники имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком; так же выявлены частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков, что и определяет структуру фонетико-фонематического недоразвития речи.
Выявленные в ходе эксперимента нарушения речи у детей дошкольного возраста с ринолалией, будут положены в основу разработки содержания логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ринолалией.
Экспериментальное обследование показало, что дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком; так же возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляет известную трудность.
В первую очередь она определяется тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого неба влияет на функцию голосовых складок.
Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Многозначительными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями неба.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Характеристика особенностей развития детей с ринолалией

1.1. Клиническая и психолого-педагогичская характеристика детей с ринолалией

В зарубежной и отечественной литературе ринолалию выделяют как одну из самых сложных речевых патологий.
Ринолалия представляет собой речевое нарушение, которое выражается в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи [4].
Ринолалия – это нарушение произносительной стороны речи, а именно внешнего оформления высказывания, обусловленные расщелинами губы и неба. Данный дефект проявляется в трех формах – открытой, закрытой, смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной. Несомненно, дети с тяжелыми нарушениями речи относятся к особой категории детей, которым нужна всесторонняя помощь. На раннем этапе такая помощь просто необходима, так как детям с расщелинами губы и неба трудно дышать, сложно употреблять пищу, и такие дети часто болеют простудными заболеваниями [4].
Для данной клинической формы характерно патологическое преобразование резонирования носовой полости во время фонации, вследствие чего она существенно отличается от нормы, у больных наблюдается гиперназальность.
О.В. Правдина и В. Олтушевский рассматривают ринолалию как одну из форм механической дислалии, в отличие от М.Е. Хватцева, который определяет данную речевую патологию как самостоятельное нарушение. А.Г. Ипполитова трактует ринолалию как самостоятельное нарушение, которое характеризуется своеобразным сочетанием расстройств голоса и неверной артикуляцией звуков.
Существенным отличием ринолалии от механической дислалии является нарушение, как согласных, так и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при данном речевом расстройстве страдает произношение звонких и глухих согласных [6].
Определяют три формы данной речевой патологии – открытая, закрытая и смешанная, по этиологии различают органическую и функциональную. Открытая ринолалия характеризуется патологической артикуляцией и несвойственным акустическим эффектом – во время речи струя воздуха проходит через ротовую и носовую полости одновременно, вследствие чего возникает назальность при произнесении всех звуков.
Несвойственный акустический эффект также создается характерным тембром голоса. Открытая органическая ринолалия по большей части является следствием врождённого дефекта нёба. Распространенность данных аномалий значительно велика.
По исследованиям Л.Е. Фроловой, частота расщелин твёрдого и мягкого нёба имеет тенденцию увеличения. При расщелинах твёрдого и мягкого нёба наблюдается целое множество нарушений в костно-мышечном аппарате речи, что приводит к расстройству голоса и нарушению звукопроизношения. Носовой оттенок в речи дают такие недоразвития нёба, как врождённые расщелины, подслизистые расщелины, врождённая асимметрия при деформации нёба [9].
Наиболее часто встречаются расщелины губы и нёба. Расщелины нёбного свода разнообразны и имеют множество форм, и все из них ведут к нарушению речи. Различие расщелин нёба определяется размером и расположением. Наличие расщелины определяет частичное или полное соединение двух резонаторов – ротовой и носовой полостей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы