Стратегическое управление Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Кластерный подход в развитии и управлении городами на примере г. Балашиха

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы кластерного похода 6
1.1. Сущность кластеризации 6
1.2. Кластеризация как часть стратегического территориального планирования 8
2. Анализ реализации кластерного подхода в г. Балашихе 13
2.1. Социально-экономическая характеристика г. Балашиха 13
2.2. Анализ реализации кластерного подхода в развитии г. Балашиха 25
Заключение 36
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Стратегический подход позволяет увязать разнонаправленные цели и многообразные ресурсы в границах одного потока деятельности, а также – перейти к сотрудничеству и пониманию между органами муниципального самоуправления.
Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [8].
Между тем, кластерный подход не нов, если учесть, что синонимом термину «кластер» является термин «модуль».
Если попытаться погрузиться в суть новой красивой терминологии, то можно сделать вывод о том, что «кластеризация» – это сочетание интеграции и кооперации, призванное, вроде бы, конкурировать с глобализацией, где кластеры – всего-навсего форма интеграции субъектов. А кооперация – это форма взаимодействия этих самых интегрированных кластеров. В этом случае, если руководствоваться принципами проектного менеджмента, для технологического бизнеса выходит, что кластеры – это форма интеграции субъектов технологического бизнеса (к примеру, инновационных инвесторов, финансовых инвесторов, предпринимателей), образующих нечто вроде этакой шведской семьи, управляемой менеджером проекта. А кооперационное объединение таких кластеров – это та самая сетевая инновационная структура, к появлению которой так стремятся наши управленческие инноваторы [9].
При этом категория инновационных инвесторов включает в себя: инновационные предприятия, научные и учебные заведения, исследовательские центры, индивидуальных изобретателей, ученых и других инноваторов. Финансовые инвесторы сейчас тоже не представлены в одиночестве. Здесь не только банки, но и частные инвесторы (которых называют еще «бизнес-ангелами»), инвестиционные компании, многочисленные фонды и субсидирующие организации и т.п.
Кластерный подход может получить гораздо более быстрое развитие, если теоретические наработки и позитивный практический опыт в области техники удастся перенести в область экономики и технологический бизнес.
В настоящее время в России активно развиваются процессы кластеризации. Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров отнесено к приоритетам социально-экономического развития России.
Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров отнесено к приоритетам социально-экономического развития России.
Сегодня кластеры являются довольно перспективной формой сотрудничества. Тесное взаимодействие и кооперация участников кластера в условиях конкуренции способствует снижению издержек и становится залогом повышения эффективности производств. Особенно актуально это для субъектов малого бизнеса, поэтому у донских предприятий есть объективный стимул для объединения в кластеры. Однако, далеко не все предприятия региона вполне осознают преимущества деятельности в составе кластера. При этом со стороны крупного бизнеса порой наблюдается нежелание раскрывать свои потребности, привлекать к сотрудничеству представителей малого бизнеса. Это может стать камнем преткновения для дальнейшего развития того или иного кластера [12]. Тем не менее, при эффективной организации взаимодействия участников кластера эти противоречия устраняются. Процесс эффективной кластеризации должен формироваться естественным путем, то есть инициироваться самими предприятиями. Необходимо создавать благоприятные условия для их успешного развития, а дальнейшие меры по реализации кластерной политики дадут положительный эффект для экономики региона. В современных условиях осуществляется и требует расширения государственная поддержка существующих кластеров. Для координации процессов создания и функционирования кластеров, включения их в госпрограммы поддержки, на территории страны создаются Центры кластерного развития. Процесс эффективного финансирования кластерной политики позволит максимально полно использовать имеющийся в Ростовской области ресурсный потенциал, разрабатывать и выпускать на рынок востребованную конкурентоспособную продукцию, оказывать стимулирующее воздействие на деловую и инновационную активность, улучшать имидж региона.
Вопросами реализации кластерного подхода занимались такие зарубежные исследователи как М. Портер, Фр.Перру и другие. Среди российских ученых кластерная организация рассматривается в трудах Бабкина А.В., Новикова А.О., Вертаковой Ю.В., Плотникова В.А., Балюк С. С., Ерхова М.В., Зазимко В.Н. и др.
Целью работы является выявление роли кластерного подхода в развитии и управлении городами на примере города Балашиха Московской области. Задачи: изучить теоретические основы кластерного похода; проанализировать реализацию кластерного похода в г. Балашихе.
Научная новизна исследования: проанализирована эффективность реализации кластерного похода в г. Балашихе.
Методы исследования: анализ, синтез, системный подход. Объект исследования: кластерный поход. Предмет исследования: кластерный подход в развитии и управлении городами на примере г. Балашиха.
Информационная база исследования: работы ученых в сфере регионального управления, кластеризации территорий, данные муниципалитета г.Балашиха. Практическая значимость исследования: разработаны теоретические и практические основы реализации кластерного подхода. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день существуют три уровня реализации кластерной политики, а именно: федеральный, региональный и уровень бизнес – структур.
Но при реализации кластерной политики не редко могут возникать проблемы. На федеральном уровне это проблемы, связанные с различиями, которые наблюдаются между кластерами из-за их отраслевой принадлежности; отсутствие комплексных кластерных программ в России также являются проблемой федерального уровня, в то время как в развитых странах данные программы являются неотъемлемым инструментом государства для активизации развития кластеров.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Городского округа Балашиха (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) за 2018 год составил 5 824,7 млн. рублей, что на 122,5 млн. рублей или 2,1 % больше по сравнению с 2017 годом, в основном за счет роста поступлений по следующим доходным источникам:
— налога на доходы физических лиц – на 121,0 млн. рублей или 9,5 %;
— налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 213,1 млн. рублей или 29,3 %;
— налога на имущество физических лиц – на 57,6 млн. рублей. или 22,8 %;
— доходов от продажи земельных участков – на 156,5 млн. рублей или больше чем в 4,5 раза.
Объем собственных доходов бюджета Городского округа Балашиха (без учета субвенций) за 2018 год составил 7 616,7 млн. рублей, что на 694,6 млн. рублей или 10,0 % больше по сравнению с 2017 годом, в основном за счет роста налоговых и неналоговых доходов и субсидий от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Увеличение доходов бюджета обусловлено развитие предпринимательства в рамках кластера в г.Бавалашиха.
За счет реализации кластерной политики происходит рост конкурентоспособности бизнеса, а именно развитие потенциала эффективного взаимодействия между участниками кластера, которые имеют географически близкое расположение относительно друг друга, а также доступ к инновационным технологиям. За счет сниженных трансакционных издержек обеспечивается формирование предпосылок для создания инновационных проектов и конкуренции в целом.
Кластерный подход реализуется в г.Балашиха. Направлениями для совершенствования кластерного развития на территории должны быть:
— развитие ГЧА-проектов в городе;
— приоритетное развитие инновационных производств, которые будут создавать добавочное стоимость городу;
— составление «дорожной карты» развития кластеров на территории г.Балашиха;
— моделирование пилотных предприятий новых кластеров как основа для их дальнейшего развития.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы кластерного похода

1.1. Сущность кластеризации

Балюк С. С. считает, что кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [4].
Бабкин А.В. и др. определяет кластер как совокупность действующих на территории производственных и социальных объектов, позволяющих производить продукцию и услуги с высокой добавленной стоимостью [3].
Зазимко В.Н. формирует понятие кластера как территориальную совокупность промышленных объектов [6].
Международный опыт демонстрирует четыре варианта кластерной политики в зависимости от роли государства:
— каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны и обеспечивает ограниченную финансовую поддержку проекта;
— поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;
— директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
— интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.
Системный подход при кластеризации предусматривает 4 основных уровня декомпозиции системы: кластеры на государственном уровне – 1, которые не могут быть сопоставимы по масштабу с отраслевыми 2 или региональными кластерами – 3, а, тем более, с кластерами на уровне микроэкономики, сфера действия которых — рынок.
Одной из основных особенностей рыночной экономики сегодня стало то, что интеллектуальная собственность стала товаром на рынке. Вот почему не пресловутое внедрение, а коммерциализация (продажа или коммерческое утаивание) интеллектуального товара приобретает приоритет в рыночной экономике. И тогда:
— защита, охрана интеллектуальной собственности становится не самоцелью, а средство реализации проекта;
— атакующие менеджмент и маркетинг – становятся основой современной стратегии коммерциализации интеллектуального товара.
Это требует начинать работу по проекту не на верхних уровнях системы, а на нижнем – на зарождающемся рынке технологического бизнеса, и двигаться снизу вверх. В основе развиваемой концепции модульного (кластерного) технологического бизнеса лежит использование:
— системного анализа;
— проектного менеджмента;
— рыночных механизмов хозяйствования;
— опоры на средний и малый бизнес [6].
Именно с использованием этих концепций необходимо создавать сервисные структуры, способствующие развитию среднего и малого бизнеса и превращению его в технологический бизнес с целью ускорения выхода страны из глобального кризиса и обеспечения ее устойчивого развития. Основная задача деятельности этих структур: содействовать решению основной стратегической задачи в кризисных условиях – реализации принципов устойчивого развития с решением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса и превращения его в технологический бизнес, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий.
Основными тактическими методами реализации этих задач являются: создание рынка технологического бизнеса, использование рыночных механизмов для перехода от сырьевой экономики к инновационной, содействие модернизации и технологическому развитию экономики, экспертиза и аудит инновационных проектов с целью определения объектов инвестирования, содействие коммерциализации отечественных инновационных технологий, поиск интеллектуальных и финансовых инвесторов и партнеров по реализации проектов, сервисное обслуживание среднего и малого бизнеса с целью его инновационного наполнения, консалтинг, информационное обслуживание при выработке тактики антикризисного менеджмента и определении направлений реструктуризации и диверсификации бизнеса, проведение тренингов для субъектов технологического бизнеса, развитие международных связей и контактов.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы