Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Классный час и его воспитательный потенциал

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы изучения классного часа как формы воспитательной работы 4

1.1 Сущность понятия «классный час» 4

1.2 Воспитательный потенциал классного часа 7

1.3 Структура классного часа и многообразие форм его проведения 10

Вывод по первой главе 18

Глава 2. Проект классного часа для 9 класса и анализ его воспитательного потенциала 19

2.1 Проект классного часа для 9 класса «Толерантность» 19

2.2 Анализ воспитательного потенциала классного часа «Толерантности» 27

Вывод по второй главе 30

Заключение 31

Литература 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

  

Введение:

 

В современном быстро меняющемся мире происходит изменение не только внешних атрибутов культуры, но и трансформация ценностных ори-ентаций, особенно среди молодежи. Особое место в образовательном про-цессе занимает развитие готовности к воспитательной работе с учетом совре-менных социальных тенденций.

Актуальность исследования состоит в том, что важной задачей деятель-ности образовательных учреждений, и в основном мерой деятельности клас-сных руководителей, является помощь растущему человеку в процессе само творения, обретения истинного призвания, осознавая потенциал индивиду-альности. Таким образом, перспективы поступательного развития россий-ского общества зависят от наиболее полного раскрытия творческого потен-циала и уникальной индивидуальности его представителей. В настоящее время большинство людей неспособны проявить инициативу и независи-мость, к адекватному самовыражению и творчеству.

Таким образом, данная форма воспитательной работы — классный час — становится главным ориентиром в развитии личности, а классный руководи-тель — главным творцом и помощником. В настоящее время перед педагогом любого учебного заведения, классным руководителем, воспитателем стоит ряд проблем, связанных с воспитательным процессом, причина этого кроется в постоянной эволюции ценностей общества.

Педагогической наукой и практикой школы накоплен значительный опыт развития аудиторного часа. В педагогической литературе изучаемые нами проблемы отражены в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачева [9], А.С. Макаренко [10], В.А. Сухомлинского [20], в которой раскрывается сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нрав-ственного воспитания. Также нельзя не отметить работы Н.Э. Щурков, Н. Финданцевича, в котором раскрывается понятие учебного часа, как основной формы организации работы с учащимися, с помощью которой возможно решение огромного количества педагогических задач, в том числе и пробле-мы нравственного воспитания [15].

Е. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методологиче-ской базой, т.е. важнейшими приемами и методами, которые необходимо освоить для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления [14].

Учитывая все это, необходимо раскрыть не только методологические, но и теоретические вопросы подготовки и проведения академического часа.

Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для насто-ящего исследования: » Классный час и его воспитательный потенциал».

Объект исследования — воспитательный процесс в классном коллективе.

Предмет исследования — Классный час и его воспитательный потенциал.

Цель работы — теоретически обосновать понятие классного часа и его воспитательный потенциал.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «классный час».

2.Рассмотреть воспитательный потенциал классного часа.

3.Проанализировать структуру классного часа и многообразие форм его проведения .

4. Разработать проект классного часа.

5. Проанализировать полученные результаты.

В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретиче-ский анализ, изучение литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа.

В ходе работы над исследованием мы обращались к различным аспек-там педагогической науки, которые обогатили теоретическую часть исследо-вания. Как, например, антропологическая педагогика, история педагогиче-ской науки, теория и методика воспитательной работы, а также общая педа-гогика и психология.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1.Классный час должен быть направлен на усвоение учащимися ценно-стей, норм отношения и моделей поведения, принятых в обществе, т.е. на формирование социально типичного в личности ребенка.

2.Содержание классного часа — это социально одобренный опыт по-строения деятельности, общения и отношений. Это регулируется норматив-ными и программными документами. Субъектом определения темы и со-держания учебного часа является учитель, и лишь в редких случаях субъек-тивную роль выполняют члены студенческого самоуправления.

Основным и зачастую единственным организатором совместной дея-тельности и общения является классный руководитель. Взаимодействие участников класса основано на монологе, фронтальной и групповой формах работы, субъектно-объектных отношениях между учителем и другими чле-нами классного сообщества. Совместная деятельность обычно строго регла-ментирована и осуществляется в строгом соответствии с планом работы в классе, разработанным учителем.

3.При анализе и оценке эффективности аудиторного часа внимание уделяется объему, новизне и духовной ценности, передаваемой детям ин-формации, культуре и оригинальности ее подачи, качеству ее усвоения уча-щимися.

Классный час способствует решению следующих педагогических задач:

1. обогащение учащихся знаниями о природе человека, обществе, культуре, технике и т.д.;

2. усвоение учащимися умений и навыков познавательной и практи-ческой деятельности;

3. формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности студента;

4. содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскры-тию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способно-стей;

5. формирование и развитие классного коллектива.

4. В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизнен-ного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и ак-тивность их участия в классном часе.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

5.Цель проекта состояла в том, чтобы ознакомить воспитанников с по-нятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, формиро-вать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чув-ство уважения друг к другу, к обычаям, традициям, культуре разных наро-дов, воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимания. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Классному руководителю в целом удалось достичь поставленной цели по вовлечению учащихся в разбор ситуаций.

Для данного возраста детей образовательная ценность проделанной работы очень высока. Беседа прошла на высоком эмоциональном уровне.

В ходе беседы с ребятами наладился диалог, обсуждение прошло в дружеской атмосфере.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения классного часа как формы воспитательной работы

1.1 Сущность понятия «классный час»

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Она включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы виктори-ны, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н.Е. Щуркова и Н.С. Финданцевич, классный час выпол-няет следующие воспитательные функции: образовательную, ориентируя и направляющую [11].

Образовательная функция заключается в том, что классный час расши-ряет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физики, ма-тематики, литературоведения и других наук.

Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в селе, городе, стране, мире, то есть объектом рассмотрения может стать любое яв-ление социальной жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в вы-работке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если образо-вательная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку.

Названные функции неразрывно связаны между собой. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественность и женственность» и т. Д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод раз-говора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их дея-тельность. Эта функция выступает как реальное влияние на практическую сторону

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы