Курсовая с практикой на тему Классные часы как средство формирования интереса младших школьников к изучению курса «Светская этика»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1 Интерес: признаки, структура, характеристики. 5
1.2 Основные условия формирования интереса у младших школьников. 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К
ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». 18
2.1 Способы и методы формирования интереса у младших школьников. 18
2.2 Рекомендации по формированию интереса у младших школьников. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 28
Введение:
В работе педагога
общеобразовательной школы всегда самой
главной проблемой является вовлечение учащегося в образовательный процесс таким
образом, чтобы ученик не просто поглощал получаемую на уроке информацию, но мог
проанализировать и использовать ее в будущем исходя не только из
академического, но и практического и познавательного интересов.
Когда речь заходит о школьниках младшего
возраста вопрос о повышения заинтересованности
учащихся к предмету является ведущим для учителя, потому как именно личная заинтересованность обучающегося позволит ему пройти весь
процесс обучения максимально продуктивно. Именно в начальной школе вопрос о заинтересованности
учащегося является основным и периодически должен вновь подниматься в процессе
обучения.
Актуальность
данного исследования выражается в том факте, что с каждым годом заинтересованность обучающихся в процессе обучение все
больше падает. И если обучающиеся теряют интерес
к изучению основных дисциплин школьного
образования, то и нечего говорить о предметах второстепенного плана. Однако
дисциплины несвязанные с точными науками так же должны быть в приоритете потому
как именно на них формируется
мировоззрение ученика. Одним из продуктивных методом повышения интереса учащегося к какому-либо предмету является
именно классный час, потому как используя неформальную обстановку
учитель способен говорить с учениками не на языке академических инструментов,
как он это делает на уроках, а на языке более доступном и доверительном.
Проблема данного исследования
выражена в следующем вопросе: какие методы и приемы по повышению уровня
познавательного интереса у младших школьников
можно использовать применительно к классным
часам, посвященным светской этике?
Объектом
данного исследования является интерес младших школьников
в образовательном процессе.
Предметом
данного исследования являются методы формирования интереса младших школьников
к изучению курса «Светская этика»
Целью
данного исследования является создание рекомендаций по повышению уровня заинтересованности у младших
школьников в изучении курса «Светская этика».
Для достижения цели исследования
были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать значение понятия интерес, его признаки, структуру и характеристики;
2. Сформулировать основные условия формирования интереса
у младших школьников;
3. Описать основные способы и методы формирования интереса у младших школьников;
4. Составить рекомендации по формированию интереса у младших школьников.
Теоритическими
методами исследования выступают изучение и
анализ литературы; классификация, синтез,
сравнительный анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В процессе написания данной работы
были выполнены поставленные в нем задачи. Итогом этих задач стали выводы,
которые будут приведены далее.
1. В процессе изучения
научной литературы по указанной теме было выявлено что под интересом чаще все понимают повышенное и возбужденное
внимание к чему-либо. Некоторые исследователи в области педагогики отмечают,
что для него обходима ориентация на познавательный или практико-полезный
процесс. Интерес всегда находится где-то между мотивом
и потребностью. Для него определяют два уровня: ближайший и коренной. Для
познавательного интереса характеры высокий,
средний и низкий уровни.
2. К основным условиям формирования интереса у младших школьников можно отнести следующие факторы: возраст
и личностные особенности обучающегося, образовательная среда, личность педагога,
особенность преподаваемого материала, внешние обстоятельства.
3. В качестве наиболее
эффективных и распространенных методов и приемов повышения познавательно интереса у младших школьников можно выделить следующие: игровой, проектной
деятельности, личностно-развивающей ситуации.
4. По итогу работы
автором данного исследования были сформулированы ряд рекомендаций по повышению познавательного интереса у младших школьников: поддерживать в учениках инициативу к
действию и познанию, у учеников всегда должно быть право выбора, каким именно
способом решить задачу и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Интерес: признаки, структура,
характеристики Данной проблемой занимались Щукина Г. И.,
Манукян С. П., Люблинская А. А., Морозова Н. Г., Ковалев В. И.,
Рубинштейн С. Л., Платонов К. К., Ильин Е. П., Д. К. Гилев,
Бондаревский В. Б., Реан А. А., Коломинский Я. Л., Максимова В. Н.,
Петровский А. В. и др.
Интересом,
если обратится к толковому словарю Ушакова, называют повышенное, возбужденное
внимание к чему-либо что является полезным, важным или же считается таковым.
Однако важно понимать каким образом вызывается и проявляется интерес.
Интерес,
будучи фактически одной из человеческих эмоций довольно сложно отследить
внешне, так как выражение лица в случае заинтересованности
заметно не меняется. Однако определенные внешние проявления интереса в теле человека все-таки присутствуют.
Например, едва заметное приподнимание бровей, или расширение века. Еще к
проявлениям интереса можно отнести наклон головы
к плечу. Человек, испытывающий интерес, в общем
и целом выглядит, так как будто прислушивается. Вычленяет нужную ему информацию. Для человека,
испытывающего интерес так же характерно
оживление и легкое возбуждение, которые и связывают интерес
с познавательной и активной деятельностью [25].
Интерес
имеет несколько направлений:
1. Аксиологическое направление [2]. Исходит от
этимологии понятия «интерес». Характеризуется
такими установками как: «Мне это надо», «Я заинтересован
в этом». Аксеологическое направление интереса
полностью соответствует его лексическому значению.
По мнению Щукиной Г. И, интерес имеет бескорыстный характер [25], однако
мнение Манукяна С. П ей противоречит. Манукян С. П считает, что в
педагогической науке интерес должен
употребляется в значении «выгоды» и «пользы» [12]. По его
мнению, в педагогической литературе мы можем встретить лишь упоминание
познавательного интереса, то есть интереса, направленного на поглощение интересующей информации или знаний, минуя тот интерес,
который сопряжен с пользой для учащихся. Манукян С. П считает, что данное
рассмотрение «интереса» как мотиватора к учебной
деятельности стоит пересмотреть, потому как сейчас широко распространена идея о
личной заинтересованности сопряженной с
общественными интересами [12]. Подобная
трактовка отсылает к ценностным ориентациям.
2. Аттитюдное направление [2]. Интерес в данном случае рассматривается как отношение.
Люблинская А. А считает, что интерес — это
познавательное отношение человека, к окружающему миру основанное на
ориентировочно-исследовательском рефлексе [10]. Морозова Н. Г
считает, что интересом можно считать эмоционально-познавательное
отношение между субъектом и объектом [14]. С ней
соглашается Ковалев В. И, который отмечает что интерес
— это положительное асоциальное отношение [9]. Щукина Г. И
так же характеризует интерес как особое
избирательное отношение к окружающему миру [25].
3. Векторное направление [2]. Мнения
авторов по данному направлению разнятся.
Одна группа авторов говорит о
направленности как о качестве личности. Например, Рубинштейн С. Л, у
которого интерес — это специфическая
направленность личности [20], или Платонов К. К.
в словаре которого под интересом подразумевается
одна из форм
направленности личности [17]. Бондаревский
В. Б уточняет, что интерес этот
специфическая познавательная направленность личности [3].
Вторая группа ученых характеризует
интерес как направленность, зависящую от
психических процессов личности. Щукина Г. И. говорит об избирательной
направленности психических процессов на объекты и явления окружающего мира интересе как направленности, но уже в связи с
психическими процессами [25]. Маркова А. К
Орлов А. Б, Л. М. Фридман и Матис Т. А. отмечают, что это
направленность активности [24], а Зеер
Э. Ф. говорит о положительно эмоционально окрашенной направленности
внимания на явления, предметы и область деятельности [4].
Для определения сути понятия интерес нужно использовать понятия «потребность» и
«мотив», потому как в педагогической и психологической литературе многие авторы
характеризуют интерес как потребность или мотив.
Иногда данные термины объединяются. Например, у Симонова, который называет интерес развернутой в социальную реальность
потребность, которая реализует субъект в форме мотива [21].
У Реана А. А. и Коломинского
Я. Л. интерес выступает в качестве мотива,
который является внутренним побуждением личности к активности. Побуждение же
рождается из желания удовлетворить потребность [19].
Имеются так же более конкретные
определения: «интерес-это форма проявления
познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности» [17].
Познавательный интерес в принципе, как уже было замечено выше,
вызывает большой интерес у исследователей.
Щукина Г. И. отмечет, что познавательный
интерес происходит из глобальной потребности
человека в познании [25]. Как
психологический феномен интерес был
проанализирован Ильиным Е. П. Исследователь вывел, что различные
определения интереса имеют два общих признака: в
интересе содержится потребность и сам по себе интерес является положительным переживанием этой
потребности [7]. Однако в то
же время Ильин говорит о неправильности отождествления интереса
с потребностью. Тем не менее, указать в чем отличия между этими двумя понятиями
он затрудняется как и большинство исследователей, однако указывает на
интуитивное понимание разницы [7]. Рубинштейн С. Л.
отмечает, что потребность подразумевает обладание предметом, а интерес лишь ознакомление. Отталкиваясь от данного
тезиса, Рубенштейн С. Л. характеризует интерес
как специфический мотив познавательной деятельности, включающий в себя
эмоциональную привлекательность и осознанную значимость [20].
Иногда интерес
трактуют как потребность, указывая развитие интереса
в динамике. Зинченко В. П. и Мещерякова Б. Г. в словаре
отмечают, что интерес возникает на основе
влечения и перерастает в четкую потребность [18].
По Максимовой В. Н. интерес это мотив познавательной деятельности, из
которого вырастает познавательная потребность, из которой позже формируется познавательный интерес как побуждение к действию [11].
Отождествление интереса с мотивом нередко встречается в научной
литературе. В словаре Зинченко В. П. и Мещеряковой Б. Г. интерес — это мотивационное состояние [18]. У
Петровского А. В. интерес — это мотив,
который постоянно побуждает к познанию [15]. Гилев
Д. К. пишет, что самым сильным мотивом является тот в фундаменте, которого
содержится познавательный интерес [4]. Мотив как
познавательный интерес учебной [13] деятельности
так же указывается у Матюхиной М. В. и Щукиной Г. И. Однако у
Морозовой Н. Г интерес не является
разновидностью мотива [14].
Таким образом, нельзя точно
сказать, что интерес является по своей сути
синонимом с мотива или потребности, однако он тем не менее связан с обоими
понятиями либо как промежуточное звено, либо как изначальное проявление
желания.
Говоря о классификации
интереса, стоит объединить его виды по
определенным типам:
1. Интересы по носителю: личные; индивидуальные
интересы: социальные; групповые; общественные интересы.
2. По
сферам общества: экономические; социальные; политические; духовные.
3. По
степени общности: частные; групповые.
4. По длительности: долговременные; кратковременные.
5. По форме сознания: мировоззренческие; политические; нравственные;
эстетические.
6. В зависимости от вида деятельности: профессиональные;
общественно-политические; учебно-познавательные.
7. В зависимости от степени устойчивости: слабоустойчивые;
среднеустойчивые; сильноустойчивые.
8. По
адекватности отражения: мнимые; действительные; осознанные; неосознанные [4].
Пожалуй, самым главным критерием в
различении интересов является их осознанность
или неосознанность. К этой особенности интересов
обращается практически каждый исследователь.
Осознанностью выступает
содержательная часть, а не внешняя сторона или отношение к интересу. Отсутствие осознанности предполагает
отсутствие интереса, вследствие чего не может
возникнуть действие.
Под осознанностью интереса часто понимают объективное положение ситуации,
которое отражается в сознании. Однако интерес — это
не любая объективная реальность и не любое отражение. Войти в структуру интереса они могут лишь, имея правильное содержание.
Осознание выступает как
избирательное, субъективное отношение. В сознании индивида обстановка является
уже иной, отличной от объективных обстоятельств. Частью интереса обстоятельства становится лишь в фрагментарной,
субъективно перестроенном виде. Поэтому под осознанностью или неосознанности
понимают наличие субъективной оценки на объективную реальность.
Далее мы обратимся к проблеме
взаимодействия и сочетания интересов. Для этого
обратимся к двум подходам взаимодействия интересов,
изложенных в научной литературе.
Первый подход рассматривает
динамику и иерархию интересов, имеющих общий
субъект, что позволяет определить конкретную направленность действий, а также
их причины [4].
Второй
подход рассматривает различные интересы, относящиеся к разным субъектам. Порой мало
информации о том, кому принадлежит интерес
[4]. Необходимо понимать содержание интересов
различных субъектов для понимания общественных интересов, а также для продуктивного выстраивания
социальных взаимодействий.
Однако, не смотря на наличие
нескольких подходов к определению интереса,
исследователи чаще всего сходятся во мнении при выделении его параметров и
характеристик.
В
качестве первого характерного признака выделяют его положительный эмоциональный
окрас по отношению к объекту заинтересованности.
Следующим
признаком можно считать желание субъекта в самостоятельном познании и поиску информации по объекту интереса.
Так
же для интереса характерна мыслительная активность. В
учебном процессе это часто выражается в форме вопросов учащихся или же деятельности, не вызванной требованиями
учителя.
Таким образом, можно сказать, что интерес представляет собой совокупность эмоциональных,
волевых и интеллектуальных качеств личности.
У интереса
существуют два уровня:
1.
Ближайший, проявляется, как правило, под
воздействием внешних обстоятельств в конкретный момент;
2.
Коренной, ориентирован на будущие события, как правило, исходит из
представлений субъекта о связи настоящего с будущим [25];
В
познавательном интересе так же можно выделить следующие уровни,
характеризующие степень вовлеченности субъекта:
1.
Высокий интерес:
1.1. Высокий уровень самостоятельности в познавательной
активности;
1.2. Стремление разобраться в трудных вопросах. Интерес
к сущности явлений, процессов и их взаимосвязях;
1.3 Интенсивность процесса самостоятельной деятельности;
1.4. Стремление к преодолению затруднений;
1.5. Корреляция интереса.
2.
Средний интерес:
2.1. Познавательная активность нуждается в побуждении;
2.2. Интерес к накоплению информации;
2.3. Процесс самостоятельной деятельности зависит от внешних
факторов и ситуаций;
2.4. Важное влияние помощи на процесс;
2.5. Эпизодическая занятость.
3.
Низкий интерес:
3.1. Познавательная инертность;
3.2. Эпизодический интерес к определенным фактам, явлениям и т. д.;
3.3. Мнимая самостоятельность;
3.4. Бездействие в затруднительных ситуациях;
3.5. Отсутствует склонность к какому-либо роду деятельности.
Интерес так же является важным инструментом по
организации какой-либо деятельности, в том числе и учебно-образовательной.
Однако субъект как правило должен видеть ситуации управляемой и лишь тогда
появляется возможность самостоятельно выстраивать цели и задачи для последующей
их реализации. При сохранении данных условий субъект будет действовать из
собственных интересов. Однако для успешного использования интереса
субъекта, а также его формирования, необходимо учитывать, как
личностные, так и возрастные особенности субъекта.