Курсовая с практикой на тему Классификация субъектов и участников уголовного процесса.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Сущность и классификация субъектов и
участников уголовного процесса 5
1.1. Понятие и сущность субъектов и участников
уголовного процесса. 5
1.2. Виды субъектов и участников уголовного
процесса. 8
Глава 2. Государственные органы и должностные лица
как субъекты и участники уголовного процесса. 11
2.1. Суд как субъект и участник уголовного
процесса. 11
2.2. Правовое положение и уголовно-процессуальный
статус следователя. 15
2.3. Прокурор как субъект и участник уголовного
процесса. 20
Глава 3. Частные лица как субъекты и участники
уголовного процесса. 25
3.1. Права и обязанности защитника. 25
3.2. Специалист и эксперт субъекты и участники
уголовного процесса. 30
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 37
Приложения. 40
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что рассматривая участников уголовного
процесса, законодатель раскрывает по каждому из них особую роль в осуществлении
судопроизводства, показывает особо значение в достижении целей и задач
правосудия. Вместе с тем, очевидно, что каждый из них выполняет собственную
роль при производстве по уголовному делу, и в этом смысле проявляет себя
достаточно специфично и неповторимо. С другой стороны, являясь участниками
судопроизводства все лица, представленные в соответствующем разделе УПК РФ,
должны обладать общими чертами, характеризующими их как субъектов уголовного
процесса.
Тем не менее, еще
возникают вопросы относительно отдельных моментов в организации и деятельности
отдельных участников, которые требуют своего разрешения. Это такие вопросы, как
определение перечня органов расследования, формы участия прокурора в уголовном
преследовании, свобода суда в доказывании по уголовному делу и т.д.
Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе
реализации полномочий субъектов и участников уголовного процесса.
Предметом исследования в
курсовой работе является законодательство, регулирующее статус субъектов и
участников уголовного процесса.
Цель курсовой работы
состоит в изучении особенностей субъектов и участников уголовного процесса.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность субъектов и
участников уголовного процесса;
— рассмотреть виды субъектов и участников
уголовного процесса;
— изучить суд как субъекта и участника
уголовного процесса;
— проанализировать правовое положение и
уголовно-процессуальный статус следователя;
— охарактеризовать прокурора как субъекта и
участника уголовного процесса;
— провести анализ прав и обязанностей защитника;
— рассмотреть специалиста и эксперта как
субъектов и участников уголовного процесса.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам статуса субъектов и участников уголовного процесса. Автором изучены учебная литература,
монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей,
которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
При
исследовании субъектов
и участников уголовного процесса
использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция,
аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный,
функциональный, сравнительный) методов познания.
Нормативную
базу курсовой работы составили
Конституция РФ[1], УПК РФ[2], УК РФ[3], федеральные законы РФ.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные
положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении субъектов и участников уголовного
процесса.
Курсовая
работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных
источников. [1] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс». [2] Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // Российская газета. – 2001. — № 249. [3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13
июня 1996 г.
№ 63-Ф3 (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. —
Ст. 2954.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Чтобы стать
участником уголовного процесса, необходимо быть субъектом права. При этом
следует помнить, что один и тот же субъект может иметь права и обязанности
нескольких участников процесса.
И все
же, придерживаясь мнения процессуалистов, считающих, что понятие субъекта шире,
чем участника уголовного судопроизводства, хотелось бы остановиться на
некоторых проблемных вопросах.
Так,
нередко по уголовным делам вред причиняется малолетним лицам, соответственно, в
качестве представителей потерпевших будут признаны их родители, близкие
родственники, которые, вступая в уголовный процесс, будут наделены всеми
правами и обязанностями, предусмотренными статьями 42, 55 УПК РФ.
Кроме
того, в суды направляются уголовные дела, по которым в ходе предварительного
расследования выносится постановление о применении принудительных мер
медицинского характера в отношении конкретных лиц. При таких обстоятельствах,
думается, участниками процесса следует считать тех лиц, которые обладают
возможностью для осуществления своих прав и обязанностей, которым должны
обеспечиваться их права и обязанности вне зависимости от пола, возраста,
психических и физических особенностей и недостатков.
2.
Следует разграничивать понятия «участник уголовного процесса» и «субъект
уголовно-процессуальной деятельности». Все участники уголовного процесса
являются субъектами уголовно-процессуальной деятельности, но не все субъекты
уголовно-процессуальной деятельности являются участниками уголовного процесса.
В
разделе втором УПК должен быть определён процессуальный статус (понятие, права
и обязанности) только лишь участников уголовного процесса. Что же касается иных
субъектов уголовно-процессуальной деятельности, то их права и обязанности могут
быть закреплены в особенной части уголовно-процессуального кодекса.
В
разделе втором УПК следовало бы оставить три главы. Первую из них назвать, как
и сейчас «Суд»; вторую — «Государственные органы и должностные лица,
ответственные за производство по делу»; третью — «Лица, отстаивающие в
уголовном процессе свои, или представляемые права и интересы».
3. Исследовав суд
(судью), как участника уголовного процесса, можно утверждать о том, что он
играет неотъемлемую часть в уголовном процессе, который рассматривает уголовные
дела по существу, а также и выносит решения, предусмотренные УПК РФ.
Первоначально,
задачей любого суда является защита прав человека. Также важно сказать, что
любой гражданин имеет право на защиту своих личных прав. В задачи суда не
входит розыск преступников, также суд не исполняет наказание. Суд решает споры
между сторонами и на основе закона и решает кто из сторон прав.
4. В силу возложенных на
следователя действующим УПК РФ полномочий он является участником уголовного
судопроизводства, на котором среди прочих лежит функция уголовного
преследования (обвинения), но реализовываться она должна в условиях абсолютного
соблюдения действующего законодательства. В противном случае утрачивается
процессуальная роль следователя и не достигается назначение уголовного
судопроизводства, установленное ст. 6 УПК РФ.
Предлагается внести в УПК РФ соответствующие изменения, в
частности выделить следователя и иных участников, ведущих предварительное
расследование, в отдельную главу, которая будет называться: «Участники
уголовного судопроизводства, осуществляющие предварительное расследование».
5. Обозначенные в курсовой работе проблемы действительно
являются принципиальными для выстраивания должной системы регулирования статуса
прокурора. Остается надеяться на то, что законодатель наконец обратит свое
внимание на наличие существенных противоречий в правовой регламентации
правомочий прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и
обеспечит гармоничное нормативное регулирование его процессуального положения,
соответствующее тем важным функциям, которые реализует прокурор на стадии
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
6. Общие. положения
процессуального статус защитника в уголовном процессе включают в себя, набор
прав, обязанностей том числе и ответственность, согласно нормы ч. 2
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность и классификация субъектов и участников уголовного
процесса
1.1. Понятие и сущность субъектов и участников уголовного процесса Согласно
п. 58 ст. 5 УПК РФ «участники уголовного судопроизводства — лица, принимающие
участие в уголовном процессе».
Несмотря
на закрепление в п. 58 ст. 5 УПК РФ понятия участников уголовного
судопроизводства, в теории уголовного процесса указанное положение закона
трактуется неоднозначно.
Некоторые
ученые справедливо указывают, что положение п. 58 ст. 5 УПК РФ следует
трактовать широко, под участниками уголовного судопроизводства следует понимать
всех лиц, кто принимает участие в ходе досудебного и судебного производства по
уголовному делу.
В то же
время Е.Н. Арестова полагает необходимым исключить п. 58 ст. 5 УПК РФ, поскольку
он вызывает трудности в интерпретации и к тому же не востребован в практике
уголовного судопроизводства[1].
На наш
взгляд, мнения ученых, считающих, что к участникам уголовного судопроизводства
следует относить не только всех тех, кто перечислен в разделе 2 УПК РФ, являются
наиболее обоснованными, поскольку, обращаясь к отдельным положениям УПК РФ,
можно умозаключить, что права и обязанности этих лиц предусмотрены законом.
Например,
положение ст. 244.1 УПК РФ закрепляет обязанности помощника судьи, который
должен оказать помощь судье в подготовке и организации судебного
разбирательства, в подготовке проектов судебных решений, может вести протокол
судебного разбирательства, контролировать фиксирование хода судебного заседания
техническими средствами и др.
Согласно
ст. 245 УПК РФ секретарь судебного заседания ведет протокол судебного
заседания, в котором должен правильно и полно отразить действия и решения суда,
а также действия и пояснения всех участников уголовного судопроизводства.
Анализ
положений ст. 125 УПК РФ позволяет сделать вывод, что заявитель, подающий
жалобу в районный суд в связи с нарушением его конституционных прав или
ограничением доступа к правосудию действиями (бездействием) или решениями
должностных лиц, может принимать участие в судебном заседании, выступать с
репликой, давать пояснения по существу поданной жалобы и т.д.
Из положения, установленного ст. 425 УПК РФ, следует, что педагог или
психолог, принимающие участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого, могут задавать вопросы, знакомиться [1] Арестова E.H. О некоторых проблемах понятийного
аппарата УПК РФ // Рос. следователь. — 2015. — № 19. — С. 12-16.