Курсовая с практикой на тему Классификация психических состояний спортсменов и их диагностика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психические состояния и их классификация 5
1.1 Понятие психического состояния 5
1.2 Классификация психических состояний 8
1.3 Методы изучения психических состояний личности 11
Вывод по 1 главе 14
Глава 2. Вид спортивной деятельности, проблемы бокса. Выявление эмоционального состояния боксеров 15
2.1 Организация исследования психических состояний у боксеров 15
2.2 Результаты исследования агрессивности и тревожности у спортсменов 21
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по выявлению психических состояний спортсменов 27
Вывод по главе 2 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Понятие «психическое состояние» относится к наиболее значимым психологическим категориям, характеризующим личность, наряду с «психическими процессами» и «свойствами личности». Именно психическое состояние во многом обусловливает эффективность реализуемой индивидом деятельности, в том числе и той, которая протекает в состоянии стресса, в том числе и в ходе спортивных соревнований.
История спорта и общая практика соревнований свидетельствуют о том, что в условиях напряженных соревнований негативное психическое состояние может стать причиной неудачи даже у спортсменов, обладающих высокой квалификацией. Поэтому большое значение приобретает диагностика индивидуальных особенностей психического состояния отдельных спортсменов, которая должна проводиться не только в период соревнований, но и во время тренировочного процесса, что позволит своевременно внести в него необходимые коррективы и тем самым оптимизировать состояние спортсменов в период состязаний.
Таким образом, актуальность исследования диагностики психических состояний спортсменов обусловлена важностью его контроля при подготовке к соревнованиям для получения оптимальных результатов.
Вопросы психологической подготовки спортсменов рассматривались такими исследователями, как В.А. Ганзен, Г.Ш. Габдреева, С.В. Духновский, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров и другими.
В современной психологии спорта отмечается важность диагностики психического состояния спортсмена, с учетом специфики спортивной и соревновательной деятельности. При этом очень важным является комплексное использование этих диагностических методик.
Сказанное позволило выдвинуть следующую гипотезу: использование методов психодиагностики, характеризующих психическое состояние спортсмена, позволит более целенаправленно вносить необходимые коррективы в тренировочный и соревновательный процесс.
Гипотезы эмпирического исследования:
1) агрессивный статус и статус показателей тревожности юных спортсменов-боксеров ожидаем на допустимо приемлемом уровне;
2) могут быть получены логически объяснимые статистические связи между показателями тревожности агрессивности.
Цель курсовой работы заключается в исследовании классификации психических состояний спортсменов и их диагностики на примере боксёров.
Поставленная цель определила задачи курсовой работы:
– рассмотреть понятие «психическое состояние»;
– охарактеризовать подходы к классификации психических состояний;
– изучить методы исследования психических состояний личности;
– исследовать роль психических состояний в подготовке боксеров;
– провести диагностику эмоционального состояния у боксёров до и после тренировки.
Объект исследования – психические состояния спортсменов, их влияние на результаты тренировочной и спортивной деятельности, методы диагностики психических состояний.
Предмет исследования – психическое состояние боксеров в период тренировочного процесса.
Исследование проводилось на базе____________.
При написании курсовой работы были использованы как общетеоретические, так и специальные методы. Такие, как анализ специальной литературы, синтез и обобщение данных, метод тестирования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
История спорта и общая практика соревнований свидетельствуют о том, что в условиях напряженных соревнований негативное психическое состояние может стать причиной неудачи даже у спортсменов, обладающих высокой квалификацией, что определило актуальность темы курсовой работы.
В теоретической части курсовой работы на основе анализа научной литературы был сделан ряд вывод о сущности психических состояний, их классификации и метода диагностики.
Проблема изучения психических состояний имеет большое прикладное значение. Связано это с тем, что психические состояния являются важным показателем особенностей функционирования психики человека в конкретный момент времени и оказывают выраженное влияние на его поведение и результаты его деятельности.
Основными методами изучения и оценки психических состояний являются наблюдение, эксперимент, методы самоотчета, проективные методы и психофизиологические методы.
В соответствии с выдвинутой гипотезой в эмпирической части работы была проведена диагностика форм агрессивного поведения и ситуативная и личностная тревожность.
Проведена корреляция показателей респондентов всей выборки (по r-критерию Пирсона) внутри методики Басса-Дарки (в корреляционную матрицу не были включены показатели индексов — агрессивности и враждебности). Произведен расчет внутригрупповых средних для показателей по тесту Басса-Дарки респондентов обследованной выборки.
Выявлено, что агрессивный статус и статус показателей тревожности юных спортсменов-боксеров находится на допустимо приемлемом уровне: частные показатели агрессивности, индексы агрессивности и враждебности у большинства из них находятся преимущественно у большинства из них на среднем и низком уровнях; исключение составляет повышенная у 42% выборки подозрительность, которая может быть понята в нашем случае как «спортивная настороженность». В тоже время для четверти выборки характерна повышенная раздражительность, что требует отдельного выявления как ее причин (команда, тренерский состав, личность спортсменов, «привнесенные» переменные) и задает аспекты последующей работы.
Проверена корреляционная связанность между личностной и ситуативной тревожностью по тесту Спилбергера-Ханина на нашей выборке, показатели которой оказались прямо средне связаны между собой по r-критерию Пирсона.
Также были рассчитаны внутригрупповые средние и стандартные отклонения как для личностной, так и для ситуативной тревожности.
Сделан вывод о том, что в коррекционной практике следует обратить внимание на факты проявления негативизма, столь свойственного подростковому возрасту и юности, а также — раздражительности как, чаще всего, недостаточности волевого самоконтроля, и именно эти показатели агрессивности с легкостью влекут за собой другие негативные формы агрессии, но, впрочем, редко в обследованной выборке сочетаемые с физической агрессией
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психические состояния и их классификация
1.1 Понятие психического состояния
В психологии под психическим состоянием понимается системная характеристика психической деятельности, отражающая специфику протекания психических процессов индивида в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов [10]. Психические состояние — есть следствие работы психики, следовательно оно всегда будет детерминировано чем-либо. Е. Ильин дал определение термину состояние – «это реакция функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [8].
Автор подчеркнул особую органическую связь факторов формирующий состояние и собственно состояние. Психика человека достаточно сложна, поэтому очевидно, что существует множество факторов, детерминирующих возникновение состояния. Главным образом они делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с всевозможными характеристиками человека, а вторые обусловлены особенностями среды [8].
Для начала стоит сказать, что к внутренним факторам относят устойчивые характеристики личности и то, в каком состоянии находится организм. Внешние факторы могут быть сгруппированы к условиям жизнедеятельности, особенностям труда и прочим обстоятельствам. Мы так воспринимаем реальность, что субъективные вещи для нас не менее важны чем объективные. За счет этого происходит связь между психическими состояниями и свойствами личности [19]. Так же, можно предположить, что внешние факторы могут влиять не напрямую, а косвенно, опосредованно, преломляясь не через восприятие, а через особенности личности.
Р.С. Немов, анализируя психофизиологические особенности и свойства нервной системы, предположил, что эти особенности могут влиять роль в ситуации, когда один и тот же фактор может вызывать разные, иногда противоположные состояния. Состояния отличаются тем, что в них интегрирована актуальная экспрессия свойств человеческой личности. Важно упомянуть, что как состояния вызывают определенные изменения черт личности, так и в обратном порядке, связь тоже существует, причем для устойчивых состояний она сильнее. Существует даже трактовка свойств личности как готовности проявить определенные состояния [12].
Однако еще А.Ц. Пуни выдвигал тезис, что психические состояния, это продукт работы целой личности, а не какой-то отдельной части свойства или процесса. Но логично предположить, что актуальные, ситуативные факторы будут определять актуальное состояние, а фоновое или доминирующее будет больше зависеть от особенностей личности. Существует так же такое понятие как исходный фон – он тоже будет определять качество состояний, равно как и актуальный фактор и свойство личности. Например, из практики спорта известно, что различия в показаниях предстартовых сдвигов у участников имеют большие индивидуальные различия. Особое внимание хочется уделить внешним факторам для спортсменов, что будут особенно сильно влиять на их состояния. При этом нельзя отрицать, что эмоциональная реакция спортсмена детерминирована объективными условиями [5].
В целом психическое состояние может быть вызвано внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся: неблагоприятные условия труда, повышенный агрессивный фон соперничества, физические и эмоциональные перегрузки, слишком тесное взаимодействие с социумом, или часто нарушение личных границ, физические травмы и боли, в том числе психосоматические, невозможность или трудность удовлетворение потребностей. Ко внутренним факторам можно отнести следующие: завышенные требования и ожидания от своей деятельности, внешнего вида и поведения, фоновые и актуальные особенности эмоциональной сферы человека, уровень развития и состояние волевой сферы. Для некоторых людей характерно прогнозирование и просчитывание всевозможных неблагоприятных ситуаций и составление неудовлетворительных прогнозов, поэтому к причинам предстартового напряжения можно отнести и прогнозирование неблагоприятных ситуаций, а не влияние непосредственно внешних факторов.
Исследователи разделили спортсменов на два типа – с низким и высоким самоконтролем. [17] У людей хорошо себя контролирующих под влиянием высокого напряжения не снижается качество и количество результатов. А для спортсменов с низким уровнем самоконтроля высокое напряжение порождается стремление прекратить подготовки и тренировки, уйти от ситуации напряжения и вероятно впасть в ситуации апатии.
Успешность спортсменов определяется способностью нейтрализовать любые «сбивающие» последствия действия эмоциогенных факторов и одновременно выполнять, например, соревновательную нагрузку. Квалифицированные спортсмены более эффективно распределяют ресурсы внимания во время выступления в условиях повышенной тревожности [21], отличаются психологической устойчивостью, выраженной в уверенности, целеустремленности и мотивации [22].
Однако данный аспект психического состояния в плане психологической обусловленности исследован недостаточно. Еще меньше данных, касающихся факторов такого психического состояния, как активность. Существуют лишь сведения о том, что активация психических состояний детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, а также оптимистическим отношением к жизни, верой человека в свои возможности. Очевидно, что настроение существенно зависит от: интероцептивных ощущений, индивидуальных характерологических особенностей человека, его отношения к происходящему, трудностям, окружающей его действительности, самому себе [5].