Курсовая с практикой Экономические науки Государственный аудит

Курсовая с практикой на тему Классификация и систематизация стандартов государственного финансового контроля

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты планирования деятельности
органа государственного финансового контроля. 5

1.1. Теоретические основы государственного финансового
контроля. 5

1.2 Систематизация стандартов государственного финансового
контроля  9

1.3 Нормативная правовая база планирования деятельности
органа государственного (муниципального) финансового контроля. 12

Глава 2. Анализ практики планирования государственного
финансового контроля в Российской Федерации. 15

2.1. Обобщённая характеристика качественного уровня
контрольных мероприятий. 15

2.2. Исследование контрольно-надзорной деятельности
органов государственного финансового контроля. 17

2.3. Анализ проблем государственного финансового контроля. 21

Глава 3. Направления совершенствования государственного
финансового контроля  24

3.1. Пути решения проблем организации и проведения
государственного финансового контроля. 24

3.2. Аудит эффективности и его проведение в современных
условиях. 27

Заключение. 30

Список
использованной литературы   32
  

Введение:

 

Актуальность темы исследования основана на том, что в
современной действительности российской экономики, когда экспертное сообщество
и государственные чиновники активно ищут подходы к созданию модели
экономического роста, проблема развития институтов защиты имущества становится
все более важной. Для оценки безопасности имущества в экономической среде было
создано независимое учреждение — институт аудита. На сегодняшний день в
экономической литературе нет единой точки зрения на определение аудита, такое
расхождение вызывает проблемы при оценке его качества и методов исполнения.
Это, в свою очередь, стало серьезным препятствием для создания концепции
эффективной системы финансового контроля, которая обеспечивает реализацию
национальных интересов в Российской Федерации.

Разработан проект Концепции развития надзорной
деятельности в России. В сегодняшней форме — это выражение того, что находится
под российским контролем, и намеченные пути эволюционного развития того, что
уже существует. Недостаточно предложений для преобразований корневого элемента
управления.

От эффективности государственного финансового
контроля во многом зависит благосостояние народа, ради чего одна из важнейших
функций государственного управления должна быть направлена на выявление
отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности
управления финансовыми ресурсами и государственной собственностью, а также на
своевременное принятие необходимых соответствующих корректировок и мер.

Целью работы же является изучение особенностей классификации
и систематизации стандартов государственного финансового контроля.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы государственного
финансового контроля;

— определить систематизацию
стандартов государственного финансового контроля
;

— привести нормативная правовая база планирования
деятельности органа государственного (муниципального) финансового контроля;

— привести обобщённую характеристику качественного
уровня контрольных мероприятий;

— провести исследование контрольно-надзорной
деятельности органов государственного финансового контроля;

— провести анализ проблем государственного
финансового контроля;

— разработать пути решения проблем организации и
проведения государственного финансового контроля;

— провести аудит эффективности и его проведение в
современных условиях.

Объектом исследования является Казначейство как орган
государственного финансового контроля.

Предметом исследования явилась
система стандартов финансового контроля.

Теоретической и методологической основой
исследования явились (материалы практических конференций, материалы по
повышению квалификации экономической безопасности на предприятии, учебных
пособий отечественных ученых, практических исследований, анализа регламентов по
осуществлению процессов обеспечения безопасности).

В качестве основных
методов исследования в курсовой работе использовались методы измерения и
сравнения, анализа и синтеза, структурный и функциональный анализ. Кроме этого
нашел применение и системный подход.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Для России вопрос преодоления кризиса и дальнейшее развитие экономики
является первоочередным. И этот вопрос связан с большим количеством факторов:
преодоление последствий падения цен на нефть, стабилизация геополитической
ситуации, стабилизация курса рубля, развитие внешнеэкономических связей – все
это возможно при гармоничном развитии всей мировой финансовой системы.

Необходимо уделять развитию государственного финансового контроля большое
значение, т.к. его развитие комплексно ведет к обеспечению устойчивости
национальной финансовой системы. Необходим именно комплексный подход, т.к. на
данный момент преобладает фрагментарный подход, реализация которого не ведет к
финансовой устойчивости в полной мере.

Одной из главных проблем в государственном финансовом контроле была оценка
его эффективности. Не было точной инструкции как соотносить достигнутый
конкретный результат или возмещенный ущерб с затратами на его проведение.
Сейчас эта проблема частично устранена, но до сих пор Бюджетный кодекс РФ не
дает точного ответа, что необходимо включать в оценку эффективности.

На данный момент существует объективная необходимость в принятии
Федерального закона «Об основах
государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации». В
рамках данного закона одним из спорных вопросов является организация
деятельности органов и оценка их эффективности. При обсуждении проекта
Федерального закона предлагается разграничить сферы применения контрольной и
надзорной деятельности, утвердить структуру и полномочия органов на всех
уровнях власти, включая муниципальный уровень, а также рассматривается
возможность перехода на риск-ориентированную модель реализации контрольных
функций. Совершенствование также будет связано с унификацией регламентов и стандартов.

Проблема отсутствия единой законодательной базы можно решить, приняв
Федеральный закон «Об основах
государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации».
Однако, все вопросы и проблемы в рамках регулирования данного закона очень
серьезны и касаются государства в целом. Поэтому подход к принятию Федерального
закона должен быть тщательный и выверенный.

Экономическая безопасность государства всегда стоит на первоочередном
месте. На данный момент обеспечение безопасности является актуальным
направлением главным образом в связи со сложной и нестабильной геополитической
ситуацией, введением санкций и закрытием доступа к мировому финансовому рынку.
По причине этих факторов России как никогда нужно заниматься эффективной реализацией
государственного финансового контроля и целесообразно использовать бюджетные
средства для выхода из кризиса и становления на траекторию дальнейшего
развития. Формирование условий для обеспечения национальной безопасности
государства в области экономики станет основой для стабильного, устойчивого и
эффективного развития России.

Эффективность
финансового контроля зависит от его результативности, действенности и
экономичности. В законодательстве РФ отсутствуют критерии оценки. В
практической деятельности используются формулы, но они не отражают реального
результата. Поэтому, сложно назвать действующую систему государственного
финансового контроля эффективной. В целях решения проблем, первоочередные
факторы, которые необходимо устранить это, несомненно, коррупция, хищение
государственных средств, а также воплотить в жизнь демократические принципы
управления общественной собственностью.
 

Фрагмент текста работы:

 

Организация контроля за общественными финансами всегда играла и играет
значительную роль в системе государственного регулирования. В современной
экономической литературе нет единого мнения относительно базовых принципов
организации финансового контроля государством, толкование главных терминов и
понятий, большинство вопросов остаются дискуссионными. Единственной и
неоспоримым аксиомой является то, что неотъемлемым элементом демократического и
правового государства является действенный финансовый контроль.

Финансовый контроль по своей сути представляет собой проверку законности,
целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе
задач финансовой политики, направляемой на предупреждение правонарушений,
предотвращения принятия необоснованных управленческих решений.

Государственный финансовый контроль представляет собой комплексную систему
экономическо-правовых действий и операций по проверке финансовой деятельности
субъектов уполномоченными органами власти. Главная цель финансового контроля
состоит в максимизации поступлений денежных средств в казну, а также
недопущение нецелевого расходования финансовых ресурсов.

Государственный
финансовый контроль является воплощением контрольной функции финансов. Именно
посредством финансового контроля осуществляется контроль формирования и
эффективного использования фондов денежных средств в соответствии с их целевым
предназначением[1].

Государственный
финансовый контроль обеспечивает финансовую безопасность страны.

Финансовая безопасность – это защищенность его
активов и операций с ними от угроз нанесения ущерба. На сегодняшний день каждое
среднее и крупное предприятия, заинтересованно в создании и поддержание отдела
экономической безопасности своего предприятия. Благодаря которому, предприятие
не будет находиться в состоянии неопределенности, непредсказуемости при
изменение внутренних или внешних условий хозяйствования.[2]

Государственный финансовый контроль — это разновидность финансового
контроля, осуществляемого соответствующими государственными органами, который
заключается в установлении фактического состояния дел по соблюдению требований
действующего законодательства на подконтрольном объекте, направленный на
обеспечение законности, финансовой дисциплины и рациональности в ходе
формирования, распределения, владения, использования и отчуждения активов,
принадлежащих государству.

По отношению к объекту контроля государственный финансовый контроль
подразделяют на внутренний, применяется руководителями учреждений для
обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных
средств, о деятельности бюджетного учреждения и его подведомственных
учреждений, и внешний. Внутренний государственный финансовый контроль еще
представляют, как правительственный или ведомственный контроль, осуществляемый
Государственной финансовой инспекцией.

Внешний финансовый контроль рассматривается с точки зрения разновидности
финансового контроля, осуществляемого уполномоченными органами или
лицами-независимыми аудиторами, когда объект контроля не относится к сфере
управления субъекта контроля.

Важной частью системы управления, которая гарантирует
качество и обеспечивает эффективную реализацию государственной деятельности,
является контроль. Контроль как тип отношений — это отношение субъекта к
собственной деятельности или действиям других субъектов с точки зрения
соблюдения определенных правил. Контроль может быть государственным и
общественным и использоваться в различных структурах, в том числе
неправительственных.



[1] Белов, А.В. Финансы и кредит.
Структура рыночной экономики: Курс лекций / А.В. Белов. — М.: Форум, 2018. —
224 c.

[2] Зотов, В.Б. Система
муниципального управления: учебник для студентов вузов / В.Б. Зотов. — СПб.: Питер,
2017. — с. 108.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1 Сущность, функции, классификация, задачи, принципы государственного финансового контроля в обществе 4
1.2 Эволюция развития государственного финансового контроля 11
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 18
2.1 Формы и методы государственного финансового контроля 18
2.2 Организационные основы построения системы государственного финансового контроля 23
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 28
3.1 Государственный финансовый контроль как эффективный способ управления финансами 28
3.2 Методические подходы по оценке эффективности государственного финансового контроля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сегодня во всем мире контроль государственных финансов рассматривают в соответствии с его истинной ценности — выделение и подтверждение роли и значения государства в регулировании развития экономики и росте благосостояния общества. Становление института государственного финансового контроля в РФ, происходило одновременно с процессом формирования государства и формированием социально ориентированной рыночной экономики, недостаточность должного внимания к обеспечению эффективности системы государственного финансового контроля обусловила потребность в исследовании этой проблематики.
Рост объемов финансовых нарушений в РФ вызван не отсутствием институциональной структуры государственного финансового контроля, а слабостью его теоретико-методологической и методической базы, недостатками в организации контрольного процесса. В частности, использование устаревших форм государственного контроля не позволяет сегодня государству оперативно и эффективно влиять на процессы, происходящие в экономике, обеспечивать концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, что приводит к снижению эффективности контрольных функций государства.
От эффективности государственного финансового контроля во многом зависит благосостояние народа, ради чего одна из важнейших функций государственного управления должна быть направлена на выявление отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и государственной собственностью, а также на своевременное принятие необходимых соответствующих корректировок и мер.
Обзор теоретических и практических аспектов методологии и организации финансового контроля свидетельствует, что проблемы развития финансового контроля на макро- и микроуровне исследовали известные отечественные ученые в частности Щербенко Е.В., Минашкин С.А., Соболев Е.А и др.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование направлений развития системы государственного финансового контроля путем разработки теоретико-методологических и организационных основ формирования и функционирования целостной системы государственного финансового контроля в РФ и повышение эффективности деятельности контролирующих органов.
Для достижения этой цели в работе направлено решались следующие задачи:
— дать оценку современного состояния государственного финансового контроля в РФ и выявить проблемы, существующие в этой сфере;
— провести мониторинг состояния государственного финансового контроля;
— систематизировать опыт организации государственного контроля с целью его адаптации и целесообразного использования в отечественной практике;
— исследовать сущность и углубить теоретические основы построения единой формы государственного финансового контроля;
— углубить методологические и организационные основы взаимодействия элементов системы финансового контроля.
Объектом исследования является система государственного финансового контроля РФ.
Предметом исследования являются теоретико-методологические и организационно-практические основы формирования и развития государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики.
Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные и специальные методы познания явлений и процессов в системе государственного финансового контроля.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования разработаны новые теоретико-методологические подходы и обоснованы направления решения проблем формирования и реализации различных форм контроля в РФ и создание на этой основе эффективной целостной системы государственного финансового контроля с учетом современных рыночных преобразований и интеграционных процессов. Указанное позволило предложить ряд концептуально-теоретических, методологических, организационных, методических положений и научно-практических выводов, направленных на реализацию цели работы:
Систематизация исторического генезиса научной мысли относительно зарождения и развития государственного финансового контроля предоставила возможность выделить исторические вехи формирования финансового контроля по отдельным типам общественного производства и этапами экономического развития. В то же время, государственный финансовый контроль, как форма финансовых отношений в РФ, является достаточно молодым и окончательно не сформированным. В настоящее время направления данного вида контроля характеризуется чертами гармонизации и обобщения ведущего мирового опыта в сфере финансового контроля и применения его в РФ с учетом специфики нормативно-правового, информационного, кадрового и методологического обеспечения.
Аргументировано, что государственный финансовый контроль прошел несколько этапов развития и все еще находится на стадии совершенствования и трансформации с учетом достижений мировой практики. Указанная проблема требует специального исследования, а элементы приведенного исторического опыта могут быть использованы и на современном этапе развития государственности.
Отсутствие четкого определения сущности государственного финансового контроля, смешение понятий — причина того, что до сих пор в государстве не создано надлежащей нормативно-правовой и методологической базы государственного финансового контроля. Легитимность понятия «государственный финансовый контроль» и «государственный финансовый аудит» не подтверждено и в Бюджетном кодексе — основном законодательном акте, регулирующим все бюджетные правоотношения. Положения Бюджетного кодекса только определяют легитимность финансового контроля и не вносят никакой ясности в вопрос финансового пространства (внешнего и внутреннего) государственного контроля. Механизм и содержание осуществления этих видов контроля в Бюджетном кодексе к сожалению, не раскрыт.
Задача контроля качества выполнения бюджета в РФ требуют немедленного решения. Решить новые проблемы дальнейшего развития невозможно без их научного анализа, выработки соответствующих процедур и методов работы, перестройки системы координации контроля, просмотра кадровой политики, особенно с изменением законодательства, регламентирующего функции, полномочия, степень самостоятельности и другие аспекты деятельности органов исполнительной власти.
Проведен анализ сущности экономических понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль», который позволил обобщить представления о диалектике развития контрольной функции финансов на всех иерархических уровнях принятия решений, определить структурно-логические взаимосвязи между ними и осуществить их группировка по функциональной нагрузкой.
Установлено, что особое место в системе финансового контроля каждого развитого государства занимает высший орган контроля государственных финансов, который выделяется своим независимым статусом, широким спектром подконтрольных объектов, методами проверки и формой отчетности.
Обосновано, что еще одним элементом деятельности высшего органа контроля государственных финансов является то, что обязательным условием эффективного обеспечения действенного и оперативного контроля в большинстве стран является наличие территориальных подразделений, которые, в зависимости от формы государственного устройства страны, полностью или частично подчинены верховному счетном ведомству, однако в целом сохраняют самостоятельность в выполнении функций и сосредоточены на проверках использования средств местных бюджетов.
Обосновано, что предметом аудита эффективности есть большие социально-экономические программы, которые финансируются за счет государственных средств или их отдельные элементы, а также использования государственной собственности с длительным временным лагом и аудит эффективности не может классифицироваться как форма финансового контроля, поскольку его можно проводить как в процессе реализации временных форм финансового контроля (например, предыдущего и последующего), так и реализации расширенных его форм (например, внешнего контроля). Финансовый аудит, аудит эффективности и аудит бюджета — это не виды, а методы государственного финансового контроля, которые широко используются контролирующими органами законодательной (представительной) власти и исполнительной власти ведущих стран. Однако, в отечественной экономической литературе этот метод государственного финансового контроля не освещен.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность, функции, классификация, задачи, принципы государственного финансового контроля в обществе
Современный этап социально-экономического развития РФ, характеризуется утверждением рыночных отношений, требует повышения роли государства в системе управления экономикой, усиление борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В то же время, стремление к постоянному совершенствованию процесса государственного управления предусматривают необходимость научного анализа преобразований, понимание и осознание организационно-экономических механизмов, используемых государством при осуществлении своих основных функций. Важнейшей в этом отношении признана система финансово-экономического контроля, которая должна обеспечить равновесие и сбалансированность при функционировании общества. Государство не может эффективно функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством,
В связи с этим объективно набирает вес контроль в системе государственного управления и необходимость разработки научных основ государственного финансового контроля и независимого аудита за движением финансовых ресурсов и управленческой деятельности государства в этой сфере.
Эффективность работы органов исполнительной власти и местного самоуправления в государстве во многом зависит от осуществления контроля за исполнением законов, решений, распоряжений, от надлежащей организации их выполнения. Систематический и всеобъемлющий контроль способствует обеспечению научной обоснованности решений, положений и других нормативных документов, своевременной их реализации. Он является необходимым условием выявления и устранения недостатков в деятельности субъектов управления и причин, их порождающих. Контроль дисциплинирует работников аппарата управления, дает возможность объективно оценивать уровень их компетентности и ответственности, положительной практики работы. Особое значение приобретает государственный контроль в условиях функционирования хозяйствующих субъектов с различными формами собственности.
Контроль в широком смысле — это процесс, который связан с обеспечением соответствия функционирования объекта управления принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленной цели. Контроль является самостоятельной функцией (этапом) управления и особым видом деятельности, которой присуща целевая направленность, конкретное содержание и способы ее осуществления.
В общем виде контроль — это одна из функций управления в виде мониторинга процесса функционирования объекта управления с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления отклонений от этих решений и осуществления корректирующих действий.
Анализируя понятие «контроль», нужно обратиться к толкованиям, которые предлагают юридические словари и энциклопедии. В указанных литературных источниках контроль объясняется как систематическая проверка исполнения законов, директив, постановлений и указов или как государственные или общественные мероприятия по надзору, проверке, учету деятельности, поведения физических и юридических лиц, то есть контроль является проверкой с целью обеспечения достоверности и законности определенных действий и процессом отслеживания фактического выполнения планов.
Контроль — это общая функция управления, отвечающая за надзор и проверку соответствия функционирования объекта принятым управленческим решениям, определения результатов их выполнения, выявления допущенных отклонений от соответствующих нормативных документов (законов, стандартов, приказов) и принципов организации и регулирования деятельности, на которую направлена проверка.
Таким образом, обеспечение законности и дисциплины в публичном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законов и дисциплины; применении мер по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; наказания лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; в создании атмосферы неизбежности наказания за нарушение требований законности и дисциплины; в воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения государственной дисциплины. Этим обеспечивается строгое соблюдение законности каждым звеном государственного управления, каждым его работником с целью организации их четкой работы, поддержанию государственной дисциплины,
Система мероприятий по формированию, сохранению и использованию государственных финансовых ресурсов, имущества и других активов, денежно-кредитная политика и стратегия управления государственным обязательствам должна быть предметом исследования для критического оценивания эффективности государственного управления как в целом, так и отдельных хозяйственных единиц.
Особое место в системе контроля занимает государственный контроль, то есть контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта с стороны государства. По своей сути государственный контроль — это проверка государством того, как государственные служащие выполняют возложенные на них обязанности, как функционирует государственная служба в целом.
Государственный контроль имеет глубокие исторические корни во всем мире. Во всех демократических странах издавна сложились и довольно успешно взаимодействуют системы бюджетно-финансового, административного и государственного контроля, функционирует разветвленная сеть контролирующих органов. В зависимости от специфики форм государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному. Однако их организация и деятельность в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.
Основная задача системы государственного контроля состоит в повышении эффективной деятельности органов государственной власти по защите интересов государства и его граждан путем усиления ответственности этих органов и их должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей. Такой контроль по своей сути может и должен осуществляться от имени государства специальными органами контроля, не связанными какими-либо другими функциями.
Государственный финансовый контроль является одной из наиболее важных функций государственного управления, заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов государства для достижения поставленных им целей в сфере распределительных отношений. Он может рассматриваться и как самостоятельная функция управления экономическим развитием, и как функция контроля за финансовыми ресурсами на макро- и микроуровне. С помощью использования финансовых рычагов влияния на ход различных социально-экономических процессов, их количественные и качественные показатели финансовый контроль может реализовывать самостоятельную функцию регулирования социально-экономических процессов и изменять в заданном направлении развитие всей экономической системы государства.
Рассмотрим различные взгляды на сущность государственного финансового контроля, представленные в отечественной научной литературе. В частности, финансовый контроль — это функция управления, специфическая деятельность, которая реализуется через систему наблюдения и проверки законности и эффективности процессов создания и использования денежных доходов и денежных фондов с целью оценки обоснованности принимаемых управленческих решений и результатов их выполнения для достижения пропорциональности и сбалансированности развития экономики.
Вместе с тем заметим, что одной из функций финансов является контрольная функция, объективно существующая исходя из того, что финансы являются категорией объективной. Отдельные авторы отмечают, что финансовый контроль является результатом практического использования государством контрольной функции финансов, то есть внутренней присущей им черты — возможности выступать средством контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода. В то же время, при объективности контрольной функции финансов, финансовый контроль является субъективным явлением, ведь его призваны выполнять органы управления, наделенные такими полномочиями.
Государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер.
Государственный финансовый контроль, по мнению — это деятельность уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе сбора, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.
Таким образом, анализ научной литературы по вопросам определения сущности государственного финансового контроля свидетельствует, что его рассматривают как:
а) функцию государственного управления;
б) деятельность органов государственной власти и управления;
в) реализацию права государства защищать свои финансовые интересы.
Целью государственного финансового контроля в рыночной экономике является содействие росту и развитию различных секторов и отраслей экономики благодаря осуществлению наблюдения за достижением целевых ориентиров и проверке соблюдения ограничительных параметров финансово-экономического развития национального хозяйства на микро- и макроэкономических уровнях.
Государственный финансовый контроль реализуется с помощью создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры контролирующих органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.
Многообразие отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции. В частности, государственный финансовый контроль — урегулирован финансово-правовыми нормами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и негосударственных организаций по обеспечению законности, финансовой дисциплины, целесообразности и эффективности при мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью защиты финансовых интересов государства, местного самоуправления, субъектов объектов хозяйствования и граждан.
В условиях рыночной экономики и на переходном этапе ее развития исследования по проблемам функционирования государственного финансового контроля необходимо осуществлять на основе системного подхода, который предусматривает наряду с исследованием сущности государственного финансового контроля выяснения его функций, критериев классификации, принципов и задач.
Функции любой экономической категории — это проявление его сущности в практическом применении. Государственный финансовый контроль наиболее полно раскрывает свою сущность через такие функции как: информационную, профилактическую и мобилизующую.
Информационная функция государственного контроля сводится к тому, что информация, полученная в результате его осуществления, должна стать основой для принятия соответствующих управленческих решений и принятия корректирующих мер, которые обеспечат функционирование предприятия в соответствии с установленными государством норм.
Профилактическая функция государственного финансового контроля состоит в выявлении условий, способствующих нарушению норм и стандартов, установленных законами и нормативно-правовыми актами, возникновению бесхозяйственности, недостач, хищений и злоупотреблений, а также в установлении лиц, виновных в финансовых нарушениях, и привлечении их к ответственности соответствии с действующим законодательством.
Мобилизующая функция государственного финансового контроля предполагает устранение субъектами хозяйствования последствий допущенных нарушений, условий, способствующих им, и разработку организационно-правовых мероприятий по распространению прогрессивных методов хозяйствования и недопущению нарушений на других субъектах государственного управления.
Из выше указанного можно сделать вывод, что функции государственного контроля раскрывают совокупность экономических взаимоотношений между субъектами контроля (государственными органами власти, юридическими и физическими лицами) по поводу осуществления контрольных мероприятий в части обеспечения функционирования субъектов хозяйствования и эффективного использования бюджетных средств.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы