Курсовая с практикой на тему Казахстан как центр Евразийской миграционной подсистемы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Формирование и развитие транснациональных миграционных
связей в постсоветской Евразии. 7
1.1. Понятие миграционной системы.. 7
1.2. Исторические предпосылки формирования Евразийской
миграционной системы 8
1.3. Структура и особенности Евразийской миграционной системы.. 11
2. Миграционные процессы в Республике Казахстан. 15
2.1. Факторы привлекательности Казахстана для иммигрантов. 15
2.2. Миграционная политика Республики Казахстан. 19
2.3. Влияние миграционных процессов на развитие Казахстана. 26
Заключение. 32
Список источников и литературы. 34
Введение:
Актуальность
темы. В последние годы мобильность населения в мире
стремительно растет, и для этого есть множество причин. К ним относится
глобализация, которая привела к тому, что рынки труда с местных и внутренних
закрытых рынков все больше интегрируются в международные рынки труда с
интенсивной внешней трудовой и образовательной миграцией. Расширение
информационного пространства также в значительной степени повлияло на
активизацию миграции. С развитием средств коммуникации и распространением
глобального Интернета люди могут оценить свои собственные условия и то, куда
они хотели бы пойти работать.
Подробная информация о
наличии более привлекательных условий в других странах мотивирует потенциальных
мигрантов быстрее принять решение о переезде в другие страны или в другие
регионы той же страны. В эпоху цифровых технологий и глобальной связи молодые
люди все чаще участвуют в глобальных миграционных потоках.
И если раньше потоки
миграции были в большей степени связаны с процессами урбанизации, когда
сельская молодежь стремилась учиться в городах и, в конечном итоге, оставалась
там (возвратная миграция превратилась бы в невозвратную), то в современном мире
эти потоки более сложны. Продвинутые молодые люди из развивающихся стран
стремятся получить образование в престижных университетах по всему миру, в то
время как в развитых странах идет «битва за мозги», когда страны с процессами
депопуляции и старением населения стремятся привлечь талантливую молодежь и
высококвалифицированные кадры из менее развитых стран.
В свою очередь, страны,
являющиеся донорами образовательной и трудовой миграции, начинают ощущать
влияние «утечки мозгов» на перспективы демографического развития и ущерб
будущему экономическому развитию страны (вымываются перспективные кадры, а
тенденции старения местного населения со временем ускоряются). В последние годы
миграционные потоки вынужденной миграции увеличились из-за войн, локальных
конфликтов между группами населения и стихийных бедствий, вынуждающих людей
покидать свои города и деревни и становиться беженцами.
Казахстан вряд ли чужд этим
тенденциям, поскольку процессы как внешней, так и внутренней миграции активно
развиваются и в этой стране.
Степень
разработанности проблемы.
Взаимосвязь
факторов влияния и последствий внешней трудовой миграции представляется
причинно-следственной связью между причинами этого явления и создаваемыми
угрозами экономической безопасности. В истории изучения миграции существуют
различные подходы к самому феномену миграции и ее влиянию на экономику. Среди
них наиболее применимым является экономический подход к изучению трудовой
миграции, объединяющий множество теорий и концепций.
Российские
исследователи Л.А. Абалкин[1], Г.С. Витковская[2], Ж.А. Зайончковская[3], И.В. Ивахнюк[4], Л.Л. Рыбаковский[5] также занимались влиянием
миграционных процессов на экономическую систему.
В Казахстане внешняя
трудовая миграция исследуется демографами, социологами, историками и
экономистами, среди которых: М. Асылбеков[6], А. Алексеенко[7], А. Багаева[8], А. Галиев[9], М.Х. Асылбеков и В.В.
Козина[10], В. Курганская, Н.Масанов[11], Е. Садовская[12] и другие.
Следует также отметить,
что в Казахстане отсутствуют исследования по оценке влияния внешней трудовой
миграции на экономическую безопасность.
Источниками
данных об объекте исследования являются:
— данные Комитета по статистике
МНЭ РК, Национальное бюро статистики Агентства по стратегическому планированию
и реформам Республики Казахстан;
— данные Национального банка
Республики Казахстан о денежных переводах из / в страну;
— данные Министерства труда и
социальной защиты о трудовой миграции в Казахстан;
— аналитические данные на
веб-сайте Международной организации по миграции (МОМ);
— аналитические материалы на
сайте Евразийской экономической комиссии;
— монографии и статьи
отечественных и зарубежных авторов, посвященные как анализу миграционных
потоков в Казахстане и с участием Казахстана, так и оценке различных факторов,
влияющих на миграционную активность населения Казахстана и стран, являющихся
донорами или реципиентами миграции.
Объектом
исследования является процесс формирования Евразийской миграционной
системы в постсоветской период.
Предмет
исследования: Казахстан как центр
Евразийской миграционной подсистемы.
Цель
исследования: анализ тенденций развития внешней миграции и
миграционная политика Республики Казахстан.
Задачи
исследования:
— рассмотреть понятие миграционной
системы;
— выявить исторические предпосылки
формирования Евразийской миграционной системы;
— показать структуру и особенности
Евразийской миграционной системы;
— проанализировать миграционные процессы в
Казахстане.
Методы
исследования. При обработке статистических и
ведомственных данных, описывающих количественные параметры миграционных потоков
в Казахстане, использовались методы динамического и структурного анализа. Это позволяет изучить тенденции
развития миграционных процессов в стране и оценить влияние разнонаправленных
миграционных потоков на общую демографическую ситуацию в стране и в отдельных
ее регионах. Выявление факторов, влияющих на интенсивность внутренней и внешней
миграции в Казахстане, основывалось на изучении причинно-следственных связей
между различными параметрами социально-экономического развития страны и ее
регионов (доходами и уровнем жизни, показателями рынка труда, условиями жизни и
т.д.) и динамикой миграционного движения в стране.
Анализ миграционной политики в стране проводился путем
изучения нормативно-правовой базы регулирования миграционных процессов в стране
и различных программных документов (концепций, стратегий и государственных
программ), содержащих описание мер и инструментов воздействия на миграционное
движение в стране и в ее регионах. [1] Абалкин
Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики.
– 1994. – №12. – С. 4-16. [2] Витковская
Г. Вынужденные мигранты из новых независимых государств на российском
рынке труда // Миграция и рынки труда в постсоветской России. Научные доклады
Московского Центра Карнеги. – М., 1998. – Вып. 25. – С. 30-70. [3] Зайончковская
Ж.А. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Г.С.
Витковской; Центр
миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. –
М.: АдамантЪ, 2009. – 411 с. [4] Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система:
теория и политика / Московский гос. ун-т имени М.В. Ломоносова, Экономический
фак. – Москва : МАКС Пресс, 2008. – 191 с. [5] Рыбаковский Л.Л.
Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов
исследования). – М.: Наука, 2001. – 114 с. [6] Асылбеков М.Х.,
Козина В.В. Демографические процессы современного Казахстана. – Алматы, Атамура,
1995. – 128 с. [7] Алексеенко, А.,
Аубакирова, Ж., Сарсембаева, Г. Демографические успехи Казахстана. URL: www.demoscope.ru/weekly/2011/0451/demoscope0451.pdf [8] Багаева А.В. Роль
миграции в ускорении и замедлении процессов регионализации // Вестник
Башкирского института социальных технологий. 2018. Т. 3, № 40. С. 15-21. [9] Галиев А.
Миграция – естественная норма, если не видеть в ней национальной подоплеки //
Мысль. – 1993. – № 4. – С. 48-52. [10] Асылбеков М.Х.,
Козина В.В. Демографические процессы современного Казахстана. – Алматы, Атамура, 1995. – 128 с. [11] Масанов Н.Э.
Кочевая цивилизация казахов. – Алматы Социнвест; Москва: Горизонт, 1995. – 320 с. [12] Садовская Е.Ю. Миграция в
Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы / Е. Ю.
Садовская; МОМ (Междунар. орг. по миграции). – Алматы: Fалым, 2001. – 259 с.
Заключение:
В начале 1990-х годов миграционные потоки
на постсоветском пространстве возросли в связи с расширением этнической
репатриации во всех странах. Разрушение феномена «советского человека» в
сознании людей, которые, согласно устоявшейся идеологии, чувствовали бы себя
как дома везде, где бы он ни находился («необъятная Родина») по всей стране,
подтолкнуло их к осознанию своей национальной идентичности и своего отношения к
понятию «историческая родина». Кроме того, распад Советского Союза привел к
разрушению экономических связей и производственному кризису в бывших советских
республиках. Снижение доходов, кризис платежей и стремительная девальвация
рубля привели к усилению экономических факторов миграции, и население начало
искать «лучшую жизнь» и «где лучше выжить».
Попытки Республики Казахстан достичь
компромисса между удовлетворением потребностей национальной экономики в
квалифицированной рабочей силе и защитой интересов субъектов внутреннего рынка
труда сталкиваются с рядом внутренних проблем, а также с глобальной тенденцией.
Государство сталкивается с проблемой нелегальной миграции, которая также
является общемировой тенденцией. Поэтому необходимо адаптировать зарубежный
опыт регулирования миграционных процессов. Высокая доля нелегальной миграции в
Казахстане свидетельствует о слабом государственном контроле за миграционными
процессами. Отсутствие
четкого учета трудовых мигрантов снижает возможности экономического анализа,
прогнозирования иностранной рабочей силы, а также анализа влияния иностранной
рабочей силы на основные социально-экономические показатели страны. Существующие условия
организации мониторинга трудовой миграции не позволяют вести статистику по
нелегальной миграции. Это, в свою очередь, усложняет задачу регулирования
миграционных процессов, исходя из экономических интересов государства. Новые
подходы в регулировании внешней трудовой миграции должны быть направлены на
решение проблем сокращения числа нелегальных мигрантов, а также разработку
эффективных механизмов привлечения квалифицированных специалистов не в ущерб
местному рынку труда, а также создание условий для интеграции трудовых
мигрантов в казахстанское общество.
В целом, анализируя особенности
законодательного регулирования миграции в Казахстане, начиная с истоков
формирования и в современных условиях развития миграционной ситуации можно
отметить, что государство вышло на новый уровень миграционной политики. Наша
страна планомерно перешла от модели – контроля к модели – управление в
регулировании миграционными процессами.
В рамках евразийской интеграции
законодательство страны наполнилось новым содержанием, изменились правила
въезда и выезда иностранных граждан на территории Казахстана, значительно были
упрощены правила их пребывания в рамках единого евразийского экономического
союза. Несмотря на это, в целях устранения проблемных зон соблюдения
миграционного законодательства требуется дальнейшее его совершенствование,
дальнейшая оптимизация миграционной политики, выстраивание диалоговых площадок
между государствами, на которых бы решались проблемы миграционных процессов,
как на национальном, так и на международном уровне.
Важными направлениями дальнейшего совершенствования
миграционного законодательства в современных условиях являются: разработка
инновационных форм государственной поддержки трудовых мигрантов; гармонизация казахстанского
миграционного законодательства с международными стандартами; законодательное
закрепление фундаментальных институтов миграционного законодательства; основы
для проведения экспертизы всей системы законодательных актов, направленных на
регулирование миграционных процессов.
Фрагмент текста работы:
1. Формирование и развитие транснациональных миграционных
связей в постсоветской Евразии 1.1. Понятие миграционной системы Согласно определению, миграция – любое
территориальное перемещение населения связанное с пересечением как внешних, так
и внутренних границ административно-территориальных образований с целью
перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории
для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от притягивающих
или выталкивающих факторов[1].
Тенденция
растущей глобализации и интеграции в мире усиливает важность человеческого
капитала как определяющего фактора конкурентоспособности и инновационного
развития. Эта тенденция влияет на изменение направленности государственной
миграционной политики как основополагающего фактора экономической безопасности.
Одним из
ключевых аспектов в системе государственного управления, с точки зрения
экономической безопасности, является регулирование внешней трудовой миграции,
которая происходит на фоне воздействия многих изменяемых факторов. В то же
время любое государство стремится достичь баланса между удовлетворением
потребностей национальной экономики в квалифицированной рабочей силе и защитой
интересов субъектов внутреннего рынка труда.
В настоящее
время вопросам миграционной политики уделяется значительное внимание.
Государственное регулирование миграции направлено на:
1) максимизация
его положительных эффектов, таких как: перспективное улучшение
воспроизводственных процессов населения, повышение интеллектуального
потенциала, социокультурное обогащение, производство материальных ценностей,
покрытие дефицита рабочей силы, коррекция дисбаланса и структурных деформаций
на рынках труда,
2) минимизация и
нейтрализация негативных последствий: усиление криминализации экономики,
маргинализация и социальная дифференциация населения, угроза демографическому,
трудовому и научно-техническому потенциалу, мотивация труда, вывоз капитала,
рост социальной нагрузки.
Масштабирование трудовой миграции
требует постоянного мониторинга, контроля и корректировки основных направлений
миграционной политики. В этой связи актуально обращение к практике обеспечения
экономической безопасности инструментами миграционной политики. Формирование
эффективной миграционной политики в соответствии с современной парадигмой
направлено на обеспечение национальной безопасности. Основным противоречием
между государственной миграционной политикой и системой национальной
безопасности является отсутствие обоснования необходимости определенного
количества мигрантов и возможности их интеграции в социально-экономическую
систему принимающего сообщества. [1] Воробьёва О.Д.
Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной политики / В
сб.: Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ.
Аналитический сборник совета Федерации ФС РФ. 2016. № 9 (202). С. 35