Курсовая с практикой на тему Категория падежа имен существительных в современном русском языке.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 5
1.1. Характеристика морфологического
строя русского языка. 5
1.2. Падеж как средство выражения
отношения между словами. 8
ГЛАВА 2.
РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 11
2.1.
Специфика падежей в современном русском языке. 11
2.2. Вопрос
о падежном склонении имен собственных. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Данная работа посвящена одной из самых
сложных тем на занятиях – исследованию падежей в русском языке. Значение
падежа, абстрагированное от его синтаксической функции, от его отношений в
словосочетании и предложении состоит из ряда факторов, к которым относятся
следующие:
1. Грамматический характер, который
связывает с падежной формой и со словом, от которого она прямо зависит для
синтаксической связи управления характеры падежные знать и связь падежного
примыкания или согласования (в предложении), когда соединяются предложения, что
обусловливает либо определительное, либо субъективное значение падежа.
2. Лексические значения слова, которые
выступают в данной падежной форме, например: как будет значение падежа в разных
ситуациях, например: чтение преподавателя и чтение уроков, во-первых,
определяют на основе лексических значений слов (как занятие студентов, студенты
занимаются – студенческое занятие и, с другой стороны, занятие уроков – уроки
занимаются, занимают уроки).
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У
изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным,
числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует
определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение
грамматической категории падежа:
Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя —
словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи
(существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных
частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их
синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов
определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между
отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение
слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам
является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко
школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается
через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной
структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными
между собой.
Теоретическая и методическая основа слова. Вопросы особенностей падежей рассматриваются
в работах Е. В. Архиповой, С. Ю. Булановой, С. Ф. Жуйкова, Л. Ю.
Купаловой, Н.К. Онипенко, Н.К. Перцевой, Н.А. Писаренко, Т.Н. Пятницыной, Г.А. Фомичевой, Л.А. Фроловой.
Объект исследования:
падежи русского языка. Предмет
исследования: специфика падежей русского языка
Цель
исследования: исследование падежей существительных. В соответствии с целью
рассматривается ряд задач:
1. Рассмотреть
роль падежей в системе русского языка,
2. Выявить
специфику падежей в русском языке,
3. Проанализировать реализацию падежей в именах
собственных
Методы исследования: анализ литературы,
классификация, обобщение, эксперимент.
Структура и объем
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Заключение:
Темой работы стало рассмотрение системы
падежей в системе русского языка на основе типологической характеристики языка.
В соответствии с целью было выделено две главы, первая из них рассматривала
основные положения теории морфологии русского языка, а вторая рассматривала
собственно падежи.
Для достижения данной цели был проведен
анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов реализации
падежей на основе типологии, проанализированы различные подходы к обучению значений
падежей; проведен анализ значений падежей и особенностей их склонения.
Изучение языка является признанием
объективно существующего социального интереса к изучению языков и
подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач
развития личности. Чтобы выпускник обладал набором знаний, умений и навыков, необходимых
для дальнейшего успешного овладения языком, учителю следует знать, как и чему
учить на самом первом этапе обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1.1. Характеристика морфологического строя русского языка Есть два основных способа выражения
грамматических значений: синтетический и аналитический. При синтетическом
способе, который преобладает в русском языке грамматические значения выражаются
при помощи формообразующих морфем — минимальных элементарных морфологических
единиц, к числу которых относятся: окончания: руку, дает, первый; суффиксы [1, 2, 5].
Если окончания всегда представляют собой
формообразующую морфему, то суффиксы, префиксы и постфиксы могут выполнять
функции как формообразующие, так и словообразующие. Морфология имеет дело
только с формообразующими суффиксами, префиксами и постфиксами. Список
формообразующих суффиксов конечен, это суффиксы
В рамках морфологических категорий
грамматические значения слова (как и грамматические формальные средства)
изучаются не изолировано, а в противопоставлении всем другим однородным
грамматическим значениям и всем формальным средствам выражения этих значений.
Грамматическая категория — двусторонняя
единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания
(грамматическое значение) и план выражения — грамматическую форму, при помощи
которой это значение выражается, причем в языке существует три типа соотношения
плана содержания и плана выражения грамматической категории [Исенина.,
1985, c. 58]: