Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Категориальность восприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
1.1. Теоретические подходы к определению «категориальность восприятия» 5
1.2. Категориальность восприятия в речи 9
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА КАТЕГОРИАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
2.1. Методика организации исследования категориальности восприятия 18
2.2. Результаты исследования категориальности восприятия 20
Выводы по главе 2. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

  

Введение:

 

Восприятие и познание человеком окружающего мира неразрывно связаны с отнесением объектов, явлений и процессов к тем или иным категориям. В когнитивной психологии восприятия категоризации отводится роль одного из ключевых аспектов познания: она рассматривается как «основной способ организации опыта» , «базис для построения наших знаний о мире» , «одна из главных характеристик восприятия» и «свойство познания вообще» и др. По словам С. Харнада, «познавать – значит категоризовать: познание есть категоризация» .
Перед исследователями понятие категориального восприятия встает ряд ключевых вопросов, решение которых зависит от избранной теоретической позиции. Доминирующее положение здесь занимают классический когнитивный и прототипический подходы. Обсуждая проблему формирования и функционирования категориального восприятия в контексте построения нейросетевых моделей категоризации, С. Харнад различает так называемые управляемую и неуправляемую категоризацию – последняя понимается как извлечение возможностей, предоставляемых окружающим миром. Формирование категорий происходит на основе сенсомоторного базиса, источником которого является эволюция или научение. В прототипическом подходе (Дж. Лакофф, Э. Рош и др), опирающемся на эмпирические исследования и его структурную теорию прототипов и базового уровня категоризации, категориальное восприятие определяется индуктивно, а принадлежность объекта к категории может оцениваться с помощью аппарата нечеткой логики и теории нечетких множеств.
Впервые категориальное восприятие было обнаружено на восприятии речи. Актуальность исследования категориального восприятия обосновывается и тем, что данный феномен является одним из специфических явлений в когнитивной науке, так как предполагает концептуальные системы восприятия более высокого уровня и их нижний уровень в системе взаимодействия между людьми. Еще одна причина, почему теоретическое исследование категориального восприятия является важным это то, как потенциальные возможности личности и символическая активность высокого уровня познания могут быть основаны на восприятии и действии.
Исходя из сказанного выше и основываясь на актуальности исследования особенностей категоризации личностью воспринимаемых объектов, явлений окружающей действительности, нами была выбрана тема исследования «Категориальность восприятия».
Объект исследования: категориальность восприятия личностью объектов окружающей действительности.
Предмет исследования: восприятие личности.
Цель исследования: проанализировать и обобщить особенности категориальности восприятия личностью объектов окружающей действительности.
Задачи исследования:
— проанализировать теоретические подходы к определению «категориальность восприятия»;
— раскрыть особенности понятия «категориальность восприятия» в речи;
— провести диагностическое исследование категориальности восприятия цвета и объектов окружающей действительности;
— обобщить результаты исследования категориальности восприятия.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой:
— категориальность восприятия объектов окружающей действительности зависит от психофизиологических качеств личности;
— на категориальность восприятия окружающего предметного мира непосредственно влияет речевое и интеллектуальное развитие личности.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы 37 страниц. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое исследование научной литературы дало возможность сделать вывод, что категориальное восприятие возникает, когда предметы, которые располагаются вдоль континуума, воспринимаются как более или менее похожие друг на друга, чем они есть на самом деле из-за способа их категоризации. Категориальное восприятие представляет собой феномен, посредством которого категории, которыми обладает личность, влияют на восприятие других людей. Способность восприятия к искажению характеризуется тем, что различия между объектами, которые принадлежат к разным категориям, акцентируются, а различия между объектами, которые попадают в одну категорию, занижаются.
Нами было проанализировано и обобщено подход традиционных информационных схем к изучению восприятия личности, которые обычно определяют разделение между перцептивной и концептуальной системами с информацией, направленной только от восприятия к концептуальной системе. Категориальность системы восприятия личности преобразовывает относительно линейные сенсорные сигналы в относительно нелинейные внутренние представления. Исключительный случай такого рода нелинейного преобразования является ступенчатая функция, с помощью которой постепенно усиливается сенсорный сигнал, не влияющий на восприятие, пока сигнал не достигнет определенного порога.
В процессе анализа научной литературы установлено, что способность индивида создавать внешне разные объекты является одним из наиболее мощных аспектов категоризации восприятия. Категориальное восприятие выступает через концепцию определенного объекта, модальность разговорных фонем, реагирование на основные, а не поверхностные аспекты сущности. Кроме того, огромной вариабельностью характеризуется акустика речи – отдельные говорящие отличаются друг от друга тем, как они воспроизводят слова, и даже один и тот же говорящий будет воспроизводить разные акустические схемы при повторении слова, но, несмотря на эту изменчивость, слушатели могут точно распознать речь. Восприятие речи сформулировано в терминах двух уровней обработки: перцептивное кодирование непрерывных акустических сигналов и последующее отображение этой информации на категории, такие как фонемы или слова.
Было установлено, что категоризация восприятия речи определяется как разница в ответах между редким стимулом и частым стимулом, требующим использования надуманных задач, которые затрудняют оценку того, как независимо представлен каждый стимул. Человек воспринимает высказывание как определенный слог, слово или фразу, что интерпретируется как категориальный процесс восприятия и означает, что система восприятия имеет доступ только к категориальной информации о речевом событии.
Диагностическое исследование дало возможность сделать вывод, что среднем и старшем дошкольном возрасте различия меж и внутри категориального цветоразличения практически отсутствовали. В других цветовых диапазонах различия оказались не столь выраженными.
Кроме того, степень речевого развития сказывается на развитии категориального восприятия цвета и объектов окружающей действительности. Мы ориентировались на уровни общего развития речи, однако каких-нибудь интересных межгрупповых различий получено не было. Основная причина, на наш взгляд, лежит в различиях индивидуальной динамики речевого развития. Как правило, разные скорости речевого развития привели к значительному смешению групп реципиентов. Довольно часто отмечалось, что речевое развитие у некоторых детей 6-7 шло опережающими темпами, по сравнению со сверстниками.
Также установлено факт общего влияния категориальных эффектов на восприятие цвета, объектов окружающей действительности и речи. Данный показатель имел место как у детей 8-9 лет, так и 6-7 лет, хотя у последних в заметно меньшей степени. Почти все дети задачу меж категориального различения (найти голубой квадрат среди зеленых) выполняли точнее и быстрее, по сравнению с внутри категориальной (найти темно-зеленый квадрат среди зеленых), несмотря на равную спектральную удаленность цветов в обеих задачах. Эффект превосходства меж категориального различения ранее был выявлен нами в серии лингвистических исследований.
Результаты диагностического исследования подтверждают, что речевое и интеллектуальное развитие в оказывает влияние на эффект категориального восприятия цвета и объектов окружающей действительности. У детей 6-7 лет различия меж категориального и внутри категориального различения цветов и объектов окружающей действительности выражены гораздо меньше, чем у детей 8-9 лет. Следовательно, влияние речевого и интеллектуального развития на категориальное восприятие цвета и объектов окружающей действительности напрямую зависит от возраста и опыта детей. Наиболее выражены категориальные различия восприятия между детьми 8-9лет и детьми в 6-7, что связано с речевым и интеллектуальным развитием, но они постепенно уменьшаются к 9 годам. Эффект категориальности проявлялся в разных возрастах по-разному, что связано с психофизиологическим развитием ребенка, т.е. меж категориальное различение цветов и объектов выполнялось быстрее и точнее внутри категориального.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
1.1. Теоретические подходы к определению «категориальность восприятия»
Категориальное восприятие – это феномен, посредством которого категории, которыми обладает личность, влияют на восприятие других людей. Впервые категориальное восприятие было обнаружено на восприятии речи. Категориальное восприятие возникает, когда предметы, которые располагаются вдоль континуума, воспринимаются как более или менее похожие друг на друга, чем они есть на самом деле из-за способа их категоризации. Например, если предметы, попадающие в определенный диапазон вдоль этого континуума, принадлежат к одной категории, они будут восприниматься как более похожие друг на друга, чем предметы за пределами этого диапазона .
Когда мы смотрим на радугу, мы склонны видеть семь отдельных полос цвета, хотя данные физики указывают на то, что доминирующая длина волны света, который попадает в глаза, плавно меняется сверху к низу радуги. Хотя радуга представляется как непрерывный и полный набор видимых волн света определенной длинны, мы склонны видеть это в понимании разных цветов, таких как красный, желтый, синий и фиолетовый. Этот эффект является ярким примером категориального восприятия. Согласно этому явлению, личность склонна воспринимать мир с точки зрения категорий, которые в ней сформированы. Способность восприятия к искажению характеризуется тем, что различия между объектами, которые принадлежат к разным категориям, акцентируются, а различия между объектами, которые попадают в одну категорию, занижаются (прил. 1).
Категориальное восприятие – одно из специфических явлений в когнитивной науке, так как предполагает концептуальные системы восприятия более высокого уровня и их нижний уровень в системе взаимодействия между людьми.
Традиционные информационные схемы в когнитивной науке обычно определяют разделение между перцептивной и концептуальной системами с информацией, направленной только от восприятия к концептуальной системе; частота эффектов категориального восприятия указывает проницаемость и двунаправленное влияние между этими системами. Человеку свойственно не просто основывать личностные категории на выходах систем восприятия независимой обратной связи, а вместо этого индивидуальные системы восприятия адаптируются к категориям полезных задач, которые индивид постепенно приобретает в эволюционном масштабе времени или в быстром темпе в процессе индивидуального обучения .
Еще одна причина, почему теоретическое исследование категориального восприятия является важным это то, как потенциальные возможности личности и символическая активность высокого уровня познания могут быть основаны на восприятии и действии.
Особенностью символической мысли человека является то, что люди способны классифицировать эквивалентности форм. В классическом понятии класс эквивалентности, различимые стимулы рассматриваются одно и то же, когда они размещены в одной категории. Этот вид эквивалентности проявляется достаточно сильно, когда проблема касается человеческих концепций, потому что даже в том случае, когда индивид соотносит два объекта в одну категорию, они не рассматриваются, как одно и то же понятие для всех целей, и объекты могут быть отнесены к разным категориям, если понимаются в разных контекстах .
Некоторые исследователи подчеркивают внутреннюю изменчивость человеческих понятий – изменчивость это свойство определять воспринимаемые объекты с малой вероятностью того, что концепция системы объектов имеет тот же смысл или значение каждый раз, когда используется. Тем не менее, степень, в которой восприятие отличается в процессе рассмотрения одинаковых вещей, учитывая соответствующие концептуализации, поражает. Так, биолог, который на высоком уровне знает концептуальные системы млекопитающих, может рассматривать китов и собаки как эквивалент в контексте, связанном с биохимией, воспитанием детенышей и терморегуляцией. Как утверждают американские исследователи Д. Кастак, К. Рейман, Р. Шустерман, даже животные могут обладать классами эквивалентности, определяя разницу между двумя объектами, как только эти объекты были объединены вместе .
Категориальность восприятия обеспечивает механизм происхождения таких классов эквивалентности. Категориальность системы восприятия личности преобразовывает относительно линейные сенсорные сигналы в относительно нелинейные внутренние представления.
Исключительный случай такого рода нелинейного преобразования является ступенчатая функция, с помощью которой постепенно усиливается сенсорный сигнал, не влияющий на восприятие, пока сигнал не будет достигнут определенный порог. На этом пороге восприятие качественно и внезапно меняется. Во время фиксированной части поступательной функции, другой вход поступающих сигналов имеет эквивалентные эффекты. Следовательно, категориальность восприятия может обеспечить нас эквивалентными классами в начале допонятийного мышления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы