Социология управления персоналом Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Карьера государственного служащего: социологический аспект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1. Государственные служащие:
теоретические аспекты.. 7
1.1. Понятие статуса
государственного служащего. 7
1.2. Элементы правового положения
(статуса) государственного служащего. 9
1.3 Карьера и профессиональное
развитие государственного служащего. 10
2. Факторы карьерного развития
государственных служащих. 15
2.1 Процесс управления деловой
карьерой государственных служащих. 15
2.2. Социальная мобильность и
профессиональная социализация как составляющие профессиональной карьеры
государственного служащего. 18
Заключение. 33
Список нормативно-правовых актов и
литературы.. 41

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Совмещение интересов
личности и общества затронуло большинство областей человеческой деятельности, в
том числе и сферу государственного управления. До этого в управлении карьерой
применялись методы административного характера, а действия государственных
служащих были строго регламентированы.

В настоящее время становление новых
общественно-экономических отношений, развитие демократических процессов
расширили возможности государственных служащих, что привело к увеличению их социальной
активности и усилило роль государства. Однако эта работа затруднена в связи с
несовершенством современной системы высшего образования и недостаточностью
нормативно-правовой базы касательно сферы государственного управления, что в
результате спровоцировало нехватку специалистов нужного количества и
квалификации.

Для повышения эффективности управления карьерой
государственных служащих необходимым условием становится также управление этим
процессом. Однако в практике государственного управления пока не применяются
современные методы развития карьеры гос служащих, а в управлении карьерой
отсутствует система планирования и регулирования профессионального и
должностного развития.

Помимо этого, основная ответственность за успешное
развитие карьеры возлагается на самого государственного служащего. В свете
такого положения, процесс служебного продвижения подлежит изучению,
прогнозированию и управлению, что привело к повышению интереса в вопросе
эффективности управления карьерой.

Теоретическая база исследования. В теории и практике
управления известны различные способы управления карьерой государственных
служащих. Особый интерес с этой точки зрения, представляет зарубежный опыт,
поскольку в нашем государстве управление карьерой как видом деятельности начало
формироваться относительно недавно, лишь с середины 90-х годов ХХ века.
Проблемой управления деловой карьерой занимались следующие зарубежные ученые и
исследователи: У.Г. Оучи, Р.У. Уотермен, Э.Х. Шейн, Д.А. Миллер, Ф.В. Оствальд
и др.

Изучение теоретических и практических достижений
специалистов других стран позволило обобщить наиболее интересные аспекты
управления карьерой с точки зрения их применения в нашем государстве, а именно:
гармония и согласованность интересов (японский опыт управления карьерой),
конкуренция (американский), концепция самостоятельного выбора карьеры
(британский), формальное и неформальное консультирование (канадский опыт
управления) [16, с. 7, с. 49].

Несмотря на многогранность различных теорий управления
деловой карьерой, особое внимание следует обратить на немецкий опыт управления.
Изучив биографии известных ученых, одну из гипотез по управлению деловой
карьерой в 1909 г. выдвинул немецкий ученый Ф.В. Оствальд. Основное внимание
исследователем уделялось создаваемым условиям для реализации личности, а не
каким-то определенным чертам ее характера.

Так, в своей книге «Великие люди» Ф.В. Оствальд писал,
что «нужно выявлять не то, какие черты характера лучшие для высоких
результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению
этих результатов» [14, с. 234].

Сегодня гипотеза Ф.В. Оствальда получила широкое
распространение в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в
сфере государственного управления. Несмотря на регламентированность действий
государственных служащих, их подчиненность правилам внутреннего распорядка,
всегда остается место для реализации творческого начала личности. Для этого
современному руководителю лишь следует избегать унифицированных способов
организации и мотивации труда и больше использовать индивидуальный подход к
стимулированию государственных служащих, создавая, тем самым, для каждого из
них наиболее благоприятные условия для карьерного роста.

Таким образом, управление деловой карьерой
государственных служащих является результатом всей деятельности кадровой службы
(отдела кадров) и зависит от проводимых мероприятий по планированию,
организации, мотивации и контролю служебного роста сотрудников учреждения,
исходя из целей, потребностей и возможностей государственного учреждения и
самого государственного служащего.

Целью данной курсовой работы является изучение
социологического аспекта карьеры государственного служащего.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть понятие статуса государственного служащего;

— дать характеристику элементам правового положения
(статуса) государственного служащего;

— охарактеризовать карьеру и профессиональное развитие
государственного служащего;

— выявить особенности процесса управления деловой
карьерой государственных служащих;

— исследовать социальную мобильность и
профессиональную социализацию как составляющих профессиональной карьеры
государственного служащего.

Методологической основой исследования являются
общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные
методы: исторический, системно-структурный, социологический, юридический,
лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический,
аналитический и др.

Эмпирической основой послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы
«Гарант».

Теоретическая
и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе
научные результаты и теоретические выводы о возможностях развития
профессиональной карьеры государственных служащих, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его концептуальному и нормативному развитию.

Научная
новизна исследования состоит в комплексности предпринятого подхода к
исследованию феномена профессиональной карьеры государственного служащего,
выявлении проблемных вопросов и выработке предложений по их решению.

Структура
работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.

Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти
параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы, основываясь на
заявленной цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы.

В течении всей жизни человек сталкивается с трудными
решениями в которых есть не простой выбор. Один из самых не простых решений
является выбор карьеры, так как достижения человека в той или иной сфере
деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его
работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с
возможностями организации.

В рамках данной курсовой работы была рассмотрена
личность государственного служащего и раскрыты вопросы карьеры государственного
служащего.

Правовой статус государственного служащего включает в себя три
составляющие: — конституционный статус российского гражданина; — статус (или
отдельные элементы статуса) наемного работника в соответствии с трудовым
законодательством РФ; — административно-правовой статус в соответствии с
законодательством РФ о государственной службе.

Соответственно, оно имеет трехмерный характер: как человека; как
гражданина, реализующего свое право на труд; как лица, замещающего должность
государственной службы и реализующего государственную власть [12].

Федеральный закон от 31.07.95 «Об основах государственной службы
Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ рассматривали отношения гражданских
государственных служащих с органами, в которых они проходят службу, как
трудовые отношения, в регулировании которых имелись определенные установленные
законодательством о государственной службе особенности. В Федеральном законе от
27.07.04 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделана
попытка вывести государственных служащих за рамки трудового законодательства.

Термин «государственная служба» появился в России в 90-е годы. В то
время впервые стали появляться документы, где упоминался такой термин. До
данного времени такой термин давал характеристику всем служащим, которые
трудятся в государственных учреждениях и организациях. Во многих странах такое
восприятие осталось и по сей поры.

Нынешнее определение формировалось долгие годы, терпело разные
преобразования, пока не приняло в нынешнюю форму. За это время написано много
нормативных документов. Главные из них — Положение о государственной службе и
Закон «Об основах государственной службы». Только после создания таких
документов, возникли отношения в сфере работы органов госслужбы [14, с. 79].

Согласно законам, госслужба – это работа граждан России по
обеспечению полномочий:

— государства в целом;

— органов власти;

— субъектов России;

— лиц, заменяющих должности, которые установлены в правовом порядке
Конституцией.

В данном смысле обеспечение полномочий – это непосредственная цель
организации. Она представляет собой организацию, управление, планирование и
контроль всех процедур.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что госслужба
подразумевает под собой:

— необходимую деятельность для государства;

— это всего лишь пункт государственной деятельности, который
предоставляет исполнение нормативных полномочий;

— к субъектам такой деятельности выдвигают специальные условия,
которые охарактеризовывают политику государства.

Когда затрагивается разговор о государственной службе, то следует
понимать, что это служба государству и определенным его интересам. Люди (кроме
обслуживающего персонала), оказывающиеся штатными единицами в государственных
органах, исполняют государственные цели и определенные задачи.

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и
государственную службу субъектов, которые пребывают в полномочиях России.

Федеральная государственная служба – это задача служащих,
реализующих правовой и государственный статус, имеющих некоторые определённые
права. Опыт данных служащих лежит в рамках Конституции РФ.

Применяется в системе органов судебной и исполнительной власти. К
таким органам относят: Правительственный аппарат, Администрацию Президента,
палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата и другие.

Госслужба субъектов полагается на законы, принимаемые органами
законодательной власти отдельного субъекта. Для того чтобы увидеть предмет
государственной службы каждого субъекта, нужно исследовать каждый субъект
раздельно [14, с. 87].

Гражданская служба может быть общей и специальной. Общая гражданская
служба выполняет общую роль, не отличающуюся особыми факторами. Специальная
гражданская служба выполняет установленные цели, которые имеют принадлежность к
той или иной отрасли [13].

Милитаризованная государственная служба – это служба в органах внутренних
дел, в отделах правительственной связи, в вооружённых силах, в налоговой
полиции и других силовых ведомствах.

От гражданской государственной службы ее отличают следующие
моменты:

— она включает в себя особые уставы, разные дисциплинарные вопросы;

— служащие данных служб обязаны отвечать специализированным
условиям.

Принцип государственной службы – это концептуальный комплекс,
устанавливающий всякие функции, задачи, законы, правила и полномочия для
субъектов, чья служба связана с государственной службой.

Государственный служащий, как правило, осознанно
выбирает и строит карьеру и в профессиональном и в должностном плане. В понятии
карьеры одной из важных составляющих является продвижение, то есть движение
вперед. Можно сказать, что карьера – это процесс, определяемый как прохождение,
последовательность состояний системы. Безусловно данный процесс осложнен
множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника,
делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера, а так же
особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и
организация. На развитие карьеры оказывает воздействие карьерная среда. Она
обеспечивает нужные условия для эффективного роста и реализации растущего
потенциала личности.

В любой организации должна функционировать эффективная
система управления карьерой. Это позволит достичь целей внутри организации и
так же поддержит профессиональную устойчивость сотрудников, создаст условия для
создания здоровой социальной атмосферы в обществе.

Тема карьеры приобрела популярность за последние
несколько лет в среде российских ученых и практиков. Вопросы планирования,
основные этапы, виды управления карьерой рассматривают такие авторы как М.А.
Бисакаева, О.В. Глухова, Т.В. Зайцева, В.Ю. Иванов, М.В. Кларин. Люди которые
строят карьеру, как правило, должны обладать профессионализмом в своей работе.
Профессионализм заключается не только в развитии своих способностей, но и
предполагает углубленные знания о своем виде деятельности, креативное мышление,
умение нестандартно смотреть на ситуацию, сильная и устойчивая мотивационная
заряженность на осуществление конкретной деятельности и на достижение в ней
высоких результатов[21].

В любой работе и в любом занятии нужно четко понимать
к чему нужно стремиться, добиваться и что желаете достичь в конце. Некоторые
придерживаются мнения, что можно не прикладывать никаких усилий, не следовать
никаким принципам и карьера построиться сама по себе. Если человек хочет
добиться успехов, эффективно построить карьеру, он должен заниматься этим
постоянно, всю жизнь. Лучше начать задумываться над этим уже в школе, строить
планы и выбирать направление в котором двигать далее, поскольку карьера – это,
прежде всего, самореализация.

Карьера – это динамическое явление, то есть постоянно
изменяющийся и развивающийся процесс[12].

Одно из ведущих направлений строительства российской
государственности это формирование эффективной государственной службы, которая
будет соответствовать политическим и экономическим преобразованиям. На данный
момент государственная служба постоянно видоизменяется и реформируется с целью
повышения эффективности работы и служения народу. Для того чтобы достигнуть
данной цели, государству необходимы грамотные специалисты в сфере
государственного и муниципального управления, которые будут должным образом
выполнять возложенные на них задачи и функцию.

Карьера человека в рамках системы государственной и
муниципальной службы проходит особым образом: порядок приема-увольнения,
продвижения по службе проходит в соответствии с законами РФ № 58 «О системе
государственной службы Российской Федерации», №79 «О государственной
гражданской службе Российской Федерации», №25 «О муниципальной службе в
Российской Федерации». Определенные законом группы и должности государственных
и муниципальных служащих дают возможность человеку более точно запланировать
свой карьерный путь в организации.

Выделены методы, которые необходимо использовать в
управлении карьерой государственных и муниципальных служащих [14]:

Административные методы. Это законы, указы,
постановления,-
госстандарты, положения, утверждаемые государственными органами; инструкции;
организационные схемы, в процессе оперативного управления; подбор, оценка,
расстановка и обучение муниципальных и государственных служащих.
Административные методы основываются на регулирующей роли норм права,
установленных для определенных видов деятельности. Административные методы
оказывают влияние на формирование у государственных и муниципальных служащих
правосознания, правовой ответственности. Экономические. К экономическим относится материальное-
стимулирование, мотивация трудовой деятельности, оплата труда, экономические
санкции, поощрение. Экономические методы предназначены для стимулирования
работы служащих а так же повышения материальной заинтересованность в эффективности
работы.  Социальные. Это методы которые
используют социальные- механизмы управления взаимоотношениями в
коллективе, социальными потребностями. Так же могут использоваться неформальных
факторы, интересы личности и в целом коллектива.

Социальные методы оказывают влияние на сознание и
поведение людей в целях социализации членов общества, располагают к
формированию у персонала социальной солидарности, нестандартного подхода к
делу, проявление инициативы, создания деловой обстановки между сотрудниками.

Управленческие. Данные методы подразумевают оценку-
коммуникативной культуры государственных и муниципальных служащих, оценку их
компетентности, выявление проблем в работе, организацию школ передового опыта,
молодых государственных и муниципальных служащих, изучение профессиональных
возможностей государственных и муниципальных служащих.

Психологические. Методы ориентируются на определенную-
личность, присутствует строгая персонифицированность, обращается внимание на
опыт интеллект. Они нравственно регулируют поведение служащего во всех сферах
жизнедеятельности, в том числе в трудовой деятельности, в отношениях с
коллегами, в быту, опираются на нравственные ценности, нравственные нормы,
поведение человека в служебных обязательствах.

B целях обеспечения устойчивости карьерного процесса
необходимо ориентироваться на следующие общие принципы:

1. Принцип непрерывности. Ни одна из достигнутых целей
в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки.

2. Принцип осмысленности. Любое карьерное действие
должно быть целесообразным, осуществляться сообразно целям индивидуальным и
общим. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только
тогда продвижение будет поддержано средой.

3. Принцип соразмерности. Скорость продвижения поддерживается
соразмерностью с общим движением. Успешная карьера – это продвижение в группе
лидеров. Карьерное продвижение командой надежнее.

4. Принцип маневренности. Попытка двигаться на
«высокой скорости» только «прямо» чревато разрушительными столкновениями.
Нахождение способов маневра, сочетание и умелое использование их к месту и
времени относится к сфере карьерного искусства.

5. Принцип экономичности. Всегда выигрывает способ
деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов.

6. Принцип заметности. Нередко талантливые люди
неудачны в карьере из-за незаметности. Если результатом можно гордиться, его
необходимо представлять и пользоваться для этого случаем.

Придерживаясь данным принципам, есть возможность
грамотно и эффективно построить карьеру государственного служащего. Управление
деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации,
повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного
раскрытия способностей человека.

Можно сделать вывод, что главный смысл управления
должностной карьерой состоит в том, чтобы все то ценное, чем обладает
госслужащий, было эффективно задействовано для достижения целей организации и
удовлетворения интересов личности. Умело распоряжаться этим достоянием
важнейшая и сложнейшая задача руководителей и кадровых служб государственных
органов власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Государственные
служащие: теоретические аспекты 1.1. Понятие
статуса государственного служащего Основными субъектами государственной и управленческой
деятельности является государственные служащие, которые непосредственно
реализуют задачи и функции государственных органов и, следовательно, всего
государственного аппарата в Российской Федерации.

Государственными служащими являются лица, на которых
возлагается непосредственное выполнение функций государства на соответствующей
территории, в конкретной области государственного управления.

Государственные служащие выполняют ряд функций, прежде
всего направленных на соблюдение правовых принципов в обществе, защиту прав и
свобод граждан, стабилизацию политической ситуации в стране и многое другое
необходимое для реализации функций государства.

Успешная реализация всех этих задач зависит от того,
насколько хорошо разработано содержание и качество правовых норм, регулирующих
правовой статус государственных служащих, насколько грамотно определен статус
данных субъектов и их должностные полномочия.

Государственные служащие имеют особый правовой статус,
поскольку на них помимо общегражданских прав и обязанностей возлагаются и
определенные служебные полномочия.

Определение правового положения (статуса) гражданского
служащего в научной литературе учеными и в частности учеными рассматриваются с
разных сторон и различных научных позиций. Как правило, данные вопросы является
тематикой административно-правового исследования.

Так в узком значении Е.В. Охотский предполагает, что
«статус государственного служащего – это, прежде всего, совокупность правового
статуса лица, гражданина Российской Федерации и реального должностного лица,
осуществляющего государственную власть в качестве публичного интереса,
оформленного законом» [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы