Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Календарь природы как средство развития наглядно-образного мышления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты календаря природы как средство развития наглядно-образного мышления 6
1.1. Сущность календаря природы 6
1.2 Психолого-педагогические условия формирования наглядно-образного мышления на основе календаря природы 10
1.3 Методика развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников 23
2.1. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 23
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления посредством календаря природы 28
2.3 Контрольный этап. Анализ результатов развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы 32
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность работы. В педагогике представления означают чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Представления, в которых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются представлениями памяти. В практике нашего исследования, мы понимаем представление как образ предметов и явлений, прежде воспринятых и переработанных с учетом личного опыта.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел. Ребенок учится рассуждать, создавать образы, что является свидетельством формирования наглядно-образного мышления. Наиболее эффективно развивается наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными явлениями. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность — создание календарей природы. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Природа – это богатство, которое воспринимается человеком как данность. Умение ценить и беречь её доступно далеко не всем. Зачастую такое положение вещей объясняется недостатком воспитательного процесса в условиях работы учреждений образования. Именно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) экологическое воспитание включено систему формирования знаний, умений и навыков подрастающего поколения.
Согласно ФГОС ДО целью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде; развитие всех форм мышления, в том числе и наглядно-образного. В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью образного описания дошкольник может представить то, что никогда не видел.
Объект исследования – наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Цель исследования – изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством календаря природы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность календаря природы;
2. выявить психолого-педагогические условия формирования наглядно-образного мышления на основе календаря природы;
3. проанализировать методику развития наглядно-образного мышления посредством календаря природы;
4. выявить уровень развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников;
5. провести опытно-экспериментальную работу по развитию наглядно-образного мышления посредством календаря природы;
6. проанализировать результаты развития наглядно-образного мышления старших дошкольников посредством календаря природы.
Гипотеза: организация наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе посредством моделирования календаря природы способствует развитию наглядно-образного мышления.
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение за старшими дошкольниками, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Серебряковой и др. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Соколов определили сущность понятия наглядно-образного мышления. В работах О.Л. Князев, И.М. Пушкаревой и др. раскрыты основные этапы развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. А.С. Курбатовой, С.Н. Николаевой, О.А. Стешиной определены условия моделирования календарей природы в старшей возрастной группе детей в условиях ДОУ. А.И. Иванова, М.М. Ушакова и др. проанализировали возможности использования календарей природы в развитии наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, вопросы создания необходимых условий для обеспечения преемственности в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста привлекали внимание известных педагогов, в частности Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, С.Ф. Русовой, Е.И. Тихеевой, В.А. Сухомлинского. Они обосновывали мнение о том, что наличие тесной связи и преемственности между отдельными звеньями образования дает детям возможность без особых препятствий переходить в процессе обучения от низшей степени образования к высшему, и этот плавный переход способствует гармоничному развитию личности.
Решению важных вопросов подготовки детей дошкольного возраста к учебнопознавательной деятельности в школе способствуют положения современных отечественных психолого-педагогических исследований, проведенных Л.В. Артемовой, Н.М. Бибик, А.М. Богуш, Н.С. Вашуленко, С.Е. Кулачковской, С.А. Ладывир, Е.В. Проскурой, А.Я. Савченко, Н.О. Хорошковской и др.
На этапе дошкольной подготовки к школе необходимо сформировать нужный и достаточный уровень развития представлений детей о жизни, на которых будет основываться учебно-познавательная деятельность младшего школьника и необходимые способы действий, которыми она будет осуществляться
Наблюдения за изменениями в природе и погоде развивают у детей познавательный интерес: пытливость, любознательность. При наблюдении воспитатель поддерживает интерес детей, руководит их высказываниями, сообщает им новые сведения, задает вопросы, которые направляют внимание детей в желаемую сторону, к нужному объекту, зачитывает (с карточки) подходящее стихотворение, пословицу, поговорку, загадку, побуждает детей к дальнейшим наблюдениям.
Педагоги С.А. Веретенникова, А.И. Иванова, А.А. Крылова считают, что наблюдаемые явления необходимо фиксировать. Дети старшего дошкольного возраста, под руководством педагога, фиксируют для того, чтобы наблюдения лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти ‒ двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, воспитатель помогает детям анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации
Таким образом, формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе было успешным, так как соблюдались следующие условия:
• наблюдения за сезонными изменениями в природе проводились регулярно, систематически;
• фиксировались изменения, происходящие с объектами природы в процессе наблюдений (календарь погоды, календарь наблюдений зживотным и растительным миром), отмечались причинно-следственные связи;
• в разных видах организованной образовательной деятельности (изобразительной, музыкальной, чтение художественной и природоведческой литературы, беседы по картинкам) закреплялись знания, полученные в процессе наблюдений.
Мониторинг сформированности представлений о сезонных изменениях в природе показал положительную динамику в развитии детей.
Для развития дошкольников значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Проводя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определённые логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы в плане умственного воспитания также имеет большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это даёт возможность обобщённо познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что календарь природы является эффективным средством развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что после проведения развивающей работы с использованием календаря природы. Значительно повысился у детей старшего дошкольного возраста уровень развития наглядно-образного мышления. Следовательно, календарь природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является средством экологического воспитания дошкольников, средством развития наглядно-образного мышления.
Итак, в ходе проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты календаря природы как средство развития наглядно-образного мышления
1.1. Сущность календаря природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования календарей природы в ДОУ.
Календарь природы – это наблюдение происходящих в окружающей природе процессов, их фиксация определенным образом (шифровка и дешифровка), сравнение и анализ накопленных сведений, обобщение опыта и прогнозирование предстоящих явлений. К настоящему времени идея экологического образования детей перешла из стадии широкого обсуждения в стадию активной разработки и реализации.
А.С. Курбатова указывает, что экологическое образование является одной из основных составляющих единого образовательного процесса. Причем именно полноценное экологическое образование дошкольников как первоначальная ступень в системе непрерывного экологического образования, ориентированная на воспитание у детей основ экологической культуры как базиса экологического сознания, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее гармоничное развитие взрослой личности [18, с. 407].
Основной задачей дошкольного этапа экологического образования является, прежде всего, выявление и развитие способностей, склонностей и интересов ребенка, развитие потребностей к познанию мира, формирование основ экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, себе и людям как части природы.
Анализ современной литературы показывает, насколько своевременным и актуальным, а главное, универсальным является экологическое образование. Дело в том, что из познания взаимосвязей организма с окружающей его средой происходит ясное понимание места человека на Земле и в социуме, возникает чувство личной ответственности за возникающие отношения и происходящие перемены, приходит осознание необходимости действий, направленных на сохранение объектов природы, на восстановление ее ресурсов.
Для формирования основ экологической культуры, отмечает А. Миронов, нет возрастных границ, но базовые установки закладываются в дошкольном детстве, в том периоде, когда родители и педагоги формируют будущие приоритеты и предпочтения своих воспитанников [20, с. 41]. Именно на этот период возлагаются надежды по развитию личности в определенном направлении, поскольку именно в дошкольном возрасте проще это сделать, ведь дети по сути своей отзывчивы и доверчивы, и важно не упустить эту возможность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы