Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Как Кавказ повлиял на жизнь и творчество Лермонтова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I Влияние темы Кавказа на русскую литературу и творческую биографию М. Ю. Лермонтова 5
1.1 Тема Кавказа в творчестве русских писателей 5
1.2 Кавказ и личность М. Ю. Лермонтова 9
Глава II Анализ произведений М. Ю. Лермонтова: взгляд на Кавказ 15
2.1 «Измаил-Бей» и «Хаджи Абрек»: воплощение культуры Кавказа 15
2.2 «Кавказец» М. Ю. Лермонтова: тип русского офицера, сформированного кавказской войной 16
Заключение 25
Список используемой литературы 27

  

Введение:

 

Хотя кавказский феномен в русской литературе довольно широко изучен, остается ряд вопросов, представляющих научный и практический интерес. Так, в контексте кавказской тематики, на наш взгляд, не меньший интерес представляют эпизоды обращения творчества писателя к культуре конкретного народа.
Кавказ всегда в нашей стране воспринимался как место сакральное, библейское с горой Арарат — место, куда причалил Ноев ковчег, т. е. место реальной связи с историей.
Для древнерусской культуры история, начинавшаяся с Сотворения мира, определяла Кавказ именно местом особенным, горним во всех смыслах.
До конца XVIII века связь с единоверной православной Грузией подчеркнуто дружественная, и эту традицию продолжает русская классическая литература. Начиная с «Кавказского пленника» Пушкина это еще и пространство любви. Героиня совершенно немотивированно любит русского пленника, и для поколений русских читателей эта связь была незыблемой. Кавказ, как рай на земле у Лермонтова, как ад и пространство войны у Бестужева-Марлинского.
«Синие горы Кавказа, приветствую вас… Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю об вас да об вас» — писал в 1832 году М. Ю. Лермонтов.
В первой трети XIX века возникает уникальная ситуация, когда начинает формироваться кавказский миф. Основа его двойственная и взаимоисключающая. Религиозный взгляд соседствует с политическим. В XVI–XVIII веках Кавказ вызывал у русских почтительное восхищение как пространство сакральное. Теперь к этому прибавляется негативное отношение как к месту реализации имперской политики – месту опасному, месту постоянных военных действий, месту депортаций и ссылки. На это накладывается собственно литературное идеализированное восприятие, «Быть может, за стеной Кавказа / Сокроюсь от твоих пашей» [18, т 2, с. 191].
Задачи:
1) Характеристика темы Кавказа в творчесве русских писателей;
2) Анализ влияния Кавказа на личность М. Ю. Лермонтова;
3) Описание некоторых произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных Кавказу.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что тема Кавказа всегда была актуальной для литературы и творчества многих писателей. Особенно это важно при анализе творчества М. Ю. Лермонтова.
Предметом исследования является тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Объектом исследования являются специфика образов Кавказа в творчестве писателя.
Изучением данной проблемы занимались такие авторы, как Андроников И.Л., Видяева Н.Н., Горланов Г.Е., Герштейн Э.Г., Юхнова И.С., Чакветадзе Л. И др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена рассмотрению влияния Кавказа на жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
В начале XIX века Северный Кавказ — ранее всего Кабарда и Осетия, — был вовлечен в культурное развитие России, причем процесс этот был взаимным. Между культурной России и лучшими культурными аспектами народов Кавказа шло взаимообогащение.
На Кавказе в это время велась бурная жизнь, это инициировало новый стиль мысли и художественного творчества в России, русские писатели обогащались новыми впечатлениями революционных стремлений. Об этом говорят произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Таким образом, речь идет о явлении, далеко выходившем за рамки местных связей между русским населением на Северном Кавказе и горскими народами.
Свободолюбивым, вольным духом, неуёмным напором, резким эмоциональным характером Лермонтов и сам походил на горца. В поэме «Измаил-Бей» поэт с особой симпатией рисует красоту молодой лезгинки Зары, кто «Нежна – как пери молодая, Создание земли и рая, Мила – как нам в краю чужом Меж звуков языка чужого Знакомый звук, родных два слова!», и образ храброго, благородного горца Измаил-Бея. [18]. Не жалея жизни, они сражаются за свободу своего народа. В трудные годы женщины Кавказа плечом к плечу с мужьями сражались против врагов, защищая свободу: «Но жёны гор не с женскою душою! За поцелуем вслед звучит кинжал, Отпрянул русский – захрипел – и пал! «Отмсти, товарищ!» – и в одно мгновенье (Достойное за смерть убийцы мщенье!)» [18].
В лирическом произведении воссоздавался строй мыслей и чувств «кавказца», обозначалась его картина мира, аксиология, а в высказывании особо значимым было не столько то, что говорит герой, сколько то, о чем он умалчивает. То есть получала выражение та грань образа, которая в «Герое нашего времени» оказалась на периферии изображения. Там Максим Максимыч говорил не о себе, а о Печорине. Он выступал рассказчиком «историйки», которую из него стремился «вытянуть» попутчик. И внимание собеседника было направлено не на внутренний мир штабс-капитана, а на постижение личности Печорина.
В очерке «Кавказец» Лермонтов не просто представил тип русского офицера, сформированного кавказской войной. Он проследил его судьбу, обозначил основные вехи его биографии. И это была жизнь человека, большую часть своей жизни проведшего, во-первых, в условиях войны и, во-вторых, в условиях чужой культуры [33]. В «Кавказце» Лермонтов дал новое понимание войны и проблемы «человек не войне», проследил формирование типа личности, сформированного пограничьем. Впервые в очерке формируется понимание границы как «места добрососедства и вражды, изоляции и диалога», «места встречи сближающихся миров» [11, с. 22], к которому философы, культурологи и литературоведы пришли только в XX веке. Через образ кавказца Лермонтов показал то свойство пограничья, которое состоит в «способности соединять различное, создавать условия для диалога» [13, с. 174]. Вероятно, не только позднее обнаружение очерка, «вторичность» жанра, но и проблематика, опережающая свое время, и обусловила долгий путь очерка к читателю и исследователю.

 

Фрагмент текста работы:

 

В начале XIX века Северный Кавказ — ранее всего Кабарда и Осетия, — был вовлечен в культурное развитие России, причем процесс этот был взаимным. Между культурной России и лучшими культурными аспектами народов Кавказа шло взаимообогащение.
То, что в состав России вошли народы Кавказа, стало влияющим фактором на культуру России. Изменились границы литературы, искусства, мысли. Самые лучшие аспекты рассматриваемых культур переплетались между собой, встречались с реакционными феодальными порядками, межплеменными и родовыми конфликтами, древними и кровавыми обычаями.
Кавказ воспринимался под призмой неспокойного кризиса крепостничества и наступившего после 14 декабря 1825 года вовлечения России в революционное движение. Также влияло и восприятие трагической судьбы декабристов.
На Кавказе в это время в литературе развивается реалистическое направление.
На Кавказе в это время велась бурная жизнь, это инициировало новый стиль мысли и художественного творчества в России, русские писатели обогащались новыми впечатлениями революционных стремлений. Об этом говорят произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Таким образом, речь идет о явлении, далеко выходившем за рамки местных связей между русским населением на Северном Кавказе и горскими народами.
Нартский эпос развивался наряду с другими произведениями фольклора. В последнем интенсивно начинает развиваться общественно-политическая тема.
Основная тема горцев в то время – борьба обездоленного населения против произвола и тирании феодалов. Данная тема находит свое выражение в борьбе за землю, справедливость и тему свободы. Герой песни народов Дагестана Хочбар, раздававший тысячам бедняков «по сто овец» из ханских отар, «восьмистам бескоровным по шести коров» из ханских стад, заживо сжигается на костре. Песню о Хочбаре высоко оценил Л. Н. Толстой, сказав, что она удивительна. Самое широкое распространение получили в Осетии песня и сказание о знаменитом герое Чермене.
Первые попытки создания письменности. Первым, кто составил адыгскую (черкесскую) азбуку (около 1821 г.), был шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. Однако из-за противодействия мусульманского духовенства азбука эта не получила применения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы