Курсовая с практикой на тему Качество жизни и стратегии решения жизненных проблем на разных этапах жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования качества жизни и стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях 5
1.1 Основные подходы к пониманию феномена «качество жизни» 5
1.2 Понятие стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях 11
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи качества жизни и стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях 27
2.1 Организация эксперимента: описание методики, выборки 27
2.2 Анализ результатов проведенного экспериментального исследования 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Качество жизни является весьма значимым аспектом существования человека. Данное понятие является весьма широким и включает в себя множество компонентов, которые исследуются в разных научных сферах. Так, в понятие «качество жизни» входит и определенный уровень здоровья человека, определенный уровень финансового и материального благополучия, продуктивные отношения с близкими и другими людьми, наличие определенной профессиональной деятельности, возможности личностного саморазвития, наличие определенных увлечений и другие факторы. Можно предположить, что определенное оптимальное для конкретного человека сочетание многих факторов и определяет его качество жизни, которое для себя он определяет как субъективное переживание удовлетворенности жизнью, благополучия. Данное субъективное ощущение можно отнести в сферу изучения психологии.
В качестве еще одного фактора можно принять стратегии принятия решения в трудных ситуациях, стратегий преодоления данных трудностей. Можно предположить, что между стратегиями совладающего поведения и качеством жизни, которое выражено уровнем субъективного благополучия личности, существует определенная взаимосвязь. Так, например здоровая, благополучная, гармоничная и позитивная личность будет более склонна к выбору преодолевающей копинг-стратегии или стратегии позитивного переосмысления, что позволит ей поддерживать стабильный уровень благополучия и положительного отношения к жизни. Соответственно, и субъективное ощущение высокого качества жизни будет сохраняться.
Исследованием совладающего поведения занимались такие ученые, как Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Е. Ф. Василюк и лр.
Феномен «качество жизни» изучается в социологии, психологии, медицине и др. В психологии изучением данного явления занимались А. И. Суббето, Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов, Б. М. Генкин и др.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь качества жизни и стратегий принятия решения в трудных ситуациях.
Объект исследования: качество жизни.
Предмет исследования: взаимосвязь качества жизни и стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научных исследований в отношении понимания феномена «качество жизни»;
2. Изучить основные представления ученых о стратегиях совладающего поведения;
3. Провести экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия (как психологического показателя качества жизни), а также предпочитаемых стратегий совладающего поведения представителей молодого возраста;
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Гипотеза: высокий уровень субъективного благополучия как признак высокого уровня субъективного качества жизни связан со стратегиями совладающего поведения человека.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, шкала исследования субъективного благополучия, копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Темой данного исследования является «Качество жизни и стратегии решения жизненных проблем на разных этапах жизни».
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь качества жизни и стратегий принятия решения в трудных ситуациях.
Объект исследования: качество жизни.
Предмет исследования: взаимосвязь качества жизни и стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Выполнить обзор научных исследований в отношении понимания феномена «качество жизни»;
2. Изучить основные представления ученых о стратегиях совладающего поведения;
3. Провести экспериментальное исследование уровня субъективного благополучия (как психологического показателя качества жизни), а также предпочитаемых стратегий совладающего поведения представителей молодого возраста;
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
В первой главе были рассмотрены основные подходы к пониманию таких феноменов, как качество жизни и совладающее поведение. Следует отметить, что качество жизни является объектом исследования в различных областях науки: философии, медицине, социологии, психологии, экономике и др. С точки зрения психологических концепций рассматривается такое понятие субъективное качество жизни, которое следует расценивать как определенный уровень психологического комфорта, мироощущения, переживания положительных эмоций в связи со своими условиями жизни и функционирования. В качестве одного из критериев выражения субъективного качества жизни может выступать субъективное благополучие человека. Ученые отмечают, что в некоторых случаях уровень субъективного благополучия не соотносится с реальными жизненными условиями человека: при достаточно низком уровне жизни человек демонстрирует высокий уровень субъективного благополучия и, наоборот, при абсолютно благополучных внешне условиях жизни, оптимальном круге общения человек показывает низкий уровень субъективного благополучия.
Совладающее поведение представляет собой предпочтительные стратегии поведения и принятия решения в трудных жизненных ситуациях. Можно предположить, что конструктивные стратегии совладания являются элементов высокого качества жизни и, соответственно, соотносятся с высоким уровнем субъективного благополучия, и наоборот.
Проведенное экспериментальное исследование, однако, не подтвердило подобного предположения. Было установлено, что участники исследования, которыми стали 10 студентов 2 курса педагогического университета выбирают различные стратегии совладания, однако демонстрируют примерно одинаковый уровень субъективного благополучия.
Таким образом, на данном этапе возрастного развития не выявлено взаимосвязи между качеством жизни и совладающим поведением, что может быть объяснено большим количеством факторов, оказывающим воздействие на субъективное качество жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования качества жизни и стратегий принятия решения в трудных жизненных ситуациях
1.1 Основные подходы к пониманию феномена «качество жизни»
Качество жизни как феномен для научного исследования включает в себя большое количество различных аспектов, что не позволяет полноценно исследовать данное явление только рамках одного научного направления.
Однако, можно говорить о том, что наибольшее внимание данному явлению уделяется научными направлениями социологической сферы. В рамках социологических концепций качества жизни выдвигается большое количество индикаторов, которые могут быть применены для измерения его уровня: объем материальных ресурсов, доступных человеку для удовлетворения его потребностей и желаний; определенная культурная активность, уровень тех учреждений инфраструктуры, которые доступны конкретному субъекту (медицинские организации, образовательные учреждения, различные организации обслуживания), возможность удовлетворять собственные потребности в саморазвитии и самореализации, познавательные потребности, возможности раскрытия своего творческого потенциала, интенсивность воздействия стрессовых факторов, плотность населений и т .д. Однако анализ исключительно социологических индикаторов дает возможность исследовать качество жизни только с одной стороны, не позволяя сформировать полноценные представления обо всех аспектах и многообразии данного явления.
Основоположником исследований феномена «качество жизни», а также автором данного термина следует считать Джона Гэлберта и Форрестера, которые изучали данное явление в 60-х годах ХХ столетия. Целью их исследований было создание модели траектории промышленной динамики.
В настоящее время предлагаются различные трактовки исследуемого понятия. Так, например, с точки зрения Б. М. Генкина, который провел анализ разнообразных подходов к исследованию и определению качества жизни, многие исследователи и подходы интерпретируют данный феномен как некоторую степень благополучия конкретного субъекта, в плане комфортности его условий жизни [10].
С другой стороны, существует достаточно лаконичное понимание качества жизни, рассматривающее его как определенный уровень реализации высокоразвитых потребностей и интересов людей. Краткость данной интерпретации тем не менее не снижает его значимости. Это понимание гармонично соотносится с представлениями, существующими в рамках других концепций. В данном случае по высокоразвитыми потребностями человека могут подразумеваться потребности в достижении счастья, гармонии, раскрытия своего творческого потенциала, определенной профессиональной самореализации и т.д.
Б. М. Генкин, помимо уже приведенного понимания, рассматривает понятие «качество жизни» в рамках общественно-экономических представлений, дифференцируя на этом основании некоторые характеристики данного феномена. Исследователь делает особый акцент на том, что феномен качества жизни выключает в себя большое количество самых разнообразных аспектов, что не позволяет отождествить данное понятие, например, с определением «уровень жизни», несмотря на то что, например, в житейских представления они часто являются аналогами.
Качество жизни в научной концепции Б. М. Генкина изучается в двух основных плоскостях: объективной и субъективной, каждая из которых подразумевает группу внутренних составляющих. Составляющими объективной плоскости анализа феномена «качество жизни» выступает уровень жизни, уровень занятости, уровень развития инфраструктуры, социальное обеспечение и гарантии. Составляющими субъективной плоскости анализа выступают специфические характеристики эмоциональной сферы конкретного субъекта в конкретный момент, степень удовлетворенности разнообразными сферами своего существования: профессиональной сферой, условиями проживания, отношениями с окружающими и др..
Таким образом, обзор научных исследований различной направленности позволяет сделать вывод, что основное количество исследователей интерпретируют качество жизни рассматривают как целостное интегрированное явление, которое непосредственно связано с общественно-экономическими условиями существования конкретного индивида, которые представляют собой фундамент для развертывания всех остальных его сфер жизнедеятельности.
Для изучения и понимания данного феномена необходимо понимать, что понимание качества жизни не может состоять исключительно в анализе и измерении экономических и материальных показателей. В структуру данного феномена также необходимо включать психологические и духовные аспекты.
Соответственно можно сделать вывод, что качество жизни следует воспринимать, как определенную всеобъемлющую систему, которая объединяет в себе культурный уровень, характеристики экологической ситуации, уровень развития системы образования, специфику социального, экономического и политического устройства общества, личностные свойства субъекта. Качество жизни интерпретируется как интегральный критерий, позволяющий проанализировать все аспекты сформированности и уровень удовлетворения всего разнообразия потребностей и интересов людей.
По мере углубления и расширения научных представлений образовались две основных концепции к измерению качества жизни: анализ объективных составляющих условий существования, а также измерение субъективных оценок жизни. Индивидуальная картина потребностей и стремлений каждого отдельного человека является уникальной, поэтом степень удовлетворенности каждой из них может быть оценена только непосредственно самим субъектом. Данные такой субъективной оценки достаточно сложно привязать к определенным объективным шкалам, поэтому можно говорить о том, что и значение они имеют в большей мере непосредственно самого индивида, и могут расценивать исключительно, как его личное представление и оценка. Таким образом, оценка качества жизни может быть реализована в двух видах: степень удовлетворенности объективных потребностей и реализации интересов [11].
Психологическое отображение качества жизни может быть охарактеризовано, как некоторый уровень удовлетворенности разными составляющими своего жизненного пространства и оптимальное соотношение с психической адекватностью личности. Качество жизни – это обобщенная характеристика материального, психологического и общественного существования конкретного индивида, которая базируется на его субъективном восприятии.
Сравнение субъективной удовлетворенности качеством собственной жизни с субъективным благополучием целесообразно. Трактовки субъективного благополучия, представленные в исследованиях в рамках различных концепций, могут быть дифференцированы на три категории:
1. Нормативное определение. Субъективное благополучие детерминируется действием некоторых общественно одобряемых критериев. В данной ситуации основанием для интерпретации и анализа благополучия может считать иерар