Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Качества личности, способствующие межличностному взаимодействию, особенности их формирования и коррекции.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Качества личности, способствующие межличностному взаимодействию 5

1.1. Межличностные взаимодействия между людьми 5

1.2. Качества личности в межличностном взаимодействии 14

Глава 2. Особенности формирования и коррекции качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию 22

2.1. Методика и анализ исследования формирования качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию 22

2.2. Способы коррекции качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложение 1. 35

Тест межличностных отношений Лири 35

Приложение 2 49

Результат теста 49

  

Введение:

 

Проблема взаимодействия людей интересовала многих ученых во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, нахо-дится во взаимодействии с другими людьми. В межличностном взаимодей-ствии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, который имеет свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения между людьми и в процессе совместной деятельности. Межлич-ностные взаимодействия можно рассматривать как отношения между людьми, которые являются членами общей для них группы — семьи, школьного класса, спортивной команды и т.д. В этих случаях они прояв-ляются в характере и способах взаимных влияний, которые люди оказы-вают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностное взаимодействия – это совокупность связей, склады-вающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:  восприятие и понимание людьми друг друга;  межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);  взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Межлич-ностному взаимодействию способствуют личные качества, присущие каж-дому человеку, вступающему во взаимодействие.

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Проявление и выразительность качеств личности во многом зависит от ее активной трудовой, учебной и общественной деятельности, от богатства жизненных впечатлений и переживаний.

Одним из ученых, изучавших межличностное взаимодействие, явля-ется Л.Д. Столяренко. Изучением личностных качеств, способствующих межличностному взаимодействию, занимались многие ученые. Так, ком-муникативные качества личности изучали А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, В.А. Богданов, В.Н. Панферов и др.

Объект исследования – межличностные взаимодействия.

Предмет исследования – качества личности, способствующие меж-личностному взаимодействию.

Цель исследования: определение качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию, особенности их формирования и кор-рекции.

Задачи исследования:

1. Изучить межличностные взаимодействия между людьми;

2. Определить качества личности, способствующие межличностному взаимодействию;

3. Установить методику и провести анализ исследования формирова-ния качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию;

4. Обосновать способы коррекции качеств личности, способствую-щих межличностному взаимодействию.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межличностные взаимодействия — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе ле-жат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межлич-ностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоцио-нальную содержательность. Межличностные взаимодействия есть действи-тельная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений.

Когда люди взаимодействуют друг с другом, проявляются их лич-ностные качества, отсюда и вытекают межличностные отношения. Важ-нейшей особенностью межличностных отношений является их эмоцио-нальная основа. Это означает, что они возникают и формируются на осно-ве определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут как сближать, так и разъединять людей.

Формирование качеств личности происходит совместно с ростом и воспитанием ребенка как личности. Развиваясь, установки личности стано-вятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных качеств.

Сложившееся качество личности — это установка в трех формах: убеждение (рациональная установка); стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности. Если какая-либо из этих форм отсутствует в определенном качестве, то соответствующее отношение яв-ляется неполным, возможно, оно только формируется.

Психологическая коррекция подразумевает вмешательство специа-листа-психолога с целью исправления нежелательных качеств индивида и/или его поведения в значимых ситуациях.

Существуют групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей деятельности. Индивидуальная коррекция проводится в виде специально организованных занятий, способствующих личностным изме-нениям, освоению новых навыков (поведения, общения, саморегуляции). Широко распространены коррекционные мероприятия, проводимые в форме индивидуальных консультаций с психологом или групповых заня-тий. Кроме того, психолог в коррекционной работе может использовать психофизиологическое оборудование, которое применяется как для про-филактики функциональных нарушений, так и для повышения резервных возможностей организма и восстановления.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Качества личности, способствующие межличностному взаимодействию

1.1. Межличностные взаимодействия между людьми

Человек — существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и относятся друг к другу, вы-являет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Каждый человек живет, формируется и развивается в обществе дру-гих людей. Он устанавливает с ними определенные связи и отношения. В основе этих связей и отношений лежат действия людей и их влияние друг на друга. Это и есть взаимодействие.

Взаимодействие — это процесс прямого или косвенного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обуслов-ленность и связь [9].

Именно причинность является основным признаком взаимодействия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, как следствие одновременного обратного влияния про-тивоположной сторо-ны. Если противоположность выявляется взаимодействием, то она стано-вится источником самодвижения и саморазвития процессов и явлений.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому чело-веку как к субъекту, имеющему свой собственный мир. Взаимодействие че-ловека с другими людьми в обществе — это взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, воздействие на оценки и эмоци-ональные состояния другого человека.

Взаимодействие в социальной психологии — это не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместной деятельности, позволяющая группе реализовать общую деятельность сво-их членов.

Взаимодействие обычно классифицируется по форме. При этом вы-деляют межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие — это случайные и преднамеренные, частные и публичные, длительные и кратковременные, вербальные или не-вербальные контакты и связи двух или более людей, вызывающие взаим-ные изменения в их поведении, деятельности, взглядах и установках.

Основными атрибутами межличностного взаимодействия являются:

• Наличие внешней цели (или объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• Доступность (эксплицитность) для наблюдения и регистрации другими людьми;

• Ситуативность, зависящая от конкретных условий деятельно-сти, правил, норм, в результате чего взаимодействие становит-ся достаточно изменчивым явлением;

• Рефлексивная многозначность, зависящая от восприятия, от условий и оценок участников. [7]

Межгрупповое взаимодействие — это процесс прямого или косвенного влияния множества субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно происходит между целыми группами.

Межличностные отношения (связи) — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межлич-ностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности (Пс. Сл. — М., 1983). Они возникают и развивают-ся в процессе совместной деятельности и общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и разви-тия контактов и связей между людьми, обусловленный потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку общей стратегии взаимодействия и взаимоотношений (Пс. Сл., М., 1985). Общество обычно включается в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, реализацию и контроль их деятельности.

Столяренко Л.Д выделяет среди различных форм межличностного взаимодействия такие, как привязанность, дружба, любовь, конкуренция, забота, времяпрепровождение, эксплуатация, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и т.д. [12]

• Одной из распространенных форм является ритуальное взаи-модействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как особая форма взаимодействия, придуман-ная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал рас-крывает ценности группы: люди выражают через ритуал то, что их больше всего трогает, то, что составляет их социальные ценностные ориентации.

На протяжении истории человечество выработало огромное разно-образие ритуалов: религиозные ритуалы, дворцовые церемонии, диплома-тические приемы, военные ритуалы, светские ритуалы, включая праздники и похороны. К ритуалам также относятся многочисленные нормы поведе-ния: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым людям и т.д.

• Операция — это тип взаимодействия, при котором общение осуществляется с позиции «Взрослый — Взрослый». С операциями мы встречаемся каждый день: на работе, в школе, практически в любом виде творческой деятельности. Успешно выполнив операцию, человек подтвер-ждает свою компетентность и получает подтверждение от окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональ-ных, семейных функций, умелое и эффективное выполнение этих обязанно-стей — вот те операции, которыми наполнена жизнь людей.

• Конкуренция — это форма социального взаимодействия, когда есть четко поставленная цель, которую необходимо достичь, и все действия разных людей соотносятся друг с другом с учетом этой цели. Человеку свойственно стремление достичь лучших результатов, чем другие члены команды.

• В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя, казалось бы, совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно другом месте, разговаривая с воображаемыми собеседниками, мечтая о своем. Такое специфическое взаимодействие называется уходом.

• Времяпрепровождение — следующий тип утвержденных фикси-рованных взаимодействий, обеспечивающий хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «поглаживаний» между взаимодействующи-ми людьми. Времяпрепровождение — это фиксированная форма транзакций (единиц взаимодействия), призванных удовлетворить потребность людей в признании. Наиболее распространенная тема времяпрепровождения — «Вещи» (сравнение автомобилей, телевизоров и т.д.). Мужское времяпре-провождение чаще всего посвящено теме «Кто вчера выиграл» (результа-ты футбольных и других спортивных матчей). Преимущественно женские темы — «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько это стоит?» и т.д.

Устойчивое взаимодействие между людьми может быть обусловлено возникновением взаимной симпатии, аттракции (от английского attraction — притяжение, тяготение). Близкие отношения, обеспечивающие товарище-ство, когда мы чувствуем любовь, одобрение и поддержку со стороны друзей и семьи, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что близкие, позитивные отношения улучшают здоровье и снижают веро-ятность преждевременной смерти. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех зол» (Сенека).

• Дружба и любовь как формы взаимодействия удовлетворяют потребность людей в принятии. Дружба включает в себя фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным ком-понентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеет место только сочетание сексуального влечения и симпатии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы