Естествознание Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Изучение животного мира Ярославской области в курсе «Окружающий мир»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников 5
1.1 Значение знаний о животном мире в формировании личности младшего школьника 5
1.2 Содержание знаний о животных в образовательных программах по предмету «окружающий мир» 14
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию знаний о животном мире Ярославской области в курсе «Окружающий мир» 20
2.1. Диагностика уровня сформированности знаний о животных у младших школьников 20
2.2. Проект формирования знаний о животных Ярославской области в курсе «Окружающий мир» 22
2.3 Ход и результаты исследования 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что исключительную роль в общей системе образования играет начальная школа, являющаяся фундаментом формирования учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность всего последующего обучения.
Курс «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального обучения. Его особое значение заключается в формировании у младших школьников целостного представления о мире и месте человека в нем. Это определяет цель курса — формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Дисциплина «Окружающий мир» является одной из основополагающих в курсе начальной школы. На её изучение в учебном плане выделяется по 2 часа на протяжении всех 4-ёх лет обучения. Предметное содержание дисциплины на протяжении всего обучения последовательно позволяет достигать тех результатов, которые определены в Стандарте. Связано это с тем, что материал в учебниках расположен циклично, а это позволяет постоянно повторять и углублять изученное ранее.
Приоритетная цель курса «Окружающий мир» — обеспечить осознание ребёнком целостности окружающего мира.
«Окружающий мир» решает крайне важную роль для начальной школы – задачу социализации ребёнка.
В учебниках по окружающему миру рассматривается природа и общество как составные части окружающего мира. Человек — часть природы и член общества.
В центре изучения окружающего мира поставлен сам младший школьник и система его взаимоотношений с окружающим миром.
Воспитательный потенциал достигается также введением в содержание исторических, этических, экономических, экологических знаний, обеспечивающих социализацию младшего школьника, формирование у него социальных представлений (о родной стране, других странах, государственном устройстве, правах и обязанностях, этике взаимоотношений и пр.), правил взаимодействия с окружающей средой, воспитание патриотических чувств [4].
Требования ФГОС НОО [3] и соответствующее им содержание многочисленных современных программ по предмету «Окружающий мир» для начальной школы [8–10] предполагают формирование у младших школьников представлений о многообразии животного мира и особенностях основных групп животных.
Анализ теории и практики проблемы организации работы по изучению животного мира Ярославской области в курсе «Окружающий мир» позволил выявить противоречие между необходимостью создания условий для самореализации учащихся младшего школьного возраста, потенциальными возможностями начальной школы для их эффективного развития и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания. Поиск путей разрешения этого противоречия и определил проблему исследования. Она заключается в методическом обеспечении исследовательской работы изучения животного мира Ярославской области в курсе «Окружающий мир».
Объект исследования – уровень знаний о животном мире у младших школьников.
Предмет исследования –Изучение животного мира Ярославской области в курсе «Окружающий мир».
Цель исследования – на основании теоретического и эмпирического исследования разработать и апробировать программу формирования знаний животного мира Ярославской области в курсе «Окружающий мир».
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
— показать значение знаний о животном мире в формировании личности младшего школьника;
— изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
— проанализировать содержание знаний о животных в образовательных программах по предмету «окружающий мир» Ярославской области;
— изучить методы, формы и приёмы формирования знаний о животных у младших школьников;
— осуществить эмпирическое исследование по формированию знаний о животных у младших школьников, для чего провести диагностику уровня сформированности знаний о животных у младших школьников;
— разработать программу, направленную на формирование знаний о животных у младших школьников в процессе изучения предмета «окружающий мир» с применением информационных технологий;
— осуществить анализ результатов формирующего исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как:. Березкина Г.В. , Беркова Н.Н. , Вахрушев А.А., Алтухов С.М., А.С. Раутиан А.С., Виноградова Н.Ф., Галушко И.Г., Зацепилина Э.О., Галушко А.В., Гладких Ю.П., Ризванова Д.Д., Голованова В. С., Дмитриева Н.И, Казаков А.Н., Душкина Н.О., Зебзеева В.А., Солодовникова М.П., Зиновьев А.В., Горяинов А.П., Потрясова Н.Н., Ивашкина А.А., Иргит С.Ч. , Крыштоп, В.А., Резник, Н.А., Курносова С.А., Малыгина М.А., Демьянков Е.Н., Москаленко М.В., Мазанюк Е.Ф., Шамилёва И.А. и других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами всесторонне изучены теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников, значение данных знаний в формировании личности младшего школьника, сделан глубокий теоретический анализ существующих программ, методов, методик и приёмов начальной школы, направленных на формирование данных знаний.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведя теоретический анализ изученного материала можно сказать, что специфика рассматриваемого курса заключается в его подчинении логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества в их взаимопроникновении и цельности, диалектическое единство практического и теоретического содержания в их историческом развитии, развитие научных знаний различного уровня обобщения: краеведческих, страноведческих, обще-землеведческих.
Особенность содержания курса и программ «Окружающий мир» выражается в его интегрированном и культурологическом характере, это даёт возможность учитывать степень восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их эрудицию, общую культуру, творческие способности.
Основанием для интеграции обществоведческих и природоведческих знаний явилось рассмотрение роли и места человека в обществе и в природе, а главной идеей обновления содержания заключается в отборе наиболее актуальных для ребёнка знаний, которые позволяют подготовить его к многообразному взаимодействию с окружающим миром.
В курс «Окружающий мир» заложена содержательная основа для обширной реализации меж-предметных связей всех дисциплин, изучаемых в начальной школе. Предмет «Окружающий мир» подкрепляет и использует умения, полученные на уроках русского языка, чтения и математики, изобразительного искусства и музыки, физической культуры и технологии, вместе с ними приучая детей к эмоционально-ценностному и рационально-научному освоению окружающего мира.
Основа методики преподавания программ по «Окружающему миру» заключается в проблемно-поисковом подходе, который обеспечивает активное освоение различных способов познания, окружающего и «открытие» детьми новых знаний. Для этого применяются различные формы и методы обучения с использованием системы средств, которые составляют целостную информационно-образовательную среду. Обучающиеся выполняют опыты и практические работы, ведут наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью, работают над различными творческими заданиями. Кроме того, применяются ролевые и дидактические игры, моделирование явлений и объектов окружающего мира, учебные диалоги.
Большую роль в успешном решении задач курса имеют учебные прогулки и экскурсии, выполнение посильной практической деятельности по охране среды, встречи с людьми различных профессий и другие формы работы, позволяющие непосредственно взаимодействовать ребёнку с окружающим миром. Проведение занятий можно организовывать не только в классе, но и музее, на улице, парке, в лесу и так далее. Кроме перечисленных форм обучения программ курса «Окружающей мир» предусматривает организацию проектной деятельности учащихся, которая имеет большое значение для достижения планируемых результатов образовательного процесса и реализации идей ФГОС НОО.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников
1.1 Значение знаний о животном мире в формировании личности младшего школьника

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.[10, с.27]
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения входить в пространство другого, а именно: объектов и явлений Живой природы, развивающаяся личность учится, только покидая пределы непосредственного эмоционального опыта. Замкнутое в рамки индивидуального эмоционального опыта, стереотипное восприятие ребёнком природной действительности значительно ограничивает его познание.[18. ,с.220]
По мнению А. Бодалева «в самой экзистенциальной сущности ребёнка заложены возможности эмоциональной отзывчивости: единство процесса познания ребёнком мира с его эмоциональным развитием, способность испытывать страдание и радость, поскольку развивающаяся личность имеет для этого «чувствилище»[12].
Г. С. Батищев говорил о способности младшего школьника «быть в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», «жить во взаимности и сопричастности всему сущему на свете» [11].
Через ощущения своей общности, связи и включенности во все остальное творение, школьник способен приобретать опыт переживания растений и животных как части самого себя.
Бесспорно, процесс образования младших школьников априори выстраивается на общекультурных смыслах и значениях: содействии, поддержке, помощи, деятельном участии и прочих особенностях; очевидна социальная значимость педагогического содействия развитию личностных механизмов, запускающих ориентацию ребёнка на общечеловеческие, социальные и личностные ценности и поддерживающих гуманную направленность его личности. [14]
Одним из требований ФГОС является формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.[2]
Ценностное отношение к природе представляет собой интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения [7].
Отношение к родной природе становится мерилом и нравственной школой каждого человека от мала до велика, школой воспитания патриотизма, благородства, доброты, мужества, чувства прекрасного и возвышенного, без которых невозможна духовно полноценная личность.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств
Животные — часть живой природы. Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребёнка.
Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов [4].
Основными задачами изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе является:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет «Окружающий мир» нацелен на решение последующих вопросов:
1) развитие почтительного взаимоотношения к семье, населённому месту, району, в каком живут ребята, к Российской федерации, ее натуре и культуре, события и нынешней существования;
2) понимание ребятами значения, единства и разнообразия окружающего мира, собственного участка в нём;
3) развитие модификации не опасного действия в обстоятельствах обыденной существования и в разных небезопасных и непомерны моментах;
4) развитие эмоциональной культуры и зоне ответственности с целью предоставления успешного и не опасного взаимодействия в социуме [4].
Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу – воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания – умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.
В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного, бережного отношения ребёнка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания [6].

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.[10, с.27]
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения входить в пространство другого, а именно: объектов и явлений Живой природы, развивающаяся личность учится, только покидая пределы непосредственного эмоционального опыта. Замкнутое в рамки индивидуального эмоционального опыта, стереотипное восприятие ребёнком природной действительности значительно ограничивает его познание.[18. ,с.220]
По мнению А. Бодалева «в самой экзистенциальной сущности ребёнка заложены возможности эмоциональной отзывчивости: единство процесса познания ребёнком мира с его эмоциональным развитием, способность испытывать страдание и радость, поскольку развивающаяся личность имеет для этого «чувствилище»[12].
Г. С. Батищев говорил о способности младшего школьника «быть в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», «жить во взаимности и сопричастности всему сущему на свете» [11].
Через ощущения своей общности, связи и включенности во все остальное творение, школьник способен приобретать опыт переживания растений и животных как части самого себя.
Бесспорно, процесс образования младших школьников априори выстраивается на общекультурных смыслах и значениях: содействии, поддержке, помощи, деятельном участии и прочих особенностях; очевидна социальная значимость педагогического содействия развитию личностных механизмов, запускающих ориентацию ребёнка на общечеловеческие, социальные и личностные ценности и поддерживающих гуманную направленность его личности. [14]
Одним из требований ФГОС является формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.[2]
Ценностное отношение к природе представляет собой интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения [7].
Отношение к родной природе становится мерилом и нравственной школой каждого человека от мала до велика, школой воспитания патриотизма, благородства, доброты, мужества, чувства прекрасного и возвышенного, без которых невозможна духовно полноценная личность.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств
Животные — часть живой природы. Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребёнка.
Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов [4].
Основными задачами изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе является:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Предмет «Окружающий мир» нацелен на решение последующих вопросов:
1) развитие почтительного взаимоотношения к семье, населённому месту, району, в каком живут ребята, к Российской федерации, ее натуре и культуре, события и нынешней существования;
2) понимание ребятами значения, единства и разнообразия окружающего мира, собственного участка в нём;
3) развитие модификации не опасного действия в обстоятельствах обыденной существования и в разных небезопасных и непомерны моментах;
4) развитие эмоциональной культуры и зоне ответственности с целью предоставления успешного и не опасного взаимодействия в социуме [4].
Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу – воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания – умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.
В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного, бережного отношения ребёнка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы