Курсовая с практикой на тему Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории (на примере истории России второй половину XVIII в)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.
Современное школьное образование как источник формирования
культурно-нравственных ценностей у обучающихся. 4
1.1 Основные
подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории 4
1.2 Сравнительный
анализ двух линеек учебников истории для 7 класса в контексте вопросов культуры
в России во второй половине XVIII века. 10
2. Музейное
образование как особый вид педагогической практики. 17
2.1 Психолого-педагогические
ресурсы музейной педагогики………………17
2.2 Сценарий внеклассного
мероприятия «Виртуальная экскурсия в музей» для 7 класса …………………………………………………………………………21
Заключение. 33
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность. Наличие у учителя
истории четких программных установок, стабильных учебников и методических
пособии, дополнительной литературы еще в недавнем прошлом было важнейшим
показателем эффективности и надежности работы школьного учителя. Определенному
идеологически отшлифованному базису знаний по всем курсам отечественной и
всеобщей истории соответствовала четкая методическая надстройка в виде
рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и
провести урок по той или иной теме.
Современные перемены в состоянии
отечественной методики обучения истории, в известной мере, порождены
пересмотром содержания гуманитарного образования, в целом, и освобождением его
от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и
процессов. Начиная со второй половины 80-х гг. учитель истории ежедневно
открывал и открывает для себя и своих учеников новые аспекты многообразия
прошлого. На уроках истории сегодня можно услышать о геополитике, о заботах, о
нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе. Облики
исторических деятелей, столь неподвластные собственным оценкам учителей и
учеников в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию
историков, что учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он
исповедует, характеризуя того или иного деятеля.
В педагогике достаточное
количество научных трудов, посвященных культурно-нравственному воспитанию и
развитию, среди которых стоит отметить:
Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,
Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников», концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7
«Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные
программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.
Цель работы: Изучить вопросы
культуры в школьном курсе истории
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть современное
школьное образование как источник формирования культурно-нравственных ценностей
у обучающихся
2. Рассмотреть музейное
образование как особый вид педагогической практики
Объект исследования: школьный
курс истории
Предмет исследования: вопросы
культуры в школьном курсе истории.
Структура работы: Введение, две
главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В современном мире, где основное
внимание уделяется сегодняшнему и завтрашнему дню, ценность истории часто
ставится под сомнение.
Многие люди скептически относятся
к практической ценности истории. Некоторые сомневаются в уместности и
полезности изучения вещей, которые произошли давным-давно. Некоторые считают,
что история имеет мало или вообще никакого отношения к их жизни или к
сегодняшнему миру. Некоторые сомневаются в практической ценности исторической
квалификации на рынке труда.
История также черпает и
использует знания и идеи из многих других дисциплин, включая политику,
юриспруденцию, экономику, социологию, философию, психологию, науку и искусство.
Эти навыки и знания могут быть чрезвычайно полезны, как при трудоустройстве,
так и при изучении других предметов.
История также предоставляет существенный
контекст для понимания современного мира. Невозможно понять современную Россию
и Китай, например, без понимания того, как эти общества были сформированы
империализмом, войной, революцией, коммунизмом и холодной войной.
История может быть необычайно
сложной. Это требует большой работы, тщательного обдумывания и решения проблем.
По мере того как историки находят информацию и свидетельства, они начинают
строить понимание и «картину» изучаемых людей, событий или общества. Углубляясь
в прошлое, историки почти всегда находят вопросы, на которые нет ответа,
неясную информацию или недостающие свидетельства.
Закончив свое исследование,
историк должен начать искать ответы на эти вопросы. В этот момент история
становится сродни сборке гигантского пазла – за исключением того, что нет
коробки или картинки, которые могли бы служить ориентиром, а некоторые части
отсутствуют.
Фрагмент текста работы:
1. Современное
школьное образование как источник формирования культурно-нравственных ценностей
у обучающихся
1.1 Основные подходы к
изучению вопросов культуры в школьном курсе истории Сегодня сложились разные подходы
к предъявлению историко- культурного материала в школе, но на практике он
обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития.
Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у
учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение
культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне
процессы общественного и политического развития, проследить экономические и
социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения
культурного кругозора учащихся [2].
Причины недостаточного внимания к
вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции общества и авторов
учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный
(ещё с XIX в.) персоналистский подход к изучению культуры: параграфы напичканы
именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена
и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается
в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного
материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой
связи художника или писателя с обществом при таком подходе не прослеживается,
что не способствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии
необходимо выбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей
культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход
также невозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня
уделяют большое внимание и академическая наука, и преподавание.
Проблемам изучения вопросов
культуры на уроках истории посвящено достаточное количество научных и
научно-методических работ, среди которых стоит выделить следующие:
Камардина Н.В. и Джайлообаева
А.Т., которые в своей работе рассмотрели проблему изменения содержания курса
истории для школы. На основе проведенного структурно-функционального анализа
учебников истории для старшей школы обосновывается необходимость расширения
изучения культурологических аспектов исторического знания в курсе отечественной
истории [4].
По их мнению, важным показателем
значимости изучения вопросов культуры в старшей школе можно считать включение
значительного числа заданий на знание и понимание культурно-исторического
контекста в содержание Единого государственного экзамена [3].
Ратникова Д.В. рассматривается
методические аспекты изучения вопросов культуры на уроках истории ссылаясь на
то, что вопросы по культуре вызывают затруднения при сдаче обучающимися ОГЭ и
ЕГЭ. Данная ситуация обусловлена рядом проблем, возникающих при рассмотрении
этих вопросов на уроках истории. В статье авторами предлагается ряд
рекомендаций, которые позволят сделать процесс обучения более эффективным.
Однако, многие исследователи,
методисты и учителя считают, что материал по культуре совершенно не пригоден
для самостоятельного изучения, как утверждает Э. Н. Абдулаев [6].
При изложении вопросов культуры
учителю необходимо очень тщательно подбирать материал, потому что «любое
произведение искусства эмоционально и индивидуально» а, значит, способно решать
поставленные воспитательные задачи.
Наряду с обозначенным подходом в
учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым
способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении
в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. В
произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с
помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому
познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества.
Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением
исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни
людей определенного времени.