Курсовая с практикой Гуманитарные науки Сценарное мастерство

Курсовая с практикой на тему Изучение влияния занятий​ в театральной студии на развитие творческого потенциала дошкольников, младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое рассмотрение основных понятий изучения проблемы влияния занятий в театральной студии на развитие творческого потенциала старших дошкольников 5
1.1. Понятие о творчестве и творческих способностях 5
1.2. Театрализованная деятельность как универсальное средство развития творческого потенциала личности дошкольника 7
Глава 2. Практическое рассмотрение влияния занятий в театральной студии на развитие творческого потенциала старших дошкольников 17
2.1. Замысел исследования 17
2.2. Анализ полученных результатов 19
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31

 

  

Введение:

 

Сегодня, когда меняются фундаментальные основы общества, перестраивается экономика, социальная жизнь и условия жизнедеятельности людей, возрастает мера социальной свободы для активной и творческой личности, раскрытие индивидуальности. Всё это требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, нестандартного подхода к решению возникающих трудностей и проблем. Человеческая неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества.
В отечественной педагогике проблему творчества и творческих способностей рассматривали Д.Б. Богоявленская, А.Я. Пономарёв, А.Г. Ковалёв, А.М. Матюшкин, А.Н. Лук, Е.Л. Яковлева, В.Н. Дружинин, В.П. Крупская и другие [2; 5; 8; 11].
Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия с окружающим миром, под влиянием обучения и воспитания.
В определенные годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества, но используются они недостаточно и нередко оказываются лишь чем-то преходящим. Поэтому перед начальной школой, учителями, родителями стоит задача – вырастить ребёнка не только здоровым и крепким, но и думающим, инициативным, способным на творческую реализацию в различных видах деятельности.
Чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего, путём подражания выйти на новый уровень овладения культурой, но для этого необходимы личные усилия в познании. Поэтому нужно не только создавать атмосферу созидания, но и поддерживать и развивать гибкость мышления, самостоятельность и инициативность.
Следовательно, заявленная проблема в курсовой работе является актуальной.
Объект исследования – творчество.
Предмет исследования – влияние занятий в театральной студии на развитие творческого потенциала старших дошкольников.
Цель исследования – изучение влияния занятий в театральной студии на развитие творческого потенциала старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить общий уровень развития творческих способностей детей.
3. Составить и провести методическую программу занятий в театральной студии для детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность методической программы занятий в театральной студии, направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что составленная методическая программа занятий в театральной студии окажет положительное влияние развитие творческого потенциала старших дошкольников, что выразится в повышении общего уровня развития их творческих способностей.
Методы исследования:
1.) Теоретические – поисково-библиографический анализ отечественной и зарубежной литературы, историко-педагогический анализ печатных источников, структурно-системный анализ.
2.) Эмпирические – педагогический эксперимент, наблюдение.
3.) Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем основного текста работы без приложения составляет 30 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование проблемы влияния занятий в театральной студии на развитие творческого потенциала старших дошкольников включало два основных этапа – теоретический анализ проблемы и ее экспериментальное изучение.
В результате теоретического анализа проблемы было рассмотрено понятие о творчестве и творческих способностях. Также мы рассмотрели процесс социализации, основные характеристики психического развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировали театральную деятельность как универсальное средство развития творческого потенциала личности дошкольника.
В частности в процессе теоретического анализа проблемы было выявлено, что творчество – это процесс создания субъективно нового, основанного на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Экспериментальное изучение проблемы состояло из трех этапов: диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
На диагностическом этапе был проведен констатирующий эксперимент. В результате было выявлено, что для старших дошкольников в выборке характерны в основном низкий и средний общие уровни развития творческих способностей.
На коррекционном этапе была составлена и проведена методическая программа занятий в театральной студии по развитию творческого потенциала старших дошкольников.
На контрольном этапе был проведен контрольный эксперимент. В результате повторной диагностики детей было выявлено, что общий уровень развития творческих способностей у старших дошкольников после проведения с ними методической программы повысился.
В целом, результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования, а именно – мы можем утверждать, что составленная методическая программа занятий в театральной студии оказала положительное влияние развитие творческого потенциала старших дошкольников, что выразилось в повышении общего уровня развития их творческих способностей.
В заключение нужно отметить, что составленная методическая программа может быть использована в практической работе театральной студии при детском саду. И основные выводы нашего исследования могут быть использованы для разработки технологий изучения и формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста методами их участия в театрализованной деятельности.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие о творчестве и творческих способностях

Творчество определяется как деятельность человека, которая создает новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующего. Понятию «творчество» можно дать и более широкое определение. Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества [6].
Творчество – это процесс создания субъективно нового, основанного на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество – это «способность создавать любую принципиально новую возможность» [12, с. 36].
Я.А. Пономарев разработал универсальное определение творчества, которое понимал, как «…взаимодействие, что приводит к развитию»
[цит. по 18, с. 54].
В педагогике и психологии термин «творчество» изучается в контексте понятия «творческая деятельность». Уникальная творческая деятельность является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических форм взаимодействия ребенка с взрослым в процессе различных видов деятельности [11].
Нужно отметить, что начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческие способности. В трудах ученых «Павловской школы» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.В. Савич, А.А. Ухтомский и др.) творческая деятельность определялась с рефлексивной точки зрения. Творческую ситуацию они трактовали как раздражитель, понимая деятельность как реакцию на такой раздражитель. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляет проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, однако относится к раздражителю – проблеме [4; 12].
Итак, сама проблема в определенный период становится пунктом сосредоточения – доминантой, вокруг которой и происходит творческая деятельность.
По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения тесно связаны с речью, основной психологической формой общения ребенка с окружающими [5].
Психологическая наука рассматривает способности как свойства индивида, что является предпосылкой успешного выполнения им определенных видов деятельности. Б.М. Теплов определяет три их
признака. Во-первых, способности – это индивидуально-психологические
особенности, которые отличают одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не какие-либо вообще индивидуальные особенности, а только такие, которые имеют отношение к успешности
определенной деятельности или нескольких ее видов. В-третьих,
понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже произведены у определенного человека. Они не являются врожденными, а есть социально приобретенные [10].
Врожденными, по мнению психолога Б. Теплова, являются задатки, т.е. определенные анатомо-физиологические особенности организма, на благоприятной почве которых развиваются те или иные способности [16].
Творческая способность, или креативность – это способность
порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Основными показателями творческих способностей являются производительность, оригинальность, гибкость, смелость и скорость мышления. Однако какими бы феноменальными ни были способности, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут [9].
Следовательно, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы