Курсовая с практикой на тему Изучение учителем передового педагогического опыта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Характеристика современных форм изучения и обобщения
передового педагогического опыта. 5
1.1. Педагогический процесс
как основная категория педагогики. 5
1.2. Сущность понятия «передовой педагогический опыт». 12
Глава 2. Организация и методические основы изучения учителем
передового педагогического опыта, как важный путь достижения эффективности
учебно-воспитательного процесса. 21
2.1. Изучение и распространение передового опыта учителя. 21
2.2. Анализ исследования роли передового педагогического
опыта в методической подготовке специалистов. 24
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение:
Актуальность
работы. Вопросы изучения, обобщения и внедрения передового
педагогического опыта в практику работы школ была одной из центральных в
деятельности методической службы с момента ее создания. Поскольку задачами
системы образования оставались: интенсивное преодоление неграмотности
населения, второгодничества школьников; курс на овладение прочными знаниями для
формирования научного мировоззрения учащихся, потенциал такой работы
прослеживался, прежде всего, в возможностях обмена продуктивным опытом
учителей, демонстрации нестандартных способов решения сложных образовательных
проблем. Результаты изучения, обобщения и популяризации оригинальных
педагогических идей влияли также на развитие педагогической науки и качество
подготовки будущих учителей, повышение квалификации дипломированных
специалистов.
Проблемы изучения
передового педагогического опыта были в центре внимания исследователей прошлого
века и современных ученых. Его суть, функции, критерии определили и
теоретически обосновали в 70-80-х годах ХХ века Ю. Бабанский, В. Бондарь, В.
Паламарчук и др.
Характер взаимосвязи
творчества учителя с освоением передового педагогического опыта освещали в
своих трудах С. Лобода, М. Поташник, М. Чепель и др.
Вопросы трансформации
способов и механизмов изучения, обобщения и внедрения методическими службами
передового педагогического опыта в исторической ретроспективе исследовали И.
Жорова, М. Проц, А. Ткач и др.
Проникновение в мир
педагогических идей мастеров педагогического труда, их философских размышлений
обязательно повлияет на развитие у любознательного и заинтересованного педагога
лучших морально-этических, духовных качеств, которые помогут на высоком профессиональном
уровне, методически грамотно, целенаправленно, тактично, корректно и деликатно
строить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении.
Объект
исследования – передовой опыт учителя.
Предмет
исследования – процесс
изучения передового педагогического опыта.
Цель
исследования – изучить особенности изучения учителем
передового педагогического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть педагогический процесс
как основную категорию педагогики.
2. Определить сущность понятия
«передовой педагогический опыт»;
3. проанализировать особенности
изучения и распространения передового опыта учителя;
4. проанализировать исследования
роли передового педагогического опыта в методической подготовке специалистов.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что передовой
педагогический опыт — это «золотой фонд» педагогической практики, который
питает саму практику и считается «питательной средой» педагогической науки. Не
будь педагогического опыта, изученного, обобщенного, популярного и внедренного,
все понадобилось бы начинать заново. Педагогическая практика — та база, на
которую дальнейшие поколения воспитателей накладывают, наслаивают свое, свежее,
неординарное, что характеризует состояние педагогической реальности в настоящее
время.
Педагогический опыт — понятие не застывшее, раз и
навсегда, а многократно развивающееся, совершенствуемое, углубляемое.
Сущность современного педагогического опыта можно
определить как индивидуализированную педагогическую систему, стабильно
приводящую к глубоким последствиям в учебно-воспитательном процессе.
Передовой педагогический опыт — это свежие
неординарные формы, способы, средства, приемы педагогической работы,
обнаруженные и переработанные в ходе креативного поиска путей и средств
увеличения качества и производительности процесса изучения, воспитания и
становления учащихся.
Передовой опыт — это профессиональное внедрение
воспитателем собственных мощных качеств.
Совместно с тем передовой опыт — не только
педагогические новации. Изучая передовой опыт, невозможно проходить мимо
ежедневной, малозаметной работы тех воспитателей, «секрет» успеха которых в
систематическом воплощении в жизнь главнейших дидактических и методических
основ и инструкций, как новых, так и обычных, обширно употребляемых. Такой опыт
сложно увидеть, проследить его эффективность. Но он нередко считается основой
больших учебно-воспитательных эффектов. Работа профессионала, учителя, не
создавшего ничего нового, но умело использующего достигнутое для успешного
решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть предметом исследования для
тех, кто еще не достиг требуемого уровня в собственной работе.
При выборе опыта (новаторского или же просто
положительного), намеченного к исследованию и изучению, чрезвычайно важно
расценить его особенности, сравнить с собственными возможностями.
Основным при исследовании и анализе современного и
положительного опыта считается уяснение педагогической системы, педагогического
стиля его «носителя», главный сущности педагогических средств заслуги
позитивных эффектов, исследование не только организационных форм, способов и
методических способов, что обеспечивают успех в работе, но и выявление тех
противоречий, на разрешение которых ориентированы поиски и использующиеся
педагогические средства.
Учителям, особенно новичком педагогической работы,
изучающим передовой педагогический опыт, очень важно пробраться в «творческую
лабораторию» профессионалов педагогического труда: разобраться в системе
подготовки к занятиям, проанализировать его перспективно-тематические проекты,
ассортименты учебно-производственных работ, графики движения и загрузки
учащихся, инструкционно-технологическую и иную учебную документацию,
дидактические материалы, проекты уроков и их оснащение, конспекты, методические
разработки и т. п. Но главный путь исследования современного педагогического
опыта — посещение уроков (занятий) опытного учителя, профессионала
производственного учения.
На уроке раскрываются возможности преподавателя,
степень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль,
педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое
мастерство.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика современных форм
изучения и обобщения передового педагогического опыта
1.1. Педагогический
процесс как основная категория педагогики Для того чтобы достичь намеченной
цели, обучение и воспитание должно быть организовано.
Данный процесс имеет название
педагогический либо учебно-воспитательный.
Педагогический
процесс является
процессом, в котором социальный опыт педагогов переплавляется в качества
личности учащихся.
Основной особенностью
педагогического процесса является целостность.
Это необходимо понимать как значимость сохранения в нем всех важных составных
частей.
Если что-то из процесса выпадет, то
он уже не будет целостным, и не будет обеспечивать решение задач на должном
уровне.
Потому всегда важно следить, чтобы в
учебно-воспитательном процессе были все звенья. Обеспечение единства обучения, развития и
воспитания на основе целостности составляет основную суть педагогического
процесса[1].
Педагогический
процесс является внутренне связанной
совокупностью многих процессов (процессы образования, обучения, воспитания,
формирования и развития личности).
Специфика обнаруживается
при выделении основных (доминирующих) функций каждого из процессов.
Доминирующая
функция процесса обучения заключается в
обучении, процессе воспитания – воспитание, процессе развития – развитие.
Однако, любой из данных процессов
выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет
не только воспитательную, однако и образовательную, и развивающую функции, а
обучение не может быть без сопутствующего ему развития и воспитания.
Эти процессы приводят к основной
цели – формированию личности, однако любой из них способствует достижению
данной цели присущими ему средствами.
Основные, повторяющиеся, объективные
связи педагогического процесса выражаются в закономерностях. Они показывают, что и
каким образом связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.
Закономерность
динамики педагогического процесса заключается в том, что величина
всех следующих достижений воспитанника на всех следующих этапах имеет
зависимость от его достижений на этапах предыдущих.
Это означает, что педагогический
процесс обладает постепенным, «ступенчатым» характером и чем выше промежуточные
достижения, тем выше итоговый результат.
Следствие действия закона заметно на
каждом этапе – тот учащийся будет иметь наиболее высокие общие достижения, у
которого были наиболее высокие промежуточные результаты.
Закономерность
развития личности в педагогическом процессе.
Темпы и уровень развития личности, который достигнут, имеют зависимость от
наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в
учебно-воспитательную деятельность, способов и средств, которые применяются для педагогического воздействия[2].
Закономерность
управления учебным и воспитательным процессом. Эффективность
педагогического воздействия имеет зависимость от интенсивности обратных связей
между учителями и учащимися, и от величины, обоснованности и характера
корректирующих воздействий на учащихся.
Если воспитанник и воспитатель
общаются чаще, тогда результат воспитания будет наиболее весомыми; если педагог
вовремя устраняет ошибочные действия, лучше вникает в поведение детей, верно
понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, тогда итоговый результат
будет наиболее существенным[3].
Закономерность
единства логического, чувственного и практики в педагогическом процессе.
Здесь эффективность имеет
зависимость от качества и интенсивности чувственного восприятия, практического
применения осмысленного и логического осмысления воспринятого. Чтобы обеспечить
в действительности прочное усвоение правил и норм поведения, умений и знаний в
учебно-воспитательном процессе, важно объединять эмоции, действие и рассудок.
Если учащийся не переживает того,
что ему хочет привить педагог, пассивен и равнодушен, особых успехов не будет.
Понимание умом без практического применения и без внутреннего восприятия также
мало что даст в будущем. Только объединив все в одном действии, педагог сможет
достичь прочного успеха[4]. [1] Педагогика:
учебное пособие для бакалавров / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Изд-во
Юрайт, 2013. – 511 с. – С. 241. [2] Педагогика:
учебник для бакалавров / Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – М.:
Юрайт, 2013. – 332 с. – С. 112. [3] Педагогика: учебник для бакалавров
/ Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – М.: Юрайт, 2013. – 332 с.
– С. 112. [4] Безрукова В. С. Педагогика:
учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 381 с. – С. 98.