Курсовая с практикой на тему Изучение творчества А.П. Чехова в старших классах (10-11)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творчества
А.П. Чехова в старших классах 3
1.1. История изучения творчества А.П. Чехова в
старших классах. 5
1.2. Изучение творчества Чехова на современном
этапе: анализ современных УМК 10
Глава 2. Создание системы уроков «основные темы и
мотивы творчества А.П.Чехова» в соответствии с ФГОС.. 10
2.1. Анализ системы уроков. 14
2.2. Конспект урока по творчеству А.П. Чехова. 16
Заключение. 16
Список использованной литературы.. 25
Введение:
Актуальность
работы. В школьную программу произведения А.П. Чехова включены несколько
десятилетий. Творчество остается современным, т. к. в наше время людей
продолжают волновать вечные вопросы любви, нравственной красоты, человеческого
счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие социальные вопросы:
обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Особенно важно довести эти
проблемы не только до сознания взрослого читателя, но и для обучающихся.
Методика преподавания творчества А.П.Чехова в школе –
направление, порожденное самой жизнью. По мнению методистов, в последние годы
наметился очевидный поворот к интерпретационному изучению произведений Чехова,
что способствует обновлению гуманитарного образования. Чувственное воображение
и образное мышление становятся содержанием процесса погружения в текст и его
оценки. Для того, чтобы важнейшие нравственные качества сложились у наших
учеников, в литературном анализе должна быть «общая идея», концепция жизни,
свойственная писателю и с позиции современности оцененная ребенком. Нужно, чтобы учащиеся
увидели вокруг себя огромный мир жизни и определили свое отношение, свое место
в ней. Для осуществления этой цели необходимо на уроке литературы общение не
только учителя и учеников или обучающихся друг с другом, но, прежде всего,
общение с искусством. Условием такого общения окажется нравственное
преображение человека, его готовность услышать голос писателя, взять на себя
боль героя и разделить его радость.
Задача учителя – сформировать у обучающихся
способность видеть в лаконизме рассказов Чехова замысел писателя, верно понять
художественную идею произведения, то, какими приемами он выразил свою
мысль.
В качестве объекта исследования выступают произведения
А.П.Чехова.
Предметом: методы и приемы работы над
произведениями А.П. Чехова в старших классах.
Целью исследования является:
охарактеризовать особенность изучения произведений А.П. Чехова в старших
классах
В процессе
выполнения курсового исследования мы также преследовали ряд задач:
1) Охарактеризовать в методической литературе степень
изученности биографии А.П. Чехова и его произведений.
2) Выделить материал для изучения произведений А.П. Чехова,
отраженные в программах.
3) Рассмотреть методику работы над произведениями А.П.
Чехова в старших классах.
4) Разработать конспект урока по произведению А.П. Чехова.
Методологическую основу и теоретическую базу проведенного
нами опыта составляли психологические, педагогические концепции и
научно-методические исследования, раскрывающие природу объекта исследования:
системный подход к формированию культуры
чтения у обучающихся, методы развивающего чтения,
психолого-педагогические аспекты сформированности культуры чтения у обучающихся.
При решении поставленных задач использовали комплекс
методов исследования.
Теоретические
методы: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии,
методологии, системно-структурный подход.
Эмпирические методы: анализ работ по изучаемому в курсовой
работе вопросу, программ, учебных пособий, накопленного педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Запас жизненных наблюдений Чехова был огромен, наблюдательность
действительно была его второй натурой. Где бы он ни был, в его памяти
откладывались какие-то черточки, характерные особенности людей.
Именно поэтому «футлярные» персонажи Чехова – одинокие, ранимые,
недооцененные окружающими, так близки современному читателю.
Чехов большой мастер стирания границ между синекдохой и синестезией. Он
ставит рядом две разнообразного настроения картины, два характера, два
выражения, и само это сопоставление имеет своим результатом исключительно
художественное воздействие.
Он использует не линеарное управление действием, а располагает рядом друг
с другом различные эмоциональные пространства, в которых прошлое, настоящее и
будущее находятся в интерактивной связи друг с другом. Прошлое то и дело
проникает в настоящее, впивается в вещи и оставляет там свои зубы, в то время
как обогащённое опытом настоящее постоянно оказывает воздействие на будущее.
Смысл бытия спрятан от действующих лиц и транспонирован в будущее.
Разнообразные вещественные или метаязыческие вкрапления как отпечатки железных
зубов времени в тексте, вскрывающие неожиданные, непредсказуемые и таинственные
черты человеческой деятельности. Часто в повседневной детали, избитом
определении, в недоговорённости встречаются скрытые нити образной системы: в
опустошённом, ставшем несущественным бытии вдруг сверкнёт нечто существенное.
Неожиданные душевные перемены действующих лиц по-епифански
манифестируются в слове, жесте или воспоминании прошлого.
Чехов воздействует на глубину экзистенциональной проблематики
человеческой позиции. Ни одно предложение у него не подготавливает следующее,
как ни одно предложение не истекает из предыдущего. Каждое предложение
перпендикулярно относится к факту или главной мысли, поэтому и возникает
видимость: герои говорят или делают нечто такое, что на первый взгляд не имеет
отношения к данной ситуации, и что между диалогами нет органической связи
[6,с.114].
Другими словами, отсутствует мотивация. С точки зрения поэтики
традиционной драматургии особенно немотивированным выглядит топос Москвы.
Подобно вишнёвому саду, Москва является локусом воспоминания о потерянном рае,
означающем не только прошлое, золотой век, но и симметричные им обещания
будущего [14,с.45].
Уроки литературы не просто нужны: они жизненно необходимы для каждого
ученика, чтобы вовремя начал «искать себя, думать о себе, и о жизни». В ряду
проблем, касающихся функционирования и развития литературного чтения, одной из
самых острых и трудно решаемых является потеря детьми интереса к чтению. Это
комплексная проблема, возникновение которой имеет следующие причины.
Суть проблемы состоит в том, что весь цивилизованный мир, а вместе с ним
граждане нашей страны попадают в своеобразную ловушку: развитие науки и техники
позволяет легко пользоваться массой источников информации в электронном,
акустическом и визуальном виде, что вызывает падение интереса к печатному
слову, к чтению. А это приводит к возрастающему дефициту знаний и духовных
ценностей и ориентиров. Ведь именно книга является важнейшим объектом культуры,
хранящим¬ тысячелетние знания во всех областях жизни человечества, а вдумчивое,
осознанное чтение позволяет не только сохранять, но и обогащать науку, культуру
и образование [1, с.32].
Сила воздействия художественного образа способствует формированию у детей
отношения к окружающему.
Художественная литература призвана воздействовать на чувства ученика,
развивая его эмоциональность. В процессе художественного восприятия учащиеся
ассоциируют себя с его героями, испытывают аналогичные чувства в драматические
и радостные моменты, в которые вовлечены персонажи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творчества
А.П. Чехова в старших классах
1.1.
История изучения творчества А.П. Чехова в старших классах
Становление писательского пути Антона Чехов начинается в 1879 году с
рассказа «Стрекоза», это был его дебют в печати.
В последующие годы журналы московских и петербуржских юмористических
журналов пестрят искрометными произведениями «Антоши Чехонте» и «Человека без
селезенки» — литературными псевдонимами Чехова. В 1882 году выходит в свет
первый сборник чеховских рассказов «Сказки Мельпомены» [6,с.45].
А.П. Чехов — писатель, чье творчество по сей день оказывает влияние на
русскую культуру и формирует образ России в современном мире, чьи пьесы, будучи
популярными и на Западе, и на Востоке, актуальны для современного театра.
Младший брат писателя, театральный критик Михаил Чехов был известен и как
биограф Антона Чехова.
Первые тексты о жизни писателя Михаил Чехов опубликовал в «Ежемесячном
журнале для всех» через год после его смерти — в 1905 году. В 1906-м он
выпустил следующую партию материалов, а в 1907-м — еще одну. Спустя еще четыре
года Михаил Чехов и его сестра Мария стали разбирать чеховские письма и
готовить их к изданию [13].
Потом были книги «Антон Чехов, театр, актеры и «Татьяна Репина», «Антон
Чехов на каникулах». Но настоящей энциклопедией чеховской жизни была признана
биография «Вокруг Чехова»: в ней автор описал жизнь брата с детских лет до
самой смерти. Кроме самого Человека без селезенки, как называл себя
врач-прозаик, героями биографии стали друзья писателя — Владимир Гиляровский,
Петр Чайковский, Владимир Короленко, Николай Лесков и другие [13].
В серии «ЖЗЛ» о Чехове писали трижды. Первая биография вышла в 1946 году,
ее автором стал Владимир Ермилов — автор книг о Горьком, Достоевском, Гоголе,
Пушкине, Толстом и других российских писателях. За оригинальный стиль текста и
подробное изложение фактов некоторые специалисты называют книгу Владимира
Ермилова биографическим романом. Биография писателя помогла Ермилову стать
доктором наук и была выдвинута на соискание Сталинской премии — автору
досталась вторая степень [1].
Вторая биография вышла в 1974 году. Ее автор Георгий Бердников тоже стал
популярен благодаря Чехову — в 1976 году за книгу ему присудили премию
Белинского. Исследователь не только описывал факты из жизни писателя, но и
пытался рассказать о мыслях Чехова, анализировал его произведения с точки
зрения многих говорящих деталей.
В 2010 году к 150-летию Чехова появилась третья книга. Алевтина Кузичева
написала очередной вариант биографии писателя, проанализировала его творчество,
рассказала о создании многих¬ произведений.
В сборнике Павла Фокина «Чехов без глянца» не стоит искать документальных
фактов о жизни Чехова или анализа его произведений. В своей книге автор собрал
воспоминания чеховских современников. Письма, воспоминания, выдержки из
мемуаров разбиты по темам. Внутри каждого блока можно найти ответы на самые
разные вопросы — о личности писателя, его жизненной позиции, интересах,
увлечениях и работе врачом [1].
Сам А.П.Чехов – поэт и художник, прежде всего. Заглавия его произведений,
как правило, говорят сами за себя – в них вся соль, вся квинтэссенция
последующей истории о мятущейся русской душе.
Поэтика чеховских заглавий лишь частица его литературной эстетики,
реализовавшейся в двадцатипятилетней творческой жизни писателя (1879-1904). Где
жизнь, там и поэзия», — обобщил В. Г. Белинский опыт великих реалистов
(Пушкина, Лермонтова, Гоголя) и их ближайших последователей — писателей
«натуральной школы».
По мысли Г. Адамовича, Чехов может быть уподоблен Пушкину. Воплотив дух
России, как и его великий предшественник, он также тесно сплетен со своей
эпохой, «заразившей» его, однако, своей неотчетливостью. Критик отталкивается
от слов о том, что в лице Чехова отечественная литература имеет яркого певца
сумеречной эпохи, сильного изобразителя русского интеллигентского типа 80-х и
90-х годов — времени застоя, «медленного истаивания былых надежд», смутной,
беспредметной тоски, слабеющих порывов (Последние новости. Париж. 1929. 14
июля). С одной стороны, писатель выразил этот дух эпохи, ее «ничтожество и
очарование», а с другой — он «вне времени» [1].