Курсовая с практикой на тему Изучение творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по рисованию
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ |
6 |
1.1 Понятие творческих способностей………………………..………….. |
6 |
1.2 Проблема ЗПР в научной литературе…………………………………. |
12 |
1.3 Развитие творческих способностей у нормально |
|
1.4 Развитие творческих способностей у детей с ЗПР ….……………… |
23 |
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С |
|
2.1 Занятия по рисованию в развитии творческих |
|
2.2 Диагностические методики по определению уровня |
|
2.3 Психолого-педагогическая |
|
2.4 Организация и |
|
2.5 Анализ результатов |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
45 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
46 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
48 |
Введение:
Актуальность выбранной
темы обусловлена тем, что развитие творческих способностей ребенка необходимо
для воспитания полноценного зрелого человека. Во все времена нужны творческие
личности, потому что они определяют прогресс человечества. Решение этой
проблемы начинается уже в дошкольном детстве, согласно Л. С. Выготскому,
что этот возраст чувствителен для развития и формирования творческой личности. Б. М. Теплов
отметил, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность способствует их
общему развитию. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в
тесной взаимосвязи с эмоциональным, когнитивным и социальным развитием детей с
умственной отсталостью, отличается недоразвитостью и несформированностью всех
тех компонентов, что подтверждается исследованиями многих авторов (Г. Е. Сухарева,
Т. А. Власова, С. Г. Шевченко, К. С. Лебединский,
В. И. Дубовского, Л. В. Кузнецова и др.)
Одна из областей, которая
способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития – это прекрасная деятельность. В процессе рисования дети
учатся рассуждать, делать выводы. Работая с визуальным материалом, находя
удачные цветовые сочетания, узнавая предметы на рисунке, дети получают
удовлетворение, у них появляются положительные эмоции, усиленные работой
воображения.
Посредством рисования развивается
зрительно-моторная координация, развивается функция рук, улучшается мелкая
моторика рук и пальцев.
Занятия по рисованию
очень важны для подготовки ребенка к школьному образованию. Дети учатся сохранять
определенное положение тела, рук, наклона карандаша, кисти, регулировать объем,
темп, силу толчка, слушать и изучать работу, выполнять ее в соответствии с
определенным планом, оставаться в рамках отведенное время, оценивать
работоспособность, находить и исправлять ошибки, планировать действия,
выполнять их, обслуживать рабочее место, инструменты, материалы (Р. Г. Казаков,
В. Б. Косминский и др.).
В России проблема
творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия
рассматривается Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриев, А. Н. Зимин
и др. В преподавании вопросов, непосредственно связанных с определением влияния
нетрадиционных техник рисования в процессе оценщика на развитие творческих
способностей дошкольников с задержкой психического развития, недостаточно
развиты. Практический аспект развития художественных способностей детей
дошкольного возраста с помощью изобразительного искусства до сих пор
недостаточно раскрыт, поскольку в нем быстро меняются многие точки зрения
относительно художественных и психологических условий формирования
способностей, смены поколений детей и, следовательно, должны изменить учителей
технологии.
В современных
педагогических и психологических исследованиях доказана необходимость занятий
искусством, для интеллектуального, эстетического развития детей дошкольного
возраста.
Цель исследования – изучить
возможности формирования творческих способностей у дошкольников с ЗПР на
занятиях по рисованию.
Объект
исследования – творческие способности дошкольников с задержкой психического
развития.
Предмет
исследования –формирование творческих способностей у
дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
исследования.
2. Выявить особенности развития
творческой деятельности у детей
дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
3. Подобрать методики, направленные
на формирование творческих
способностей.
4. Провести констатирующий
эксперимент и анализ полученных результатов.
Заключение:
В коррекционной педагогике понятие «задержка
речевого развития» является психолого-педагогическим и описывает, прежде всего,
отставание в развитии умственной деятельности ребенка. Причиной такого отставания, по мнению
большинства исследователей, являются легкие (минимальные) органические
повреждения головного мозга, которые могут быть генетически обусловлены и могут
быть результатом интоксикации, инфекции, метаболических и трофических
нарушений, травм. Нарушения в развитии
детей с ЗПР негативно влияют на формирование художественной деятельности. Однако деятельность ребенка является движущей
силой его психического развития.
Творчество ребенка отличается его уникальностью,
искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем
раньше ребенок вовлечен в творческую деятельность, тем более высокие результаты
могут быть достигнуты в его общем художественном развитии. Итак, детское
творчество – своеобразная сфера жизни детей. Делая это, ребенок действует,
общается со взрослыми и сверстниками. Дети с различными формами ЗПР занимают
одно из ведущих мест среди различных контингентов детей с умственной
недостаточностью и отличаются от сверстников с недостаточным состоянию здоровья
и психическим развитием. Такие дети имеют ряд личностных особенностей (низкая
организация интеллектуальной деятельности, большая конформность, зависимость от
окружающих, чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и
невыдержанность, высокое стремление показать себя в лучшем свете, быть не хуже
других). Учеными (В. А. Лапшин, А. М. Прихожан, Б. П. Пузанов и др.) доказано,
что состояние эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка с ЗПР
соответствует предыдущей возрастной стадии развития. Отмечается также связь
трудностей в межличностном взаимодействии с наличием у лица эмоциональных
проблем. большую роль в развитии творческих способностей у детей играют эмоции,
которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности,
концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу
воображения. Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С.
Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций.
Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им
свою выразительность.
В процессе восприятия произведений искусства у
детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения,
возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное
и безобразное не только в искусстве, но и в искусстве. также в окружающей
реальности. Формирование зрительных навыков у старших дошкольников неразрывно
связано с развитием их творческого потенциала. систематическая работа с детьми
с ЗПР способствует развитию сенсорной сферы, наглядно-образного мышления, речи,
воображения, мелкой моторики. В процессе
создания своего товара ребенок запоминает образы и события, которые особенно
значимы, при этом вновь переживая положительные эмоции. Творчество является
обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка. По мере
взросления формирование личности, креативность могут стать основными при выборе
профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и задачами исследования был проведен
констатирующий эксперимент, направленный на изучение творческих особенностей по рисованию у детей дошкольного возраста,
имеющих ЗПР.
Данные, полученные в ходе эксперимента, позволяют сделать
вывод о том, что у дошкольников с ЗПР отмечаются особенности воображения, творческих
решений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нужна
работа по формированию у детей творческих
способностей, развитию детской фантазии, развитию их индивидуальности и
оригинальности решений.
Поэтому для полноценного процесса коррекции и развития
необходимо целенаправленное лидерство в рисовании, моделировании и
применении. Для этого, прежде всего,
необходимо превратить обучение навыкам зрительной деятельности в осознанное и
интересное для ребенка дело.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.
Понятие творческих способностей
Развитие творческих
способностей учащихся – интересная и серьезная задача, которая стоит перед
педагогами и родителями. В наше время наличия творческих способностей у младших
школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое
внимание. Далее, специалисты, которые умеют мыслить нестандартно, «креативно»,
востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки
сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.
Многие родители уверены,
что способности ребенка представляют собой уже готовый набор навыков и умений.
Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то
определенному виду творчества (рисование, вокал, написание). Наличие у него тех
или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено влиянием правильной
организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни [18, c.90].
Именно поэтому очень важно
вовремя оценить степень «вовлеченности» ребенка в творческий процесс, его желание
находить необычные и уникальные решения. Необходимо помнить, что период дошкольного
возраста — очень ответственный и непростой. Ребенок попадает в совершенно новую
для себя атмосферу, набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому этот
возраст дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей,
с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой — открывая
пространство для получения новых знаний и опыта [4, c.77].
Диапазон родительских
оценок предпочтения ребенка пофантазировать чрезвычайно широк – от полного
неприятия («займись—ка лучше чем-то полезным») к отношению как к чему-то неизбежному — «ох, уж мне эти твои
фантазии».
Между тем именно фантазия является показателем того, насколько ребенок способен к творческой активности. Именно фантазия
поможет ему в дальнейшем развивать творческие способности, важно, чтобы
направить энергию юного фантазера в правильное русло. И делать это нужно еще с
дошкольного возраста, когда воображение ребенка начинает активно развиваться.