Курсовая с практикой на тему Изучение связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты изучения связной монологической речи у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом. 5
1.1 Связная
монологическая речь и ее развитие в онтогенезе. 5
1.2 Комбинированный
психо-речевой дефект как системное нарушение у детей 11
Выводы по
главе 1. 24
ГЛАВА 2.
Эмпирическое исследование связной монологической речи у детей с комбинированным
психо-речевым дефектом. 25
2.1
Организация и ход диагностики связной монологической речи у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом. 25
2.2
Результаты диагностики связной монологической речи у детей с комбинированным
психо-речевым дефектом. 28
Выводы по
главе 2. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………40
Введение:
монологической речи
остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей, так
как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является
необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это
главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Речь – сложная
многоуровневая, функциональная система, базирующаяся на совместной деятельности
трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и программирования.
По данным таких ученых
как В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев,
А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева,
К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин,
дошкольный возраст выступает периодом активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической.
Связная речь – это двусторонний процесс,
который складывается из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать
речь других людей (импрессивная речь). Связная речь характеризуется двумя
основными признаками: цельностью и связностью. Изучением проблемы связной речи
и ее формирования занимались такие ученые как: В.К. Воробьева,
И.Р. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Лебедева, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова и
пр.
В случае нормативного развития связная
монологическая речь формируется у детей в старшем дошкольном возрасте. Однако у
детей, имеющих нарушения развития, связная монологическая речь обладает рядом
специфических особенностей и формируется только при помощи специалистае. Современная
логопедия ставит перед собой задачи по организации оптимальной социализации
детей с различными образовательными потребностями, поэтому в рамках темы для курсовой работы мы выбрали «Изучение
связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом».
Объект
исследования: речевое развитие у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом.
Предмет
исследования: связная монологическая речь у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом.
Цель
исследования: выявить особенности связной
монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.
Гипотеза
исследования: предполагается, что связная монологическая
речь детей с комбинированным психо-речевым дефектом находится на низком уровне
развития и отличается рядом характерных недостатков.
Объект, предмет и цель
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть связную монологическую речь и
ее развитие в онтогенезе.
2. Изучить комбинированный психо-речевой
дефект как системное нарушение у детей.
3. Выполнить диагностику связной
монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.
4. Проанализировать результаты диагностики
связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.
Методы
исследования: анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования; обобщение научных теорий и логопедического опыта;
констатирующий эксперимент; анализ эмпирических данных.
Структура
курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и
приложения.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы подтверждает, что дошкольный возраст
является периодом интенсивного формирования детской личности, которое
достигается посредством участия ребенка в самых разных видах деятельности.
Благодаря активному участию ребенка в этих видах деятельности и творческой
переработки соответствующих результатов, происходит развитие связной
монологической речи. Развитая связная речь ребенка – не только насущная
необходимость в преддверии школьного обучения, но отражение мыслительных
процессов, умения перерабатывать информацию, осмысливать сведения, полученные
из окружающего мира. Поэтому задача развития связной монологической речи в
старшем дошкольном возрасте – одна из основных и важнейших.
По
итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило выявить особенности связной монологической речи у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом.
Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
—
была рассмотрена связная монологическая речь и ее развитие в онтогенезе;
—
был изучен комбинированный психо-речевой дефект как системное нарушение у детей;
—
была выполнена диагностика связной монологической речи у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом;
—
были проанализированы результаты диагностики связной монологической речи у
детей с комбинированным психо-речевым дефектом.
Проведение констатирующего этапа исследования
позволяет описать состояние связной монологической речи детей
с комбинированным психо-речевым дефектом через следующие характеристики:
— дошкольников характеризуют значительные
трудности овладения основными видами связной монологической речи: пересказа;
составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением
их в последовательности сюжета; составления рассказа с опорой на заданный
материал и самостоятельно узнавания текстового сообщения;
— основными причинами несформированости умений
и навыков связной фразовой речи у дошкольников являются нарушения двух видов
операций (обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения и
отвечающих за его лексико-синтаксическое оформление). Нарушение операций
выражено в несформированности передачи смысловой программы заданного текста; в
ошибках установления временной последовательности изображенных на картинках
событий; в неумении находить и развивать замысел, а также опознавать связные
высказывания.
Все вышеописанные недостатки развития связной
речи, выявленные в рамках констатирующего этапа исследования, у детей
дошкольного возраста с комбинированным психо-речевым дефектом актуализирует
разработку и реализацию работы по развитию связной монологической речи.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты изучения связной монологической речи у детей с
комбинированным психо-речевым дефектом 1.1 Связная монологическая речь и ее развитие в онтогенезе Язык
является, с одной стороны, средством мышления, а с другой – средством общения,
коммуникации. Речь – это процесс использования языка для целей коммуникации.
Принято различать речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю. Устная
речь включает аудирование и говорение, письменная коммуникация – чтение и
письмо. В зависимости от условий общения устная речь приобретает форму либо
диалогической, либо монологической речи.
Монологическая
речь занимает важное место в практике общения. Психологическая природа монологической речи, проблемы ее
становления и развития раскрываются в многочисленных психологических
исследованиях таких ученых как: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев,
А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин,
Д.Б. Эльконин и др.
Для
монологической речи характерно отсутствие замкнутого акта коммуникации,
непосредственной обратной связи. Для того чтобы осуществить передачу информации
и обеспечить адекватное восприятие ее слушателями, необходимо наличие следующих
компонентов высказывания:
— мотивированность;
— коммуникативная направленность
(обращенность);
— ситуативная обусловленность или
стимулированность;
— эмоциональная окрашенность [16].
Мотивированность как компонент речевого высказывания
отражает наличие у говорящего мотива, т.е. намерения передать какую-либо
информацию, сообщить свое мнение, поделиться эмоциями, оказать воздействие на
речевых партнеров.
Коммуникативная направленность как компонент речевого высказывания
предполагает обязательную направленность речи в чью-то сторону. Этот компонент
свидетельствует о том, что речь человека всегда для кого-то предназначена,
направлена в чью-то сторону. Эта направленность обусловлена целью речевого
высказывания, а потому в процессе развития монологической связной речи важно
следить за тем, чтобы монологи были направлены на того, на кого планируется
воздействие.
Ситуативная обусловленность или
стимулированность
речи как компонент речевого высказывания означает потребность создания условий,
при которых речь станет необходимостью.
Эмоциональная окрашенность речи как компонент речевого
высказывания предполагает, помимо прямого содержание, обогащение речи
посредством эмоций, которое позволяет более точно выражать свои чувства
говорящему [1].
Монологическая
речь в сравнении с диалогической речью представляется более сложной и
многогранной. Структура монологической речи роднит ее скорее с письменной
речью, нежели с простой разговорной. Развернутость изложения мысли, логическая
последовательность в передаче идей, применение разнообразных по своей структуре
предложений, обращение к общепринятым языковым средствам являются характерными
особенностями монолога.
Под
монологическим высказыванием понимается связная речь, состоящая из ряда
логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно
оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Монологическое
высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого,
эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством
родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет ли
избирательно пользоваться наиболее уместными для данного моно логического
высказывания средствами, то есть употреблять слово, словосочетание, которое
точно, полно, выразительно, грамотно отражало бы замысел говорящего.
Развитие
монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано
с усложнением детской деятельности и формам общения с окружающими людьми. В
работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» [7] основным вопросом является
соотношение речи и мышления. Переход от мысли к речи представляет собой сложный
процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах.
Развитие
связной монологической речи и речевого общения составляет функциональный, или
коммуникативный аспект формирования речи. В то же время связная речь тесно
переплетается с двумя другими аспектами речи: структурным и когнитивным, так
как отражает уровень развития ребёнка,
способность анализировать, сравнивать; показывает уровень овладения
словарём, грамматическим строем, звуковой культурой речи.
Формирование речи ребенка тесно связано с
другими сферами развития и во многом зависит от речевой среды, в которой он растет.
После года быстро развивается понимание речи (импрессивная речь) и
увеличивается количество слов, произносимых самим малышом (экспрессивная речь) [18, c. 21-23].
Изучением специфики речевого развития детей
занимались такие именитые педагоги как К.Д. Ушинский и Е.И. Тихеева.
Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте
имеет определенные нормативы.
Речь 5-летнего ребенка должна стать
развернутой, причем не только диалогической (ответы на вопросы), но и
монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса,
действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, т.e. предполагают использование
предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и
прочее. Для этого необходимо овладеть словами как частями речи, научиться
различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль.
Здесь уже важно не просто знание слов, а
умение устанавливать отношения между обозначаемыми этими словами действующими
лицами и предметами.
Для связной монологической речи ребенка 6-го
года жизни характерен резкий скачок в развитии. Дети в этом возрасте становятся
активными участниками речевого процесса, совершенствуют монологическую речь,
без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор
родственников. Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные
предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. На шестом году
жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из
40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм –
монологической как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и
рассуждение [5].
Связная монологическая речь ребенка 7-го года
жизни продолжает совершенствоваться: дети осваивают разные типы связных
высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на
наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских
рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений. Развивается контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная
наглядной опоры). Сначала контекстная речь появляется при пересказе сказок
(рассказов), а затем при описании каких-либо событий из личного опыта,
собственных впечатлений и переживаний ребенка.
Следовательно, в период
овладения фразовой